25 декабря 2018, 23:55
Ильяс Хандаев – прославленный в прошлом вратарь и один из лидеров "золотого" "Водника", выигрывавшего все в российском и мировом хоккее с мячом на рубеже 90 – 2000-х годов. Ныне двукратный чемпион мира возглавляет "Динамо" из Казани, причем клуб из Татарстана – дебют специалиста в роли рулевого команды суперлиги: ранее Хандаев входил в тренерский штаб столичного "Динамо" и национальной сборной России.
– Главный или помощник главного – я об этом никогда не задумывался, – признается специалист. – Наверное, у меня складывались хорошие отношения с главными тренерами, поэтому и разницы я не чувствовал. Номинально, конечно, сейчас уровень ответственности выше. Но мне в этом плане повезло: руководство "Динамо-Казани" в лице руководителя Аппарата Президента Республики Татарстан Асгата Сафарова и заместителя председателя ФСО "Динамо" РТ Салавата Гайсина не только ставит задачи, но и во всем поддерживает и всех ребят, и меня. Я чувствую доверие. Это очень важно!
– Даже после локальных неудач?
– Мне лично, к примеру, было очень непросто после домашнего поражения от "Уральского Трубника". Я стараюсь абстрагироваться от негатива, а тот матч засел внутри. Но руководство клуба очень тепло поддержало команду. Никто не давит и не накручивает – мы совместно определили, какой дорогой идем. Приоритет в нашей работе – появление новых игроков из местной школы и привлечение зрителей на трибуны. Но спорт есть спорт, и результат не стоит отодвигать на второй план! Для его достижения нужен симбиоз – работа и клубного руководства, и хоккеистов, и тренеров. И мы идем этим путем.
– Тот "Водник", в котором вы играли и выигрывали, – хороший ориентир?
– Да, это был потрясающий коллектив: начиная от менеджмента клуба и заканчивая игроками, все были профессионалами и работали ради общей победы. Зачастую мы выигрывали именно потому, что чувствовали себя Командой.
– Вы приняли "Динамо-Казань" в октябре и, по сути, стартовали в суперлиге с листа. Но команда два месяца – среди лидеров. В таблицу заглядываете?
– Редко (улыбается). Но в век интернета от информации не спрятаться – она со всех сторон. Я не лукавлю, но меня в свое время учили, что цыплят по осени считают. А в русском хоккее – по весне.
– Поэтому стараетесь вовремя сбивать корону с игроков?
– Если корона сядет и врастет, то сбивать ее уже будет поздно! (Смеется). Конечно, это образное выражение. Дело в том, что мои игроки пока не знают, как быть стабильными. Вот мы сыграли хороший матч с "Кузбассом" (7:3), после которого многие выдохнули. А после этого собраться тяжело! Кто опытнее, конечно, выдох придержал. Но это объективно не их вина – на сегодня это банальная нехватка опыта, ведь многие раньше просто не играли на таком уровне. Может быть, перед определенными матчами мне нужно было больше нагнетать.
– На матч в Москве дополнительно накачивали?
– Нет, на такую игру никого и настраивать не нужно! Они видели, как я настроен. После игры я редко захожу в раздевалку, чтобы поздравить, но вчера я зашел, чтобы поблагодарить команду за игру в "Крылатском". Мы прекрасно понимали, что "Динамо" – серьезный соперник, который умеет играть в хоккей. Тревога была за то, как мы будем физически выглядеть под крышей. Для нас этот матч – тест. Но не экзамен. Экзамены – впереди.
– Впереди у двух "Динамо" – "СКА-Нефтяник". Хабаровск недосягаем?
– Я бы сказал, что в этом клубе собрано много индивидуально сильных хоккеистов. Но для меня, как тренера, важен тот максимум, который можно выжать из игрока. В России достаточно хороших хоккеистов, из которых мы, тренеры, должны вытащить то, что они умеют. Увы, некоторые выходят покатать мяч и получить зарплату. К счастью, на сегодняшний день есть команды, которые выжимают из себя все и даже больше – вот это показатель.
– "Динамо-Казань" на сегодня выжимает из себя максимум?
– Мы стараемся! У этой команды, определенно, есть потенциал для роста. Если бы я его не видел, меня бы в Казани не было. Первым делом я постарался изменить отношение игроков к тренировкам. И сейчас ребята стали получать удовольствие от игры и от результата. Я вижу, как они растут, как меняется командное мышление: они стараются и уже не делают вещей, которые не нравятся мне, как тренеру. Хотя, безусловно, бывают ситуации, когда нужно наступить на горло собственной песне.