Ралли

14 января 2012, 11:13

Итоги 13-го дня: день длинных лопат и "неразборчивых" дюн

"ДАКАР-2012"

Широкий ассортимент не всегда в радость. В перуанской пустыне экипажам пришлось не выбирать из четырех видов песка, а воевать со всеми четырьмя...

По ходу нынешнего "Дакара" организаторы не раз честно говорили участникам, что два последних этапа (запланированный на воскресенье "плевок" - спецучасток длиной 29 километров - не в счет) будут самыми тяжелыми и готовиться там надо к худшему. Но не все отнеслись к этому предупреждению серьезно. "Мы успокаивали себя тем, что во время прокладки трассы разведчики проехали по маршруту на стандартных джипах, - рассказывает выступающий за команду X-Raid россиянин Леонид Новицкий. - А раз так, нам на своих специально подготовленных гоночных машинах опасаться нечего. Главное - вовремя распознать присмотренные организаторами ловушки и объезжать их, а не лезть в самое пекло..."

Спецучасток длиной 246 километров по меркам "Дакара" можно назвать средним - особенно вспомнив, что в программе нынешней гонки были три допа длиннее 400 км. Но на этих 246 километрах уместились четыре разных ландшафта с четырьмя разными видами песка. Сначала - короткий рывок по пляжу, потом - высокие дюны, вслед за ними - "короткие" разноформатные дюны, а под конец - "армированный" верблюжьей колючкой феш-феш. Самым коварным из всех был третий сегмент, где каждая дюна отличалась от остальных и предсказать, что ждет тебя за ее гребнем, было особенно сложно.

"Обычно в пустыне, где ветер дует в одном направлении, четко видно, где у дюны наветренная сторона, а где - подветренная, - объясняет Леонид Новицкий. - Это важно, так на наветренной стороне песок более плотный, и при прочих равных ехать надо именно по ней. В этой местности, как я понял, из-за близости океана в этой местности ветры дуют в разных направлениях. В результате конфигурация дюн непредсказуема, а разобраться, есть ли у них вообще наветренная и подветренная сторона, удается не всегда..."

Самая распространенная ловушка в этих условиях - песчаная воронка, находящаяся аккурат за гребнем дюны. Машина "ныряет" в нее, упирается в дно - и экипажу остается только браться за домкраты и лопаты. Причем процесс вызволения автомобиля получается особенно муторным - машину приходится продвигать буквально по сантиметру.

Избежать попадания в такую яму можно двумя способами. Первый - сбрасывать газ в конце подъема. Но ведь машине, чтобы забраться на дюну, нужна определенная скорость и определенный крутящий момент на колесах. Сбросишься чуть раньше, чем нужно - застрянешь в метре от вершины и будешь точно так же откапываться, только с другой стороны дюны. Можно, конечно, проводить самостоятельную разведку местности. "Сегодня многие наверняка так и будут делать, когда устанут копать, - прогнозирует Новицкий. - Думаю, некоторым штурманам сегодня предстоит прилично побегать..."

Сам россиянин имел все основания быть довольным собой. Он и штурман Андреас Шульц не допустили ни одной ошибки и пришли к финишу вторыми, лучшими из экипажей на X-Raid. Единственной "проблемой" за день стала необходимость объехать одну из дюн, которую "Мини" не смог взять "в лоб". В то время как товарищам по команде, лидирующим в гонке - и Петеранселю, и Рома - пришлось в этот день вытаскивать свои машины из описанных выше воронок.

