Ралли

9 апреля 2012, 19:28

Евгений Новиков: "По дождю был шанс накатить и Хирвонену"

РАЛЛИ

На пути к первому для россиян подиуму мирового ралли москвич думал вовсе не о том, как удержать свое третье место. Он хотел побороться за победу в гонке!

К хорошим результатам на "Ралли Португалии" необязательно было лететь на всех парах. Можно было просто дождаться, пока большинство фаворитов - включая восьмикратного чемпиона мира Себастьяна Лоеба и обоих пилотов заводской команды "Форд" - вылетят с трассы. Выигравший гонку (и позже дисквалифицированный) Микко Хирвонен так и поступил, не раз признавшись по ходу гонки, что никогда еще он не ездил так медленно в боевом режиме. Евгений Новиков стал автором исторического результата: он первым из отечественных гонщиков поднялся на подиум мирового ралли. Причем в первой тройке москвич оказался очень рано: к середине второго (из четырех) дней гонки. Тем не менее слова "атака", "прибавить" и "на полную" мелькали в его интервью вплоть до финиша. По возвращении Евгения на родину "СЭ Мотор" не смог не поинтересоваться у одного из главных героев гонки, куда же он так торопился...

- Самыми впечатляющими моментами гонки были субботние спецучастки, где вылетели с трассы четыре гонщика из первой пятерки (включая обоих пилотов заводской команды "Форд"), а Микко Хирвонен "уцелел" и, по сути, в тот момент выиграл гонку. Описания выглядели ужасающе: узкие извилистые дороги, которые стали еще скользкими, лужи, плохая видимость из-за тумана, запотевшие стекла... Что для вас было главной проблемой на этих допах?

- Сюда надо добавить еще очень плотный график, когда экипажи встают рано утром, а возвращаются в гостиницу после десяти вечера. Если рассматривать каждый фактор по отдельности, то критическим нельзя назвать ни один из них. Когда же они наваливаются на тебя все сразу, то главная проблема - в том, что очень трудно сохранять концентрацию. Тем более в течение нескольких дней подряд. Из-за плохой погоды и неприятностей с машиной вдобавок "растягивалось" время - утром третьего дня казалось, что гонка длится минимум неделю!

- Что, кроме умения сохранять концентрацию, является ключом к успеху в этих условиях?

- Очень важна стенограмма, ее точность и четкость. Когда дорога сухая, ровная и широкая, видимость отличная, а ты в прекрасном настроении и хорошей физической форме, мелкие ошибки в стенограмме не страшны: где-то потеряешь на такой ошибке пару сотых, но в следующем повороте их с лихвой отыграешь. А в такой сложной ситуации, как португальская, те же самые ошибки могут привести к сходу с трассы...

- Многие гонщики говорили, что большую проблему представляло нестабильное сцепление с покрытием: в одних поворотах машина ехала по нужной траектории, в других - беспомощно скользила. Как в этом случае помогала стенограмма? Ведь вы записывали ее несколькими днями раньше, на сухих дорогах, и предсказать состояние покрытия вряд ли было возможно...

- Я бы не сказал, что сцепление с покрытием так уж сильно менялось от поворота к повороту. На допах, которые проходили под дождем, везде было много воды, везде было очень скользко. Конечно, надо было прочувствовать грань разумного риска, но если однажды ее прочувствовал и смог сохранить концентрацию - удержаться на этой грани было не так уж сложно.

- Кстати, о риске. Вы не раз упоминали, что собирались атаковать в субботу. В чем был смысл? Ведь ехавший следом за вами экипаж отставал уже на три минуты, то есть отрыв был более чем безопасным. В пределах вашей досягаемости был только Мадс Остберг, но на предыдущих этапах у вас практически никогда не получалось ехать с ним в одном темпе. Было ли разумно ехать третьим и рисковать в борьбе с пилотом, шансы обогнать которого были невелики?

- Тут вот в чем нюанс. Разница между заводскими машинами и клиентскими есть, она очевидна. Что за автомобиль у Остберга - я не могу сказать. Но этот автомобиль принадлежит команде, за которую выступает Мадс - а не арендован у компании M-Sport, как в моем случае. Механики у них тоже свои, а не англичане, которые идут в комплекте с арендованной машиной. Поэтому сколько Остберг выигрывает у других гонщиков за счет собственного мастерства, а сколько за счет подготовки машины - вопрос открытый. Это я не к тому, что я лучше вожу, чем Мадс. Дело в другом: чем хуже условия, тем меньше подготовка машины влияет на результат. К примеру, различия в программах управления двигателем проявляются, когда мотор работает на высоких оборотах на пятой или шестой передаче - а для этого нужна сухая дорога с длинными прямыми. На мокрой и затычной трассе двигатель до отсечки не крутят, поэтому возможности "заводчан" и "частников" во многом уравниваются. Поэтому мы и хотели атаковать в субботу - при условии, что будет дождь. Но не срослось. А в планах было атаковать, и целью было не только обогнать Остберга, но и попробовать дотянуться до первого места Хирвонена.

- Хирвонен удивил многих, когда на первом же допе субботы пожаловался на износившиеся покрышки. Но больше никто из гонщиков на столь стремительный износ резины не жаловался. Как дела обстояли у вас?

- Это личное дело Микко - он известен тем, что не особо бережно относится к шинам. С износом проблем не было. Другое дело, что при дожде нужно надевать так называемые мягкие покрышки. А их количество было ограничено десятью. И если бы дождь шел, к примеру, всю гонку без перерыва, то шин не хватило бы никому...

- Мягкие покрышки используются только на мокрой трассе или их имеет смысл ставить и в сухую погоду - при низких температурах воздуха, к примеру?

- Морозов в Португалии, как вы понимаете, не было. Поэтому все просто: если сухо - ставишь жесткую резину, если дождь - мягкую. Если дождь идет на одной части спецучастка, а на другой асфальт сухой, или если погоду очень трудно предсказать, то начинаются уже игры. Можно поступить по той же логике, что и в Монте-Карло: обуть четыре жесткие покрышки, в качестве запасок взять две мягких, которые поставить по диагонали в случае дождя.

Евгений Новиков примет участие и в следующем этапе чемпионата мира, который состоится в Аргентине с 27 по 29 апреля.

Кирилл КАЧНОВ