14 апреля 2013, 18:00

"Ред Булл": неудачный день или начало кризиса?

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ГРАН-ПРИ КИТАЯ

Победой Фернандо Алонсо из "Феррари" завершился третий этап чемпионата мира – "Гран-при Китая". Пилотам "Ред Булла" – сильнейшей команды прошлого сезона – подняться на подиум в Шанхае помешали пустеющий бак, отваливающиеся колеса и ошибки в стратегии.

Распределение мест на подиуме "Гран-при Китая" прошло без участия "Ред Булла". В квалификации первое место на старте завоевал Льюис Хэмилтон на "Мерседесе", а в гонке заслуженную победу одержал Фернандо Алонсо на "Феррари". Испанец и обгонять соперников не стеснялся, и поддерживал впечатляющий темп на трассе. Лидер "Ред Булла" Себастьян Феттель финишировал четвертым, а его напарник Марк Уэббер сошел с дистанции на 18-м круге из-за отвалившегося колеса.

Феттель и "Ред Булл" добровольно ушли в тень еще в субботу: выбрали на гонку тактику, которая требовала пожертвовать квалификационным результатом (немец оказался лишь 9-м) в обмен на возможность стартовать на более выносливой резине. Возможно, именно неправильная тактика не дала Себастьяну финишировать выше 4-го места. Однако закрадывается подозрение, что и при одинаковом графике пит-стопов Алонсо вполне мог оказаться впереди Феттеля – за счет того, что "Феррари" способна ехать быстрее "Ред Булла".

Беды чемпионской команды начались с того, что в баке машины Уэббера во время квалификации оказалось меньше топлива, чем нужно. Пока соперники сражались за лучшее время, Марк с грустным видом стоял у "обсохшей" машины – и в воскресенье был вынужден стартовать последним. Днем позже, в гонке, ситуация повторилась – только теперь Уэббер уныло гулял вокруг "трехлапого" болида: после пит-стопа отлетело не закрепленное должным образом колесо. К этому следует добавить проблемы Феттеля: команда выбрала для него не самую лучшую стратегию, и он финишировал на несколько позиций ниже, чем рассчитывал.

Ситуация в конюшне, которая не знала себе равных в "Формуле-1" на протяжении последних трех сезонов, идиллической не выглядела никогда. Де-юре коллективом руководит Кристиан Хорнер. Но в боксах постоянно находится пожилой австриец по имени Хельмут Марко, являющийся доверенным лицом Дитриха Матешитца – владельца не только команды, но и всего концерна "Ред Булл". Марко – ровесник и соотечественник своего босса (англичанин Хорнер младше лет на 30), а потому держится независимо. И нередко позволяет себе публично расходиться во мнениях с руководителем команды. О том, кто принимает окончательные решения в спорных ситуациях – остается только догадываться.

Пилоты "Ред Булла" выступают вместе пятый сезон, но так и не стали, по выражению Хорнера, "людьми, которые могли бы вместе встретить Рождество". До последнего времени команде удалось сохранять хрупкую гармонию или, как минимум, – ее видимость. Даже когда три года назад Себастьян Феттель и Марк Уэббер врезались друг в друга, сражаясь за лидерство, напряженность не переросла в открытый конфликт. Но после недавнего "Гран-при Малайзии" худому миру пришел конец. И дело даже не в том, что Феттель в борьбе за первую позицию обогнал Уэббера вопреки командным установкам. Трехкратный чемпион мира не ограничился признанием собственной ошибки и извинениями перед командой, а стал ковырять рану, которая могла бы затянуться сама собой.

Накануне гонки в Шанхае немец прямым текстом заявил в сотню подставленных микрофонов, что, во-первых, по ходу прошлых сезонов Уэббер его "никогда по-настоящему не поддерживал", а во-вторых, три недели назад "Марк не заслуживал победы", поэтому Феттель "поступил бы точно так же", даже если бы правильно понял поступивший из боксов приказ.

Делать такие заявления Себастьян может себе позволить. Даже если руководство "Ред Булла" возмутится происходящим и решит избавиться от пилота, принесшего команде три подряд чемпионских титула, немец моментально найдет себе работу у конкурентов – не исключено, что еще и увеличив этим переходом свою зарплату. Поэтому Марк Уэббер может сколько угодно оставаться без топлива и терять колеса. А также показывать неважные результаты в квалификациях или проваливать старты (ведь подписывая очередной контракт с австралийцем "Ред Булл" простил ему немало таких ошибок). Все это не трагедия, если выигрывает Феттель.

Но победу праздновали другие. Причем положение, в котором после третьей гонки сезона оказалась чемпионская команда, – непростое вдвойне. Спад результатов в отдельном "Гран-при" или в отдельной фазе сезона – вещь привычная. Но способность команды эффективно отреагировать на такой спад в кратчайшие сроки (следующая гонка состоится уже в ближайшее воскресенье) во многом зависит от атмосферы внутри коллектива. А когда пилоты косо смотрят друг на друга, нередко на два противоборствующих лагеря делится вся команда. И тогда много сил тратится на взаимные подозрения и обвинения, которые не делают машину быстрее. Справится ли "Ред Булл" с назревающим кризисом – одна из главных интриг нынешней весны в "Формуле-1".

Шанхай (Китай). Чемпионат мира. 3-й этап. "Гран-при Китая". 1. Алонсо (Испания, "Феррари") – 1:36.26,945. 2. Райкконен (Финляндия, "Лотус") – отставание 10,1. 3. Хэмилтон (Великобритания, "Мерседес") – 12,3. 4. Феттель (Германия, "Ред Булл") – 12,5. 5. Баттон (Великобритания, "Макларен") – 35,2. 6. Масса (Бразилия, "Феррари") – 40,8. 7. Риккьярдо (Австралия, "Торо Россо") – 42,6. 8. Ди Реста (Великобритания, "Форс Индия") – 51,0. 9. Грожан (Франция, "Лотус") – 53,4. 10. Хюлькенберг (Германия, "Заубер") – 56,5. 11. Перес (Мексика, "Макларен") – 1.03,8. 12. Вернь (Франция, "Торо Россо") – 1.12,6. 13. Мальдонадо (Венесуэла, "Уильямс") – 1.33,8. 14. Боттас (Финляндия, "Уильямс") – 1.35,4. 15. Бьянки (Франция, "МАРУСЯ") – 1 круг. 16. Пик (Франция, "Катерхэм") – 1 круг. 17. Чилтон (Великобритания, "МАРУСЯ") – 1 круг. 18. Ван дер Гарде (Голландия, "Катерхэм") – 1 круг.

Не финишировали: Гутьеррес (Мексика, "Заубер"), Сутиль (Германия, "Форс Индия"), Уэббер (Австралия, "Ред Булл"), Росберг (Германия, "Мерседес").

Личный зачет: 1. Феттель – 52 очка. 2. Райкконен – 49. 3. Алонсо – 43. 4. Хэмилтон – 40. 5. Масса – 30. 6. Уэббер – 26. 7. Баттон – 12. 8. Росберг – 12. 9. Грожан – 11. 10. Ди Реста – 8. 11. Риккьярдо – 6. 12. Сутиль – 6. 13. Хюлькенберг – 5. 14. Перес – 2. 15. Вернь – 1.

Кубок конструкторов: 1. "Ред Булл" – 78 очков. 2. "Феррари" – 73. 3. "Лотус" – 60. 4. "Мерседес" – 52. 5. "Форс Индия" – 14. 6. "Макларен" – 14. 7. "Торо Россо" – 7. 8. "Заубер" – 5.

14