В 32 года форвард из Омска проводит 14-й сезон за ЦСКА. За это время Воронцевич каждому наставнику доказывал свою незаменимость и часто вызывался в главную команду страны. В декабре он обогнал Виталия Фридзона, став рекордсменом по играм в Единой лиге ВТБ. Пару дней назад его вновь выбрали на Матч звезд, хотя в тот момент Андрей пребывал в лазарете. Во время разминки перед недавней игрой Евролиги с «Валенсией» он получил обидную травму.
— Оступился, нога ушла на ребро, еще и упал, — начал Воронцевич. — Такой момент экстраординарный. Как говорится: «Не знаешь, где найдешь, где потеряешь». В любом случае, из любой негативной ситуации в позитивную, извлекать пользу. Значит, пришло время стать сильнее, выносливее и устойчивее физически и морально.
— Еще можно посмотреть игру с трибуны. Вы остаетесь в команде, но не имеете возможности помочь на паркете. Из-за этого мыслите иначе?
— Расстраиваюсь из-за этого, но ребятам ведь нужна и моральная помощь. Иногда даю кому-то совет по игре, глядя со стороны. Когда ты не можешь быть полезным физически, нужно обязательно помогать морально.
— Уилл Клайберн наверняка в полной мере это ощутил и не унывает, несмотря на тяжелую травму. Он даже как-то раз брал интервью у Майка Джеймса. Уилл значительно помогает команде эмоционально?
— Конечно, непросто, когда выбываешь на такой длительный срок. Здесь больше работаешь над собой. Вся команда поддерживает Уилла и помогает не падать духом. Все понимают, что он сейчас максимально нацелен на восстановление, тратит силы на то, чтобы скорее вернуться. Конечно, сам Уилл не проявляет тех переживаний, которые внутри него, наверняка, происходят. Каждый игрок — живой человек. Проводить время вне площадки — это самое трудное. Он и подсказывает ребятам, и общается. Уилл — парень с хорошим настроем, с чувством юмора.
— Чтобы усилить состав после травмы Клайберна подписали Ховарда Сент-Рооса. Кубинец достаточно быстро влился в коллектив и понял игровую философию ЦСКА.
— Ховард привнес свою энергию, опыт, желание, отличную работу в защите. В то же время, мы понимаем, что для него серьезное испытание — переехать в новую страну и сразу оказаться в лучшей команде в Европе. Мы максимально стараемся помочь ему адаптироваться. Ховард — парень опытный, талантливый, с большим желанием проявить себя, что очень радует. Думаю, он быстро влился в коллектив. Мне он симпатичен и как человек, и как баскетболист. Мне нравится его самоотдача. Пусть у него все складывается так же хорошо и в дальнейшем.
— После чемпионского сезона в ЦСКА поменялся состав. Итудис говорил, что команда строится от матча к матчу. Как коллектив это преодолевал? На какой стадии сейчас эта стройка? Уже есть новый, пост-чемпионский ЦСКА?
— Мне кажется, ЦСКА все равно проводит этот сезон в чемпионском статусе. В конце все определится новый победитель Евролиги, хотя и мы можем снова выиграть. Мы идем своей дорогой — есть много сложностей и много позитивных моментов. Команда сформирована уже давно, все друг друга узнали и прочувствовали. Сейчас, на финальной стадии сезона, будут самые тяжелые игры, которые определят и характер, и устойчивость. Все команды Евролиги и Лиги ВТБ работают не меньше нашего, да и составы у них ничем не хуже. Слаженность и игра в защите будут определять наш дальнейший результат. Я считаю, что мы идем верным путем.
— Все же можно констатировать, что перестройка проходит успешно, раз ЦСКА идет вторым в регулярных чемпионатах Евролиги и Лиги ВТБ?
— Я смотрю в будущее с позитивом, что доволен текущим процессом. Несмотря на сложности и травмы, ЦСКА всегда настроен только на самые высокие результаты. Конечно, мы идем неплохо, но хочется лучшего. Надо учитывать те реалии, в которых мы находимся.
— ЦСКА в этом сезоне часто позволяет сопернику отыгрывать довольно крупное преимущество в счете в концовках. Это фирменный стиль?
— Не скажу, что это фирменный стиль, просто игры складываются по-разному. Тем и интересен спорт, что нельзя предугадать ход встречи. Как бы она не складывалась, игра в любом случае длится 40 минут. Самое главное, что есть победы. Баскетбол — игра как хороших моментов, так и ошибок. Чем меньше их допускаешь, тем выше шансы на победу. Без потерь и поражений не бывает роста. Не у всех все складывается идеально, мы — не исключение. Не могу сказать, что в концовках мы специально допускаем такие ситуации.
