НБА

6 ноября 2010, 00:06

История баскетбольных маек. Часть 5

В предпоследнем выпуске нашего сериала речь пойдет о том, что носят команды из диких горных и лесных краев американского Северо-Запада.

Денвер Наггетс

Как мы уже видели, в НБА полно клубов, которые переезжали (и даже неоднократно) из одного города в другой, меняли при этом названия или вообще были основаны в других лигах. "Денвер Наггетс" в этом плане – большой оригинал. Эта команда меняла название и лигу, но прописку все 40 с лишним лет своего существования блюла свято. Более того, в НБА было два разных клуба под названием "Денвер Наггетс". Первый существовал в конце 1940-х и получил свое имя (на русский оно переводится как "Самородки") в честь золотоискателей, основавших город в XIX веке. О нем тут речь не пойдет.

Ныне действующий клуб стал в 1967 году одним из первых членов новой лиги АБА и назывался тогда "Денвер Рокетс". Но не в честь космической или ракетной промышленности, к которым Денвер никогда не имел никакого отношения (ландшафт Скалистых гор – не для запуска шаттлов), а в честь основного бизнеса хозяина клуба. Билл Рингсби, владел небольшой флотилией дальнобойных грузовиков под общей вывеской "Рингсби Рокет". На эмблеме команды, впрочем, был не грузовик, а обычная ракета. Играющая в баскетбол в Скалистых горах, как это заведено у обычных ракет.

Форма за 40 с лишним лет пережила множество изменений. Первый вариант был оранжево-синий, второй – желто-синий (эти цвета в итоге и утряслись в качестве постоянных), потом был небольшой период подражания "Лейкерс".

В 1974 году, когда объединение АБА и НБА было уже вопросом времени (оно произошло в 1976-м), "Денвер" решил поменять название, потому что в НБА уже играли "Ракеты" - из Хьюстона. Новая вывеска – "Наггетс" ("Самородки") – лучше отражала историю города, основанного как поселок золотоискателей в середине XIX века. Новая эмблема была выполнена в духе 70-х – глуповатый мультяшный старатель, безумно радующийся тому, что отрыл мяч.

Цвета поменяли на сине-бело-красные, а на форме сперва появились ромбики, а потом – собственно самородок, да еще и с кайлом. В 1976-м, после вступления в ряды старой лиги, "Самородки" вернулись к сине-желтым цветам, а форму значительно упростили. А самым памятным периодом в жизни клуба стали 1980-е годы, когда эмблема денверцев засверкала всеми цветами радуги, а вместе с ней галлюциногенной переработке подверглась и форма. Денверцы отыграли этакими хиппи с середины 80-х до начала 90-х, и несмотря на то, что в те годы их форма считалась самой мерзкой гадостью в истории спорта (90-е внесли большие коррективы в этот рейтинг), сейчас "радужная майка" приобрела статус классики и ретро-китча.

К счастью, "радуга" была настолько броской, что в 1993-м, когда пришло время обзавестись новым имиджем, у "Наггетс" не было другого выбора, кроме как пойти наперекор веяниям эпохи и найти что-нибудь попроще. Результаты были тускловаты, но терпимы, особенно в свете упомянутых веяний. Современные желто-голубые цвета с перекрашенной эмблемой появились в 2003-м, а вместе с ними (на второй эмблеме клуба) вернулось и давно забытое кайло.

Миннесота Тимбервулвз

Timber по-английски – "лес" в смысле "древесина", wolf – "волк". Что в итоге получается? "Древесные волки"? Чепуха какая-то. Нельзя же, в самом деле, дословно переводить названия биологических видов. Правда, в русском языке для этого подвида canis lupus (волка обыкновенного) используется не менее дурацкое название – "буффальский волк" (в оригинале – Buffalo wolf, то есть "волк - охотник на бизонов"). В общем, "Волки". Просто "Волки" и все. Для полноты информации могу сказать, что этот конкретный подвид характерен для канадской Великой равнины, а в США встречается почти эксклюзивно в штатах Аляска и Миннесота. Что и объясняет название команды.

Сине-бело-зеленые цвета клуба, основанного в 1989 году, предполагали неброскую форму, в которой "Волки" так же неброско и отыграли первые семь лет. Даже эмблему намеренно выбрали такую, на которой волк выглядел, цитирую, "агрессивным, но не зловещим". А потом пришли, одновременно – Кевин Гарнетт и середина 1990-х, и зловещесть стала насущной необходимостью. В связи с чем лого-волк был переделан по всем канонам тогдашней моды – в распоследнюю сволочь, а на форме появились елки и клыкообразные буквы. Естественно, не обошлось и без черной альтернативной майки.