Как же американцу Робби Гордону на "Хаммере" удалось оказаться на четверть часа быстрее Новицкого? "Я сам оторопел, когда увидел его результат, - отвечает россиянин. - Я не понимаю, как такое возможно. Без комментариев" Один из вариантов ответа: американцу помогала система изменения давления в шинах - в условиях, когда друг друга сменяют пески разной плотности, она очень кстати. На "Мини" (и на любые другие полноприводные внедорожники) установить такую систему не разрешают правила. Поэтому пилоты X-Raid в любом случае теряют время, как бы они эту проблему ни решали. К примеру, Новицкий ехал весь день с компромиссным давлением - и в любых условиях ехал чуть медленнее, чем мог бы в теории. Рома по ходу спецучастка пару раз менял давление в шинах - но для этого каждый раз надо остановиться, расстегнуть ремни, достать насос... То ли дело Гордон, подгоняющий свой "Хаммер" под изменившиеся условия одним нажатием на тумблер...

Ралли-рейд "Дакар". Внедорожники. Результаты 11 СУ

Пилот Автомобиль Команда Время
1. Робби ГОРДОН Hummer H3 SPEED Team 02:14:32
2. Леонид НОВИЦИКИЙ MINI All4 Racing X-Raid + 00:15:18
3. Жинель Де ВИЛЬЕРС Toyota Hilux Imperial Toyota + 00:22:06
4. Бернар Тен БРИНКЕ Mitsubishi Lancer MPR10 Riwald Dakar + 00:23:15
5. Хуан РОМА MINI All4 Racing

X-Raid

+ 00:23:38
...7. Стефан ПЕТЕРАНСЕЛЬ

MINI All4 Racing

X-Raid + 00:26:27

В общем зачете ситуация выглядит благоприятной для Петеранселя. Но следующий спецучасток будет не менее трудным - а как показывает опыт, даже француз запросто может за один раз потерять в песке те 20 минут, которые отделяют его от Рома. Вдобавок рассказы пилотов X-Raid после финиша выявляют еще один важный нюанс. Петерансель считается лидером команды - но ехавший мимо Рома не помогал ему откапываться и не побоялся об этом рассказать. Вывод один: ожесточенной борьбы между своими экипажами руководство команды не допустит - но и тормозить испанца в случае серьезной ошибки француза не станет.

Нельзя не скрестить пальцы за Леонида Новицкого, который уверенно (ближайший преследователь отстает почти на два часа) идет к своему лучшему результату на "Дакаре". По ходу гонки могло показаться, что россиянин многовато проигрывает лидерам X-Raid, но для сравнения можно посмотреть на выступление Кшиштофа Холофчика. Это имеет смысл, так как с точки зрения дакаровского опыта поляк и россиянин примерно равны и оба серьезно уступают Петеранселю и Рома. В течение десяти дней Холофчик ехал в темпе более опытных товарищей и гораздо быстрее Новицкого. Но потом вдруг что-то разладилось: за пару этапов поляк умудрился и перевернуться на ровном месте, и сломать машину... "По моим наблюдениям, Кшиштоф сам себя загнал, - говорит об этой ситуации Новицкий. - По неопытности взял очень высокий темп, измотал себя физически и подубил машину..."

Ралли-рейд "Дакар". Внедорожники. Общий зачет после 13 дней

 

Пилот

Автомобиль

Команда

Время

1. Стефан ПЕТЕРАНСЕЛЬ MINI All4 Racing X-Raid 35:19:04
2. Хуан РОМА MINI All4 Racing X-Raid + 00:20:00
3. Жинель Де ВИЛЬЕРС Toyota Hilux Imperial Toyota + 01:06:40
4. Робби ГОРДОН Hummer H3 SPEED Team + 01:44:04
5. Леонид НОВИЦКИЙ MINI All4 Racing X-Raid + 02:00:01