В Евролиге и Лиге ВТБ все соперники сильные и талантливые. Все зависит от защиты. Бывает, иногда у нас просто не залетают открытые броски, а соперник попадает вообще все. Когда команда отстает в счете, то начинает рисковать. Этот риск иногда оправдывается. Иногда противник попадает несколько бросков подряд, потому и получаются напряженные концовки.
— В чем за эти полсезона прибавил Андрей Воронцевич?
— В уверенности и стойкости. Я понял, что нужно радоваться каждому дню, каждому восходу и заходу солнца, той жизни, которой живу, и тем людям, которые меня окружают. Стал ценить жизнь еще больше, радоваться каждой прожитой секунде.
— Особенно после трагической гибели Коби Брайанта невольно задумываешься, что нужно ценить каждое мгновение.
— Так и есть.
— Мне показали, как вы вместе с Сергеем Моней фотографировались с Коби на открытии Олимпиады в Пекине. Каким тот момент отложился в памяти?
— Сразу после трагических новостей это фото прислал Сережа Моня, я сказал ему: «Да, были времена. Такая жизнь, кто знает, что произойдет в дальнейшем». Вспомнили вместе то время, и Коби помянули теплым словом. Новость о его гибели шокировала и даже немного подкосила. Сначала не мог поверить, думал: «Может, это какая-то ошибка или утка?», ведь много недостоверной информации. Потом, когда ESPN и основные источники подтвердили, что разбились все — Коби вместе с дочкой ДжиДжи, две ее подружки с родителями и пилот.
Искренне сожалею, это невероятная потеря для баскетбольного мира. Ужасная катастрофа и страшная трагедия. Просто недоумеваешь, как такое вообще возможно — еще и дети разбились... Хочется поддержать его семью, пожелать терпения и здоровья.
— Брайант оставил огромное наследие. Что вам больше всего запомнилось — какой его матч, бросок, финт или высказывание?
— Я видел много его интервью, смотрел за его движениями, и хайлайты. Когда в 2008 году играли против сборной США на предолимпийском турнире в Шанхае, Коби меня просто поразил. Когда смотришь за ним в живую, понимаешь, насколько он пластичный. Куда бы он не прошел, везде пролезет, поэтому за характер и гибкость его не зря называют «Черной мамбой». На площадке у Коби не было слабых мест, поэтому он и в защите упирался, и в нападении был незаменим, и везде был в топе. Он был одним из величайших игроков за всю историю баскетбола.
У меня были все кроссовки Коби: от первых — до последних, во всех бегал. Когда кто-то делает похожий на его бросок с отклонением — на усах или со средней дистанции, мы кричим: «Ко-о-би-и!», и это уже стало нарицательным. На игре Брайанта выросла целая плеяда, именно он влюбил их в баскетбол и мотивировал своей отдачей. Навсегда запомню его общительность и человечность, а еще потрясающую лучезарную улыбку, с которой он фотографировался с людьми со всех сборных на Олимпиаде. Если посмотрите на наш снимок, то увидите большого душевного человека с искренним умным взглядом.
— В матче с «Химками» почтите память, как команды НБА на 8-й и 24-й секунде?
— Конечно, это можно сделать. Мы мельком обсуждали произошедшее с ребятами. Мы скорбим со всем спортивным миром и всей баскетбольной семьей. Знаю, что люди несли цветы к посольству США. Руководитель нашей пресс-службы оставил там свои кроссовки, названные в честь Брайанта. Во время следующей игры также отдадим дань памяти и поддержим его семью.
Мне понравилось одно высказывание Коби о том, что нужно честно посмотреть на себя в зеркало, определить свои слабые места и постараться превратить их в сильные стороны. Действительно многие люди считают, что будут жить вечно. Эта трагедия напомнила всем нам, что мы не вечны и что гонка за большими деньгами и славой не стоит твоей жизни. Нужно радоваться, наслаждаться, принимать любые вызовы, не стоять на месте, делать добро и просто радоваться жизни.
— Кстати, вы тоже стали примером для ребят из своей родной школы. Приятно было, что вас изобразили на граффити?
— Да, не на фасаде школы, а на здании теплицы. Спасибо, что не забывают. Для меня это очень дорогого стоит. Я горжусь, что родился и вырос в Омске, и этот город остается моей родиной, хоть и много лет живу в Москве.
Это прекрасное граффити теперь украшает одно из помещений омской школы № 118, которую в 2004 году окончил Андрей Воронцевич. #CSKAbasket pic.twitter.com/SzNfHjCwej
— CSKA Moscow (@cskabasket) August 27, 2019