Первые 55 секунд «Гран-при Великобритании» в минувшее воскресенье стали самым захватывающим гоночным отрезком в «Формуле-1» как минимум за последние десять лет. Семикратный чемпион мира Льюис Хэмилтон, которого многие обвиняли в «отсутствии яиц», организовал сумасшедшую по напору атаку на своего главного конкурента Макса Ферстаппена. Жесткая мужская борьба завершилась вылетом голландца с трассы после контакта его заднего колеса с передним колесом автомобиля британца. Раскуроченный в хлам болид лидера чемпионата, который эвакуировали с трека более получаса, стал символом наступления в королевской серии новых времен.
1) Макс жив и практически здоров. Он самостоятельно выбрался из машины и далее испытывал лишь небольшое головокружение и боль в ушибленном плече. Для человека, испытавшего перегрузку в 51G, — сущая ерунда.
2) Хэмилтон после разбора столкновения получил 10 секунд штрафа, два штрафных балла в суперлицензию и выиграл домашний «Гран-при», пройдя Шарля Леклера за два круга до финиша. Отставание Льюиса от Макса в общем зачете сократилось до 8 очков, а отставание «Мерседеса» от «Ред Булла» в Кубке конструкторов — до чисто символических 4 баллов. По сути, вся борьба за главные титулы начинается заново.
3) Разозленный Ферстаппен и представители «Ред Булла» выступили с беспрецедентными обвинениями в адрес Хэмилтона в неспортивном поведении и опасном вождении. Дискуссия на повышенных тонах оставляет надежду, что времена политкорректности в «Формуле-1» остались в прошлом. И что в оставшихся гонках сезона нас ждет рубка между соперниками, которые по-настоящему ненавидят друг друга.
4) Жеманный Хэмилтон и брутальный Ферстаппен — идеальные противники в битве по всем фронтам. СМИ сейчас сделают все, чтобы стравить этих гонщиков. Другой вопрос — готов ли Льюис к сражению длиной больше чем в 55 секунд. Британец, разгуливающий по паддоку под зонтиком в то время, как выбитый им с трассы Макс летел на вертолете в госпиталь Ковентри, явно не производил впечатление человека, способного рвать и метать.
Фабула скандальной аварии такова. Со стартовых метров дистанции начавший гонку вторым Хэмилтон словно коршун налетал на лидирующего Ферстаппена. Несколько раз Льюис почти проходил соперника, но всякий раз Макс контратаковал и опять вырывался вперед. Через 50 секунд после старта голландец широко зашел в правый поворот Copse, и в следующее мгновенье их с Хэмилтоном траектории пересеклись. Ферстаппен получил удар в заднее колесо и улетел в отбойник. Машина восстановлению не подлежала. При этом повреждения машины британца оказались минимальными — механики без особых проблем привели ее в порядок во время 40-минутной остановки гонки.
Болельщики «Мерседеса» считают, что имел место рабочий контакт: Хэмилтон следовал по своей траектории, а лидер «Ред Булла» авантюрно подрезал более быстрого конкурента. Поклонники Ферстаппена уверены в обратном: Льюис во время своих атак потерял осторожность и не имел права заходить в этот вираж по такому узкому радиусу на такой высокой скорости. Штраф в 10 секунд, выписанный Льюису по итогам столкновения, стюарды объяснили так: большая часть вины в аварии лежит на Хэмилтоне. Автомобиль британца на входе в поворот находился на внутреннем радиусе и чуть позади, но двигался по траектории, которая не попадала на апекс виража. При этом места на внутреннем радиусе поворота оставалось достаточно.
— Льюис ждал, что Макс оставит ему больше места, а Макс ждал, что Льюис поднимет ногу с педали, — объяснил эксперт Sky Sports и бывший пилот «Формулы-1» Карун Чандок. — Оба гонщика сражаются за титул, и от них логично ждать чего-то подобного. Макс мог оставить больше места, Льюис мог быть ближе к внутреннему поребрику и даже заехать на него — как он, кстати, сделал в конце гонки в борьбе с Леклером. Каждый мог что-то сделать, чтобы избежать аварии. Но я бы назвал это гоночным инцидентом.
Впрочем, в «Ред Булл» с формулировкой «гоночный инцидент» не согласны категорически. Жестче всех высказался консультант австрийского концерна по автоспорту Хельмут Марко.
