12 ноября 2015, 19:00
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 18-й этап. "ГРАН-ПРИ БРАЗИЛИИ"
"Гран-при Бразилии" впервые прошел в 1972 году, но вне официального зачета "Формулы-1". В то время по правилам Международной автомобильной федерации (ФИА) организаторы должны были сначала провести демонстрационную гонку для того, чтобы доказать свою состоятельность.
С 1973 года "Гран-при Бразилии" ни разу не покидал календарь "Формулы-1". Правда, дважды переезжал с автодрома "Интерлагос" на трассу "Жакарепагуа" в Рио-де-Жанейро. Окончательно бразильский этап вернулся в Сан-Паулу в 1990-м после модернизации местного автодрома: длина круга была сокращена с 7960 м до 4309 м, построены новые боксы, пресс-центр, башня управления и медицинский центр. Первые два поворота были разработаны при активном участии Айртона Сенны (сейчас они носят его имя).
Первую "официальную" гонку "Формулы-1", которая прошла в Бразилии, выиграл местный гонщик – как и три последующие. Две победы – в 1973 и 1974 годах – одержал Эмерсон Фиттипальди. В 1975-м первым к финишу приехал Карлус Пасе. К слову, для Пасе эта победа оказалась единственной в карьере, которая завершилась 18 марта 1977-го, – бразилец погиб в авиакатастрофе под Сан-Паулу. Спустя восемь лет автодром "Интерлагос" был официально переименован в Автодром имени Жозе Карлуса Паcе. Имя погибшего гонщика трасса носит до сих пор.
Кстати, Пасе оказался единственным бразильским пилотом, который выиграл домашний "Гран-при" только один раз. Фиттипальди, Нельсон Пике, Айртон Сенна и Фелипе Масса становились победителями бразильского этапа по два раза.
Из всех бразильских гонщиков, которым удавалось хоть раз становиться первыми на этапе "Формулы-1", только Рубенс Баррикелло не смог подняться на высшую ступень пьедестала у себя дома. Лучший результат Баррикелло, двукратного вице-чемпиона мира и рекордсмена "Больших призов" по количеству проведенных "Гран-при", – третье место. Причем до этого, с 1995-го по 2003-й, у него была целая серия из девяти сходов подряд. Свой первый и единственный подиум на "Гран-при Бразилии" уроженец Сан-Паулу завоевал только в 2004-м. Но именно домашний, такой несчастливый "Гран-при", и стал для Баррикелло заключительным, 326-м по счету, в "формульной" карьере.
Рекордсменом этого южноамериканского этапа является француз Ален Прост. Он выигрывал здесь шесть раз. По четыре победы у немца Михаэля Шумахера и аргентинца Карлоса Ройтемана (с учетом демонстрационной гонки 1972 года).
Из нынешнего пелетона "Формулы-1" в Бразилии побеждали пять пилотов – кроме Массы также Нико Росберг, Дженсон Баттон, Кими Райкконен и Себастьян Феттель (дважды). И именно в Бразилии в 2012-м Феттель завоевал свой третий чемпионский титул. В той гонке он финишировал шестым, что позволило ему на три очка обогнать Фернандо Алонсо в личном зачете и занять первое место.
Нынешний лидер сезона Льюис Хэмилтон, который уже обеспечил себе победу в чемпионате и третий чемпионский титул, в Бразилии не выигрывал ни разу. Его лучший результат – второе место 2014 года. Из всех этапов, которые сейчас присутствуют в календаре "Формулы-1", Хэмилтон не становился победителем только трех из них – мексиканского, австрийского и бразильского.
Льюис ХЭМИЛТОН, "Мерседес":
– Этот этап был домашним для Айртона Сенны, все детство я мечтал выступать в Сан-Паулу... И сейчас чувствую дух Айртона, когда там гоняюсь. Он был настоящим героем в Бразилии, я рад, что и меня там хорошо принимают. Странно, что ему потребовалось восемь попыток для того, чтобы выиграть эту гонку. Для меня "Гран-при Бразилии" до сих пор также остается одним из немногих, который пока не удалось выиграть. Если в этот раз мне все-таки удастся это сделать, это станет еще одним положительным моментом этого удивительного сезона!
Фелипе МАССА, "Уильямс":
– Домашний этап – это самая важная гонка для любого гонщика. Я рад, что у меня снова есть возможности выступить там, где я когда-то начинал карьеру, – сначала в картинге, который находится здесь за стеной автодрома, потом на основной трассе. С этим "Гран-при" я всегда связываю особые надежды. Мне нравится конфигурация трассы, она отлично мне подходит, я не раз добивался отличных результатов в Интерлагосе. Надеюсь, так будет и в этот раз.
Даниил КВЯТ, "Ред Булл":
– Это одна из классических трасс "Формулы-1", здесь всегда отличная атмосфера. Я слышал, что организаторы провели реконструкцию автодрома – будет интересно посмотреть на то, как изменился паддок. Раньше там было очень тесно, команды работали в сложных условиях, так что перемены будут очень кстати. Впрочем, независимо от того, что там изменилось, атмосфера, уверен, останется прежней. Всегда здорово, когда болельщики находятся так близко к трассе. В Бразилии очень любят "Формулу-1", на этой трассе приятно выступать, а атмосфера кажется немного безумной!.
Дженсон БАТТОН, "Макларен":
– У меня много приятных воспоминаний об Интерлагосе. Самое яркое воспоминание – это, несомненно, 2009 год. Первые очки в "Формуле-1", добытые здесь, – это тоже важное событие, но гораздо важнее одержать победу в чемпионате. Поэтому я люблю возвращаться на трассу в Сан-Паулу, она одна из моих самых любимых! Здесь царит ни с чем не сравнимая атмосфера и, несмотря ни на что, мне здесь нравится. Да, воспоминания о событиях 2010 года (на Баттона было совершено вооруженное нападение. – Прим. "СЭ") нельзя назвать приятными, но что-то должно было произойти. Подобные вещи часто случались с механиками и инженерами – в конце концов, это должно было произойти и с гонщиком. Тем более не думаю, что нападавшим было нужно что-то, кроме наших сумок из багажника.
Даниэль РИККЬЯРДО, "Ред Булл":
– Старт-финишная прямая здесь очень узкая, так что если ваша стартовая позиция находится на внешней стороне трассы, от трибун вас будет отделять всего два метра. Это значит, что лучше надеяться на то, что вы нравитесь зрителям. Если это не так, то вы в своем шлеме станете легкой мишенью для них – будет много шума, дудок, труб и барабанов. Но мне, если честно, и хочется видеть на "Формуле-1" именно таких зрителей. Бразильцы – отличные ребята. Хотя я не могу сказать то же самое про трассу. Вернее, она просто не моя, и, кажется, за все время я не проехал там ни одного хорошего круга. Как и в Сочи, в Интерлагосе нет ни одного поворота, проезжая который вы говорите себе: "Вау!" Там нет ни одного поворота, который доставлял бы удовольствие. Вернее, там есть парочка неплохих, но из-за многочисленных кочек машине не хватает сцепления, чтобы проехать их на высокой скорости. Но ваш пульс все равно учащается благодаря энтузиазму зрителей. И вы готовы принять вызов!