31 марта 2016, 15:00
"ФОРМУЛА-1" ПРОТИВ "ФОРМУЛЫ-1"
Свой лучший круг в квалификации по Альберт-Парку Льюис Хэмилтон на "Мерседесе" проехал за 1.23,837, а лучший круг в гонке на счету Даниэля Риккьярдо из "Ред Булл" – 1.28,997. Для сравнения – в прошлом году тот же Хэмилтон выиграл поул с более медленным результатом 1.26,327, а в гонке самый быстрый круг проехал за 1.30,945.
Если брать исторический период с начала XXI века (и только на примере гонок в Мельбурне), то результаты прошедшего этапа наиболее близки к тем, что показали в 2011 году Себастьян Феттель на "Ред Булл" и Фелипе Масса на "Феррари". Немецкий гонщик тогда выиграл квалификацию с результатом 1.23,529, а бразилец показал лучший круг в гонке – 1.28,947.
Но три года назад команды использовали более мощные безнаддувные атмосферные двигатели V8 объемом 2,4 литра, а максимальная частота вращения коленвала была ограничена 18 000 оборотов в минуту. Плюс действовала система KERS. Сейчас же на болидах установлены турбированные V6 объемом 1,6 литра, с меньшим числом клапанов и максимальной скоростью вращения коленвала не более 15 000 об/мин.
В следующем году благодаря изменениям в регламенте болиды, как обещают боссы "Формулы-1", будут еще на 5–6 секунд быстрее. Если это случится, то падет абсолютный гоночный рекорд трассы в Мельбурне, который в 2004 году установил Михаэль Шумахер. Тогда легендарный немец проехал в гонке с дозаправками за 1.24,125, а на его "Феррари" стоял трехлитровый атмосферник V10. Похоже, что уже в следующем сезоне на трассе появятся самые быстрые болиды "Формулы-1" в истории.
"ФОРМУЛА-1" ПРОТИВ INDYCAR
В гоночных сериях на "открытых колесах" есть машины, которые в плане чистой скорости на прямых опережают даже "Формулу-1". Речь идет об американском чемпионате Indycar, раньше известном как CART. На овалах эти тяжелые машины, оснащенные шестицилиндровым турбированным мотором объемом 2,2 литра, могут развивать скорость 350 км/ч.
Вообще для корректного сравнения скорости машин из разных серий нужна одна и та же трасса, одни и те же шины или хотя бы шины одного производителя, одни и те же погодные условия. В 2002 году случилось так, что в Монреале с разницей в два месяца прошли гонки "Формулы-1" и Indycar. Тогда лучший квалификационный результат американских гонок Лукаса ди Грасси более шести секунд уступил лучшему результату квалификации гонок королевских, показанному Хуаном Пабло Монтойей. Через четыре года Себастьян Бурдэ в серии Champcar (поглощенной Indycar) проехал круг по автодрому Жиля Вильнева за 1.20,005, но Фернандо Алонсо в том году показал результат 1.14,726.
Сейчас "Формула-1" с Indycar не пересекается, поэтому остается опираться только на статистику. Гонки на овалах – отдельная песня, там у машин всего два левых поворота и гигантская скорость. В нынешнем сезоне в Indycar прошел только один этап – в Сент-Питерсберге, где пятое место занял Михаил Алешин. В квалификации лучший результат показал Уилл Пауэр – свой быстрый круг он проехал со скоростью 173 км/ч. В прошлом году в Огайо, который значительно больше похож на Мельбурн, Пауэр в квалификации разогнался до 202,5 км/ч. Скорость Хэмилтона в Альберт-Парке была намного выше и составила 227,63 км/ч.
В общем, там, где много поворотов, где важна аэродинамика и прижимная сила, Indycar "Формуле-1" не соперник. Если же говорить про скорость на прямых, то в 2013 году в Монце Риккьярдо достиг отметки в 340 км/ч, а Антонио Пиццония там же, но в 2004 году – 369,9 км/ч. Вполне себе "овальная" скорость.
"ФОРМУЛА-1" ПРОТИВ GP2 И ГОНОК НА ВЫНОСЛИВОСТЬ
Можно сравнить "Формулу-1" с гонками на выносливость и серией GP2. Все эти чемпионаты проходят на одних и тех же треках. GP2 считается серией поддержки для "Королевских гонок", машины этой серии оборудованы восьмицилиндровыми моторами объемом 4 литра и мощностью около 580 л. с. плюс ко всему на болидах, которые весят примерно столько же, сколько и в "старшем" чемпионате, установлены системы DRS с теми же самыми зонами детекции и активации на одних трассах.
Для сравнения можно взять гонки 2015 года в Монако – одной из самых медленных трасс, где мощь и скорость машины не так важны, как на других этапах. Так вот, в Монако лучший квалификационный круг в GP2 на счету Алессандро Росси – 1.37,019 (123,82 км/ч), а в гонке у Ричи Стэнэвея – 1.22,03 (140,45 км/ч). В "Формуле-1" эти показатели лучшие у Хэмилтона – 1.15,098 (160,13 км/ч) и Риккьярдо – 1.18,063 (153,89 км/ч). Разница между старшим и младшим братьями очевидна. Уровень внедрения технологий несопоставим, да и бюджеты тоже.
Наконец, чемпионат WEC, класс спортпрототипов LMP1 с закрытыми кокпитами, в котором участвуют "Ауди", "Порше" и "Тойота" и в котором совокупная мощность двигателей и силовых установок доходит до 1200 л. с. Сравниваем гонки в Сильверстоуне-2015. В "Формуле-1" Хэмилтон выиграл поул с результатом 1.32,248, а его лучший круг в гонке – 1.37,093. В гонках на выносливость лучшими стали экипажи "Порше" и "Ауди", а их результаты – 1.39,721 и 1.40,836. То есть и этим машинам далеко до "Королевских".
Понятно, что в каждой серии свой технический регламент, свои поставщики резины, характеристики которой могут очень сильно отличаться, свои поставщики двигателей, свои разработчики шасси. И какая серия круче – болельщики решат сами. Вне зависимости от того, где выше скорость.
РЕКОРДЫ СКОРОСТИ В ГОНОЧНЫХ СЕРИЯХ
Серия |
Сезон |
Трасса |
Скорость в квалификации * |
Скорость на лучшем круге в гонке |
"Ф-1" |
2004 |
Мельбурн |
226,19 |
226,94 |
"Ф-1" |
2006 |
Монреаль |
210,10 |
207,01 |
Champcar |
2006 |
Монреаль |
196,24 |
- |
"Ф-1" |
2011 |
Мельбурн |
228,56 |
214,63 |
"Ф-1" |
2016 |
Мельбурн |
227,63 |
214,51 |
"Ф-1" |
2015 |
Монте-Карло |
160,13 |
153,89 |
GP2 |
2015 |
Монте-Карло |
123,82 |
140,45 |
"Ф-1" |
2015 |
Сильверстоун |
229,90 |
218,45 |
WEC, LMP1 |
2015 |
Сильверстоун |
212,65 |
210,31 |
Indycar |
2016 |
Сент-Питерсберг |
173,01 |
167,58 |
Indycar |
2015 |
Огайо |
202,50 |
197,17 |
* В км/ч.