Гарнетта обменяли в "Бостон" в 2007-м, а через год "Волки" слегка изменили форму, убрав клыки и добавив отделку по бокам, похожую на буквы М и W. В этом году, однако, были слегка передернуты цвета – исчез зеленый, добавился серый, а елки стали белыми, что, впрочем, для северной Миннесоты – нормальное зрелище.

Оклахома-Сити Тандер

Эта команда пока еще известна куда меньше, чем ее предшественница – "Сиэтл Суперсоникс", чемпион НБА-1979, команда Ленни Уилкенса, Шона Кемпа, Гэри Пэйтона и Рэя Аллена. Команда, отыгравшая 41 сезон в НБА в форме зеленого и желтого цветов (пусть к ним одно время добавили и красный). Команда, которая, возможно, еще возродится, поскольку название "Суперсоникс" НБА навеки закрепила за Сиэтлом. Не то чтобы за ним выстроилась очередь.

"Сверхзвуковые" - так оно переводится. Идеальное название для команды из города, где находятся предприятия компании "Боинг". Хотя, конечно же, тот факт, что такое быстрое название надо было так долго произносить, был слегка ироничным. Но "Сиэтл" так или иначе почти всегда называли просто "Соникс".

На первой эмблеме клуба изобразили самолетик и знаменитую "Небесную иглу" - телебашню в Сиэтле. Позже логотип упростили, убрав всяческую символику, кроме мяча. Форма была – проще некуда, хотя в начале 70-х и был опробован вариант с горизонтальной полосой на трусах (желтый – дома, зеленый – в гостях), после чего вновь был короткий период консерватизма.

"Сиэтл", как и его ровесник – "Денвер", пережил самый яркий период в своей истории в 80-е и начале 90-х, когда изобразил на эмблеме городской ландшафт (с "Иглой") и нарисовал на майках горизонтальную полоску. Это была абсолютно идеальная форма – оригинальная, простая и яркая – что и позволило ей задержаться в гардеробе "Соникс" аж до 1995 года. Ну а там уже, по законам того времени, пришел черед аляповатого кошмара с красным цветом и эмблемы, на которой нашлось место только обрубленному варианту названия. Стиль модерн господствовал до 2001 года, и последней его агонией (и прямой агрессией против роговиц болельщиков) стала красная альтернативная форма.

С началом нового века пришла мода на ретро, и "Сверхзвуковые" избавились от красного цвета, придумали себе очень старомодную эмблему, а форму вернули к некоему подобию классики.

Смертельный удар по "Соникс" был нанесен в 2005 году, когда на штат Луизиана обрушился ураган Катрина. Не напрямую по "Соникс", конечно же – Луизиана и Сиэтл находятся на противоположных границах США. Однако из-за урагана клуб "Нью-Орлеанс Хорнетс" был вынужден отыграть два сезона в Оклахома-Сити, и комиссар НБА был весьма впечатлен тамошним дворцом и поддержкой местного населения. Так был дан зеленый свет поискам новой команды для штата Оклахома, и клюнул на приманку владелец "Соникс".

"Сверхзвуковые" переехали в Оклахома-Сити (не без скандала – Сиэтл не хотел отпускать любимую команду) в 2008-м, сменив название на "Тандер" - "Гром". Во-первых, Оклахома известна своими погодными катаклизмами, так как находится в том регионе Великой американской равнины, который так и называется – "Торнадная аллея". Во-вторых, на Оклахома-Сити базируется 45-й пехотный дивизион армии США (во время войны он освобождал Италию, а ныне является частью Оклахомской национальной гвардии), носящий прозвище "Тандербердс" - "Громовые птицы". В-третьих, это самое название было дано пехотинцам в честь тотемного знака равнинных оклахомских индейцев. Это, кстати, объясняет и первоначальную эмблему дивизиона – старый индейский символ. В 1930-е годы ее пришлось заменить.

Баскетболистам в Оклахоме, впрочем, сделали эмблему, на которой нет ни торнадо, ни громовых птичек, ни древних индейских закорючек, ни вообще чего-либо интересного. Цветами же стали голубой, красновато-оранжевый, темно-синий и желтый.

