16 февраля 2011, 02:00
АВТО
Во вторник 41-летний пилот команды "КАМАЗ-Мастер", 7-кратный победитель "Дакара" Владимир Чагин объявил об окончании карьеры профессионального гонщика.
Решение самого титулованного гонщика России, озвученное вчера на пресс-конференции в Москве, прозвучало как гром среди ясного неба. Казалось бы, ничто такого исхода не предвещало: всего месяц назад Чагин и его команда из Набережных Челнов триумфально победили на очередном "Дакаре". Было ясно, что 41-летний гонщик (кстати, день рождения он отпраздновал во время дакаровских баталий) находится в великолепной форме. И вдруг...
Увы, как рассказал вчера сам Чагин в интервью корреспонденту "СЭ", к решению покинуть большой спорт он пришел вполне обдуманно: мысль об уходе зрела давно.
- На самом деле, я думал об этом все последние годы, - признался Чагин. - Публично эту свою идею не высказывал, но с руководителем команды "КАМАЗ-Мастер" Семеном Якубовым мы ее не раз обсуждали. Естественно, Семен Семенович рассматривал ситуацию глобально, ему хотелось, чтобы наша молодежь успела подрасти и мы не потеряли бы тот командный результат, который имеем на "Дакаре".
И вот теперь, после нашего успешного, можно даже сказать - суперуспешного выступления на "Дакаре", я решил: пора. Благодарен Якубову за понимание. Век спортсмена в большом спорте не может быть бесконечным, ездить гонки нужно только с мыслью о победах. Что ж, у меня их достаточно. Сколько смог, я для команды и для российского автоспорта сделал. Доказал: наши грузовики самые быстрые, самые лучшие. Время уступить дорогу молодым.
- Вы сказали, что хотели завершить выступления еще несколько лет назад. Почему?
- Сначала спортсмен живет тем, чтобы войти в спорт, а потом, добившись результата, к которому стремился, начинает думать, когда со спортом закончить. Наверное, так. Тут важно найти правильный момент, нельзя ждать, когда результаты начнут идти на убыль, снижаться.
- Тем не менее большинство болельщиков "КАМАЗ-Мастер" считают ваше решение об уходе преждевременным. Может, оно как-то связано с памятной аварией 2007 года и тяжелыми травмами ног?
- Нет. Все куда проще. Я же сказал вам, что давно стал искать наилучший момент, чтобы покинуть гонки. Сейчас, на мой взгляд, ситуация удачная. И я решился.
- Но травмы-то дают о себе знать?
- Поверьте, мой уход с ними не связан. Вообще же все зависит от физиологических особенностей организма: у кого-то сил преодолевать травмы хватит на год, у кого-то - на пять, десять или даже тридцать лет.
- А почему именно сейчас, после седьмого выигранного вами "Дакара", ситуация оказалась удачной?
- Похоже, цифра "семь" оказалась магической… А если серьезно, то… Смотрите, мы отлично выступили в гонке - взяли четыре высших места. Это лучший результат в истории команды, к которому мы шли 23 года. Отлично проявила себя молодежь: дебютанты из экипажа Эдуарда Николаева сразу же заняли третье место. Все это вселило уверенность, что и в дальнейшем команда будет выступать хорошо.
- И сразу после нынешней победы на "Дакаре" вы поняли - это все, точка?
- Да. Именно так. И словно груз с плеч свалился.
- Он, может, и свалился, но вы сейчас скорее грустно-расстроенный, чем радостный.
- Так ведь нет повода для веселья. Просто закончилась огромная часть жизни, и это надо воспринимать как свершившийся факт.
- Многие гонщики, проведшие в спорте много лет, уходят, но через год-два возвращаются. В вашем случае гипотетически такой вариант возможен?
- Нет, нет и нет. Считаю, что это неправильно. Уходя, уходи.
- Кто будет продолжать ваше дело?
- Кроме опытнейшего Фирдауса Кабирова это Эдуард Николаев, Айрат Мардеев, Андрей Каргинов, Сергей Решетников. Ребята с каждым годом повышают свое мастерство, и это вселяет уверенность в том, что с моим уходом они поедут еще быстрее и надежнее. Почувствуют ответственность, ведь теперь задача побеждать будет стоять уже перед ними.
- А чем будете заниматься вы, Владимир, - работать как организатор? Или сосредоточитесь на совершенствовании автомобиля?
- В качестве пилота я больше выступать не буду, не стану участвовать в соревнованиях. Но работа в автомобильном спорте ведется не только на сцене - у всех на виду, но и, так сказать, за кулисами. Все прежние функции - организаторские и конструкторские - останутся при мне, уйдут только пилотские обязанности.
- Наверное, планируете больше времени проводить с семьей?
- Хотелось бы, чтобы было именно так. Но что-то я мало в это верю. Работы в команде мне хватит на 24 часа в сутки.
- Как думаете, соперники, которые многие годы не могли выиграть у команды "КАМАЗ-Мастер", в том числе у вас, теперь облегченно вздохнут?
- Многие, конечно, порадуются. Именно поэтому перед оставшимися в команде пилотами, перед молодежью стоит задача - не дать нашим соперникам радоваться слишком долго.
Лина ХОЛИНА
Владимир ЧАГИН
Родился 5 января 1970 года.
Заслуженный мастер спорта.
В команду "КАМАЗ-Мастер" пришел в 1988 году в качестве механика. С середины 90-х выступает как пилот.
2-кратный обладатель Кубка мира FIA по ралли-рейдам.
7-кратный победитель ралли-марафона "Дакар" (2000, 2002 - 2004, 2006, 2010 - 2011). 2-кратный призер "Дакара" (1999, 2009). На этапах "Дакара" побеждал 63 раза - это абсолютный рекорд гонки.
8-кратный победитель ралли-рейда "Дезерт Челлендж" (1999, 2001 - 2006, 2008).
4-кратный победитель ралли-рейда "Мастер-ралли" (1995 - 1996, 2000, 2002). Гонка 1996 года по маршруту Париж - Уль-яновск - Улан-Батор была одной из самых протяженных в мире.
2-кратный чемпион России по внедорожным ралли-рейдам.
Обладатель Кубка России.
Удостоен звания "Лучший гонщик России-2003".
Директор НП "КАМАЗ-Автоспорт".
Лауреат Государственной премии.
Награжден орденами "За заслуги перед Отечеством IV степени", "Знак Почета", "Мужества", "Почета", "Дружбы", медалью "За доблестный труд".