Коварная воронка за гребнем дюны задержала и "КАМАЗ" под управлением Андрея Каргинова. Впрочем, время было потрачены не столько на откапывание, сколько на ремонт. При неудачном приземлении сломался "кронштейн продольной рулевой тяги переднего моста" - и прежде чем продолжать движение, эту деталь надо было сварить. По счастью, сварочный аппарат и другое необходимое оборудование есть на борту боевой технички, которой управляет Ильгизар Мардеев. Но такой ремонт в полевых условиях - процесс трудоемкий и занимающий время. В результате - три часа отставания от уже привычных лидеров в виде занявших первые четыре места грузовиков "Ивеко". И это после весьма оптимистичного для Каргинова дня: почти все промежуточные контрольные точки он прошел лидером. А неудачный прыжок совершил всего за 32 километра до финиша... Проблемы подстерегли и грузовик команды "Астана" под управлением Артура Ардавичуса: двигатель не развивал полную мощность, что сказывалось при преодолении дюн. Семен Якубов, руководитель команды "КАМАЗ-мастер" рассказал, что причина уже выявлена и должна быть устранена в ближайшее время...

Ралли-рейд "Дакар". Грузовики. Результаты 11 СУ

Пилот Автомобиль Команда Время
1. Жерар Де РОЙ Iveco Powerstar Petronas Team De Rooy 02:59:00
2. Ханс СТЕЙСИ Iveco Trucker Evolution II Petronas Team De Rooy + 00:00:32
3. Мики БЬЯЗИОН Iveco Trucker Evolution II Petronas Team De Rooy + 00:00:32
...7. Андре Де АЗЕВЕДО Tatra 815 Petrobras Lubrax + 00:18:10
...9. Артур АРДАВИЧУС КАМАЗ 4623 "Астана" + 00:19:14
...14. Стефано КАЛЬЦИ  MAN TGA 26.480 Epsilon + 01:04:35
15. Ильгизар МАРДЕЕВ КАМАЗ 4326 "КАМАЗ-мастер" + 01:05:01
...40. Андрей КАРГИНОВ КАМАЗ 4326 "КАМАЗ-мастер" + 02:57:01

Ни у одного из лидирующих экипажей нет повода рисковать, поэтому сложно ждать, что последний день перетряхнет таблицу общего зачета. Ждать сюрпризов можно скорее от технических комиссаров. Ситуация с машиной Де Роя (которую еще до старта гонки подозревали в несоответствии техническому регламенту) остается неопределенной. С одной стороны, пресс-релиз команды "КАМАЗ-мастер" с обвинениями в адрес голландца наверняка появился неспроста. С другой, эти обвинения высказал человек, сотрудником российской команды не являющийся. И главное: полторы недели обсуждений машины Де Роя так и не привели к подаче официального протеста.

Ралли-рейд "Дакар". Грузовики. Общий зачет после тринадцати дней

 

Пилот Автомобиль Команда Время
1. Жерар Де РОЙ Iveco Powerstar Petronas Team De Rooy 40:50:55
2. Ханс СТЕЙСИ Iveco Trucker Evolution II Petronas Team De Rooy + 00:56:30

3.

Артур АРДАВИЧУС КАМАЗ 4623 "Астана" + 01:39:43
4. Ильгизар МАРДЕЕВ КАМАЗ 4326 "КАМАЗ-мастер" + 05:04:49
...6. Андрей КАРГИНОВ КАМАЗ 4326 "КАМАЗ-мастер" + 05:27:43
7. Мартин КОЛОМЫ  Tatra 815 Czech Dakar Team + 06:30:08
...10. Питер ВЕРСЛУИС MAN TGS Veka MAN + 07:54:35
- Айрат МАРДЕЕВ КАМАЗ 4326 "КАМАЗ-мастер" сход (мотор)
- Эдуард НИКОЛАЕВ КАМАЗ 4326 "КАМАЗ-мастер"

снят с гонки

На четырнадцатый день гонки (14 января) участников ждет еще один тяжелый этап в перуанских пустынях. По пути от города Наска к городу Писко экипажи сначала проедут 76 километров дорожной секции, после чего уйдут на 276-километровый спецучасток. Это будет последний полноценный этап гонки, после которого внести серьезные коррективы в ее результаты сможет либо глупая ошибка одного из участников, либо решение судей или технических комиссаров.

Кирилл КАЧНОВ