— Пилот не может так поступать, это нельзя назвать спортивным поведением, — заявил руководитель. — Не знаю, какое наказание является максимальным, но столь опасное и бездумное вождение должно наказываться временным отстранением от гонок или чем-то подобным. Когда соперник своим передним колесом бьет по чужому заднему в самом быстром повороте трассы, это минимум очень опасное, неосмотрительное поведение. Я не знаю, ошибся ли Льюис или что-то другое было причиной его действий. Но результаты просто ужасны, это создает угрозу всем вокруг. «Мерседес» обвинил в аварии Макса? Да они просто слепые.
— Макс в момент аварии пережил перегрузки в 51G. Хэмилтон — семикратный чемпион мира, и он не должен совершать такие маневры. Это неприемлемо. Он подвергал опасности другого гонщика, — цитирует руководителя команды «Ред Булл» Кристиана Хорнера Autosport. — Макса пришлось отправить в госпиталь на обследование после столь серьезной аварии. Полагаю, Льюис сейчас очень доволен собой. Он занял внутреннюю траекторию в повороте Copse, но по этой траектории не обгоняют. В том повороте, в тех обстоятельствах он еще не опередил Макса, этого и близко не было. Это один из самых быстрых поворотов чемпионата, а Льюис — опытный гонщик и знает, что подобные вещи неприемлемы. Я очень расстроен, ведь пилот такого калибра позволяет себе такие опасные маневры, и в итоге его соперник оказывается в госпитале.
— Рад, что я в порядке. Но очень расстроен, что меня вот так выбили с трассы, — написал в соцсетях Макс Ферстаппен. — Штраф, который Хэмилтон получил после аварии, нам не поможет и не соответствует степени опасности маневра, предпринятого Льюисом на трассе. Я видел, как в «Мерседесе» отмечали победу, когда еще находился в госпитале... Все это проявление неуважения и пример неспортивного поведения, но мы продолжим двигаться вперед.
— Я был далеко от Макса, но я видел, что он не собирается сдаваться, — вспоминает Льюис Хэмилтон. — Мы вошли в поворот, а после этого произошло столкновение. Конечно, я не хотел бы выигрывать гонки таким образом, но подобные вещи случаются. Тот факт, что Макс оказался в больнице, меня беспокоит. Но в похожей ситуации Леклер повел себя уважительно, он оставил мне место. Он выбрал более широкую траекторию и продолжил держать ее. И я сбросил газ, чтобы убедиться, что мы не столкнемся. Именно такими должны быть гонки. Не считаю, что должен за что-то извиняться перед Ферстаппеном. Мы же все-таки гонщики и приезжаем на трассу соревноваться. Хорнер назвал мою победу дутой? Мне нечего сказать в ответ — разве что я не чувствую, что она дутая.
— В прошлом в таких ситуациях уже оказывались другие великие пилоты, которые боролись друг с другом. Когда никто не готов уступать, такое случается, — приводит Motorsport слова босса команды «Мерседес» Тото Вольфа. — В любом случае танго в одиночку не станцуешь. Оба пилота сделали нечто, что привело к инциденту. Когда машины едут так близко, надо оставлять друг другу место, чего в этот раз не случилось. И вынесенное судьями наказание в целом логично. Был контакт на большой скорости — в повороте, где даже при езде в одиночестве надо собрать всю волю в кулак, чтобы выдавить полный газ. Льюис никогда не пилотировал грязно. Он спортсмен во всех смыслах слова, и мы не видели каких-то серьезных инцидентов с его участием. Он соревнуется, не теряя достоинства, — и вы видели, что он не стал истерить из-за случившегося.
— Аварию Ферстаппена стоит сравнить с эпизодом между Леклером и Хэмилтоном на том же участке, — сказал «СЭ» экс-пилот «Формулы-1», гонщик программы SMP Racing Виталий Петров. -Если бы Льюис на первом круге остался внутри, наверное, не было бы никакой аварии, Ферстаппен бы спокойно проехал. А в данной ситуации Хэмилтона стащило в центр поворота от апекса, и получилось столкновение, за что он и получил штраф. Справедлив ли штраф в 10 секунд за такой эпизод? Есть правила, они прописаны регламентом. Мы же не ставим в футболе пенальти с 15 или 5 метров. Хэмилтону повезло, что он выиграл гонку.