19 августа 2014, 20:33
В будущем сезоне напарником 20-летнего россиянина Даниила Квята в команде "Торо Россо" будет 17-летний голландец Макс Ферстаппен
Ферстаппен-младший только на прошлой неделе присоединился к молодежной программе "Ред Булл" и успел провести на автодроме в австрийском Шпильберге всего одну тестовую сессию, проехав 30 кругов под дождем за рулем машины "Формулы Рено 3.5" 2012 года. Но уже через несколько дней после этого не слишком выдающегося события было объявлено о том, что в 2015 году юный голландец сядет за руль боевой машины дочерней команды "Ред Булл" "Торо Россо" в качестве основного пилота и станет партнером Даниила Квята вместо француза Жан-Эрика Верня.
В течение последнего месяца фамилия молодого гонщика из страны тюльпанов многократно упоминалась в связи с борьбой, которая развернулась за него между "Ред Буллом" и "Мерседесом". Верх в поединке за восходящую звезду взяла австрийская конюшня. Главным предметом торга было гарантированное место боевого пилота в следующем сезоне, на котором настаивала команда Ферстаппена во главе с его отцом Йосом. И, видимо, "Ред Булл" оказался готов рискнуть привести в "Королевскую серию" самого юного пилота в ее истории.
Ферстаппен-младший вылез из автогоночных штанишек – картинга – только в нынешнем году, проехав сначала в январе-феврале в гонках зимней серии "Флорида", где занял третье место, одержав две победы в 12 гонках. А затем в европейском чемпионате "Формулы-3" он выиграл среди более опытных сверстников 8 гонок из 27, выдав серию из шести побед кряду. Еще в 11 случаях голландец занимал места на подиуме, а в общем зачете чемпионата он занимает на данный момент второе место.
– Все прекрасно понимают, что Ферстаппен – это молодой перспективный пилот, замечает бывший тест-пилот "Джордана" и "Мидланда" Роман Русинов. – Голландец уже доказал на своем уровне, что он быстрый и способный гонщик. Но когда он перейдет в "Формулу-1", ему опять нужно будет многое доказать, и в первую очередь по отношению к Дане Квяту, который тоже быстр, очень перспективен и доказал свою силу в этом году.
Увидеть Макса Ферстаппена за рулем болида "Формулы-1" можно будет уже 31 августа. В рамках шоу VKV City Racing, спортивным директором которого является бывший пилот "Королевской серии" и отец вундеркинда Йос Ферстаппен, молодой голландец проедет по улицам Роттердама. Не исключено, что он примет участие и в пятничных свободных заездах "Формулы-1" по ходу нынешнего сезона, но прежде ему нужно получить суперлицензию, пройдя серию тестов. Это не проблема, но данная формальность может занять некоторое время и юниора, который в данный момент загружен сверх всякой меры.
Впрочем, даже если предположить, что Макс Ферстаппен дебютирует в "Гран-при" не в следующем году, а еще через сезон, он все равно станет самым молодым гонщиком в истории "Формулы-1. Сыну Йоса Ферстаппена, выступавшего в свое время в семи разных командах "Королевских гонок", 30 сентября исполнится только 17 лет. В то время как самый молодой на данный момент пилот "Формулы-1" испанец Хайме Альгерсуари начинал свой путь в "Больших призах" в возрасте 19 лет и 125 дней.
– Думаю, что не в возрасте дело, а в подходе к мастерству и том, как быстро он будет набираться опыта, – считает Русинов. – Я думаю, что, если Макса пригласили в программу "Ред Булла", значит это не просто так.
Волна, которая поднялась в средствах массовой информации в связи со слухами о возможном приходе Ферстаппена-младшего в "Формулу-1" показала, что приглашение этого гонщика имеет хорошие перспективы, в том числе и в плане маркетингового потенциала. Истории, когда сын идет по стопам своего отца в автоспорте не нова, но по-прежнему популярна среди журналистов, спонсоров и болельщиков.
– Помимо гоночных достижений имеет значение и заинтересованность в персонаже, – замечает Русинов. – В данном случае отец Ферстаппена уже был в "Формуле-1", а это тоже играет роль. Давайте вспомним Себастьяна Бурде – француз попал в "Торо Россо" только после того, как во Франции разрешили продавать напиток "Ред Булл". Качества пилота очень важны и это естественно ставится на первое место, но одновременно важна и маркетинговая составляющая проекта.
Как показывает практика, три сезона – это максимум, который могут дать пилоту в "Торо Россо", чтобы доказать способность выступать на более высоком уровне и бороться за титул. И если после этого гонщик не переходит в "Ред Булл", как это сделали Себастьян Феттель и Даниэль Риккьярдо, его дальнейшие перспективы в "Формуле-1" выглядят туманно. Скотт Спид, Себастьян Бурде, Хайме Альгерсуари и Себастьян Буэми после ухода из "Торо Россо" в лучшем случае получали роль тест-пилотов. И только Витантонио Лиуцци спустя некоторое время удалось вернуться в "Королевскую серию", где он выступал без особого успеха. Вероятно, такая же судьба ждет и Жан-Эрика Верня, если конечно француз не найдет для себя щедрого спонсора.
Сравнения Ферстаппена с Квятом теперь неизбежны. В европейской "Формуле-3" россиянин провел в прошлом году 21 гонку, одержав одну победу и еще шесть раз попав на подиум. В картинге по статистике голландец также побеждал больше Даниила. Впрочем, прошлые заслуги не будут иметь никакого значения в 2015 году. Во многом он может стать решающим для Квята в плане будущего его карьеры. Уступать своему партнеру по команде, уже имея за плечами опыт "Формулы-1", россиянину никак нельзя. 20-ти лет от роду и всего во время своего второго сезона в "Королевской серии" Даниил окажется в роли дядьки-ветерана, в спину которому дышит следующее поколение.
– Что бы ни произошло дальше, Даня – большой молодец, – считает Русинов. – Он уже доказал свою скорость. Очень хорошо, что сейчас он выступает и представляет нашу страну в "Формуле-1". А делать какие-то выводы о том, что будет в следующем сезоне, пока еще слишком рано.