29 февраля 2016, 21:00

Сочи может въехать в историю "Формулы-1"

Алексей ШИШКИН
Корреспондент
Анонсированные 23 февраля изменения в формате квалификации "Формулы-1" отложены до окончания "Гран-при России"

Планировалось, что изменения вступят в силу уже на первой гонке сезона – "Гран-при Австралии", но генеральный промоутер "Королевских гонок" Берни Экклстоун сообщил, что организаторы гонок не успевают переписать программное обеспечение для создания графики в телетрансляциях. Последняя гонка по старым правилам может пройти в России с 29 апреля по 1 мая.

СМЕНА ПРАВИЛ ПО ХОДУ СЕЗОНА – БОЛЕЗНЕННАЯ ВЕЩЬ

"Необходимо, чтобы графика давала зрителям исчерпывающий ответ на вопрос о том, что происходит. Нельзя просто сказать: "Этот гонщик был последним, поэтому выбывает". Нельзя ограничиться лишь этим, мы должны что-то придумать", – отметил Экклстоун. Странно, что вопрос с хронометражем и графикой не был поднят на заседании стратегической группы "Формулы-1", которая и приняла решение о новом формате.

Суть изменений – в том, что теперь гонщики должны находиться на трассе все время квалификации, пока в какой-то момент их результат не окажется худшим. Если все изменения успеют "вписать" в графику и хронометраж до "Гран-при Испании", который состоится 15 мая, то именно российский этап может войти в историю "Формулы-1". Впрочем, возможно, никаких "игр на выбывание" в этом сезоне не будет совсем. Уж слишком нетипичной выглядит ситуация, когда технический регламент самой престижной гоночной серии меняется по ходу сезона.

Хотя чемпион серии FIA GT-2013, вице-чемпион "Формулы-2"-2010 пилот команды "Лукойл Рейсинг" Сергей Афанасьев уверен, что команды "Формулы-1" готовы ко всему. "По своему опыту в гонках могу утверждать, что смена правил по ходу сезона – болезненная вещь как для пилотов, так и для команд, поскольку крайне тяжело перестраиваться. С другой стороны, в "Формуле-1" все коллективы очень серьезно подходят к любому вопросу. Следовательно, они готовы к любым изменениям в регламенте", – отметил Афанасьев.

НА СТАРЫЕ ГРАБЛИ

В истории "Формулы-1" были прецеденты, когда формат квалификации менялся в разгар чемпионата. В 2005 году, например, в течение первых пяти гонок квалификационное время было средним. Брались результаты двух сессий, суммировались и делились на два. То есть высчитывалось среднее время. Гонщики проезжали по одному кругу по пустой трассе: в пятницу с пустым баком, а в субботу – с заправленным на первый отрезок гонки. Новинка с треском провалилась и была отвергнута единогласно всеми командами.

Нынешний – вполне взвешенный и справедливый – формат квалификации устраивал всех. Во всяком случае, особых претензий по этому поводу никто не высказывал. По мнению Сергея Афанасьева, лучше искать инженерные пути увеличения зрелищности "Формулы-1", чем пытаться добиться этого изменениями правил, хотя любые новинки изначально выглядят интересно.

"В "Ф-1" квалификация не имеет такого уж решающего значения, как во многих других сериях, где, если не случится форс-мажора, можно переместиться на 2 – 3 позиции в ту или иную сторону. Очень большую роль играют пит-стопы, где сказывается преимущество ведущих команд. Новый формат квалификации не внесет серьезных изменений в результатах между пилотами одной конюшни. Но изменения необходимы любому спорту, любому мероприятию, чтобы не стоять на месте и изменить устоявшийся порядок, – считает российский пилот. – Предлагаемые изменения в квалификации на определенное время будут интересны болельщикам. Потом к ним привыкнут и не будут особо вспоминать о том, что было, как не вспоминают и сейчас о тех форматах квалификации, что были раньше. "Живое" выбывание позволит, как мне кажется, определить, кто из пилотов морально более устойчив.

Я думаю, что эти изменения будут на руку Валттери Боттасу. Безусловно, будут стрессовые ситуации, связанные с некими техническими неисправностями – теми же проколами, например. Но это уж кому как повезет, удача ведь тоже должна привносить определенные краски в гонки".

"ФОРМУЛА-1" СТАЛА СЛИШКОМ МИРОЛЮБИВОЙ

"Честно говоря, мы с коллегами, которые также связаны с автоспортом, когда обсуждали новые правила квалификации, так и не поняли, когда же начнутся эти "игры на выбывание" – с первого сегмента или с третьего. В любом случае к машинам будут большие требования в плане стабильности, надежности, работы с покрышками – их количество на уик-энд осталось тем же самым. Да и сами покрышки должны выдерживать большее количество времени на трассе.

Повторюсь, те, кто сильнее, в любом случае будут стартовать первыми – при любых изменениях правил, и вряд ли новая квалификация сделает интереснее сами гонки при нынешнем раскладе сил. Понятно, что "Формула-1" очень изменилась с тех пор как серьезнейшее внимание стало уделяться вопросам безопасности. Автогонки – это априори гладиаторские бои, где всегда что-то происходит.

Но "Ф-1" стала слишком миролюбивой, если можно так сказать, и более бережно стала относиться к окружающей среде. Я поддерживаю то, что сделано в регламенте с точки зрения увеличения возможностей для обгона, например, зоны DRS. Вообще, на мой взгляд, чтобы сделать "Королевские гонки" более интересными, нужно дать больше свободы инженерам, снять некоторые ограничения, а не менять постоянно регламент в действующих рамках" – подчеркнул Сергей Афанасьев.

В любом случае новшества отложены как минимум до "Гран-при Испании", а то и до следующего сезона. И дело не только в программном обеспечении. Не решен, например, вопрос – что будет происходить в том случае, если квалификация прервется красными флагами. Подобная ситуация может нарушить всю схему с выбыванием худших гонщиков, за которую ратуют сторонники нового регламента.

1