Портленд Трэйлблейзерс

Название этого клуба, пришедшего в НБА в 1970-м, дословно переводится как "Торители пути", а по смыслу – "Первопроходцы". Имеются в виду пионеры, проложившие Орегонский путь – от Миссисипи до Тихого океана в первой половине XIX века.

Цветами команды всегда были красный, черный и белый (в начале 90-х к ним добавился серебряный), а эмблемой – так называемая "вертушка", пережившая на своем веку несколько разных вариаций. На самом деле "вертушка" символизирует две баскетбольные команды (по пять человек), ведущие борьбу за мяч. А также, возможно, распространенность и приемлемость расширяющих сознание наркотиков в США в начале 70-х.

На форме поначалу опробовали пропись, потом – вертикальное письмо (именно в этой форме "Портленд" стал чемпионом НБА), и наконец – косую полоску, возможно, символизирующую "Орегонский путь". К середине 80-х черный цвет постепенно стал основным, и все дальнейшие изменения формы были уже чисто косметическими.

Интересный штрих был добавлен к форме во время прошлого сезона, когда "Блейзерс" сыграл один матч в майках с надписью Rip City. Это выражение (от слов "рвать" и "город") появилось в начале 1970-х, после неожиданной победы "Портленда" над "Лейкерс". Автором его был местный радиокомментатор, который и сам не смог объяснить, что оно означает. Скорее всего, что-то вроде нашего: "Всех порвем". Как бы то ни было, с тех пор в среде баскетбольных болельщиков Rip City – расхожее прозвище Портленда.

Юта Джаз

Город Солт-Лейк-Сити был основан мормонами – приверженцами строжайшей религии, допускавшей когда-то многоженство, не признававшей чернокожих людьми и до сих пор предписывающей адептам ношение специальных трусов, защищающих от греха. Как нетрудно догадаться, этот город мгновенно стал мировой столицей джазовой музыки.

Нет, конечно же, к Солт-Лейку и к штату Юта вообще название команды никакого отношения не имеет. А вот место ее рождения – славный город Новый Орлеан – джазменами как раз очень даже известен. Именно там был основан этот клуб в 1974 году, и оттуда пошли его знаменитые фиолетово-желто-зеленые цвета. Великий Пит Маравич по прозвищу "Пит-пистолет" великолепно смотрелся в этой форме все те пять лет, что были отведены команде под названием "Нью-Орлеанс Джаз".

В 1979-м "Джазмены" шокировали своих фанатов, решив переехать в Солт-Лейк-Сити – в то время значительно меньший рынок, чем Новый Орлеан. К еще большему негодованию луизианцев, хозяин клуба оставил название "Джаз", несмотря на его полнейшую неуместность в церковно-гимновой стране мормонов. Так "Джаз" был украден белыми людьми у черных, как в свое время ими же у них же был украден и джаз.

В Юте эмблема и цвета не претерпели изменений, а вот выездную форму на время сделали зеленой. В 1984 году, с приходом лучшего распасовщика в истории НБА Джона Стоктона, фиолетовый цвет вернул себе статус основного, а на майке появилась надпись "Utah". Стоктон, кстати, не поддался моде на длинные трусы, введенной в начале 90-х Майклом Джорданом, и на протяжении всей своей длинной карьеры гордо демонстрировал народу свои талантливые белые ляжки.

В 90-е годы "Юта" пала жертвой тогдашних фасонов и спарила фиолетовый цвет с зеленовато-голубым, бронзовым и черным, а на эмблеме изобразила горы. Новая форма ни в чем не уступала лидерам всемирной клоунады, царившей в то время в спортивных гардеробах. От альтернативной черно-бронзовой майки глазам было не легче.

Перекрасились "Джазмены" в 2004-м – в сине-бело-голубые цвета, наверняка приятные глазу питерца Андрея Кириленко. Форма, как основная, так и альтернативная, стала гораздо проще. Однако и этот эксперимент долго не прожил. В нынешнем сезоне "Юта" вернулась к истокам – в форме снова присутствуют желтый и зеленый (но уже с темно-синим вместо фиолетового), а на грудь вернулась первоначальная эмблема. Основной логотип, впрочем, остался прежним, лишь пережив уже вторую на своем веку перекраску.

Слава МАЛАМУД

История баскетбольных маек:

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4