Великий тренер, воспитавший не одно поколение спортсменов и собравший богатую коллекцию наград. Трехкратный обладатель Кубка Ронкетти, чемпион СССР, также в его коллекции с десяток медалей других достоинств. При этом планов о выходе на пенсию Берлин не строит до сих пор. Он по-прежнему руководит ногинским "Спартаком", "роман" с которым завязался у него 66 лет назад. Не так давно его именем был назван массовый турнир по уличному баскетболу, который каждое лето проводится в Подмосковье. В этом году в баталии под открытым небом было вовлечено около двухсот тысяч участников.
К юбилею мэтра приурочен финал Московской области, который состоится в Ногинске 15 июля. Сам Берлин ждет турнира с энтузиазмом, но тем фактом, что соревнование носит его имя, недоволен. Даже отдав баскетболу почти всю свою жизнь, заслуженный специалист избегает лучей славы.
– Не люблю громких слов в свою честь, что уж тут поделать, – улыбнулся Берлин. – А турнир, кстати, раньше назывался "Кубок губернатора Московской области", просто в какой-то момент о нем забыли и перестали проводить. Ситуация изменилась, когда кресло губернатора занял Андрей Воробьев. Он проявил к Кубку большой интерес и сделал так, чтобы он возродился. По всей области появилось около 500 баскетбольных стоек, раздали новые мячи. Идея-то отличная: затраты на обустройство площадки минимальные, а молодежь без дела не сидит, школьники и студенты все лето играют на открытом воздухе. Только в ходе возрождения турнира зачем-то поменяли название… Я умолял: "Не надо"! Не помогло (смеется).
– Ногинский "Спартак" по праву считается вашим детищем. В советские годы команда боролась за чемпионство. В 90-е ей приходилось выживать. Насколько крепко она стоит на ногах в данный момент?
– Что и говорить, по бюджету нам не сравниться с фаворитами. К счастью, новый министр спорта Московской области Роман Терюшков активно поддерживает команду, постоянно интересуется, как у нас дела. Если возникают какие-то вопросы, помогает их решать. Так что в будущее смотрим с оптимизмом. Будем добиваться прогресса и поднимать спортивные результаты.
– Расскажите, как судьба привела вас в баскетбол, а затем в тренерскую профессию. Вы же вообще начинали с футбола.
– В баскетбол я пришел после полученной на футболе травмы паха, из-за которой каждый удар по мячу отзывался болью. Прямо рядом с моим домом был Дворец спорта на Цветном бульваре, там была баскетбольная секция, туда и записался. Потом, когда залечил ногу, бывало такое, что по воскресеньям утром играл за футбольную команду, а вечером – за баскетбольную.
Во время учебы в институте в качестве общественной работы стал вести баскетбольные тренировки в студенческих и детских командах. Начало получаться, и в 1949 году меня пригласили в спортивное общество "Спартак". Я сам ездил по всему Союзу, набирал мальчиков и девочек. И в итоге вместе с ними с самого низа дошел до вершины. В первую очередь речь о двукратных олимпийских чемпионках Нелли Ферябниковой, Ольге Сухарновой и Татьяне Надыровой. Кроме того у меня начинали тренироваться Валерий Милосердов, Юрий Селихов, Владимир Андреев. Грустно, что многие традиции той школы утрачены. Надеюсь, не безвозвратно.
Но и сегодня я вижу позитивные моменты. К примеру, постепенно улучшается организация баскетбола для студентов и школьников. Это важнейшая часть пирамиды, которая была утеряна в последние десятилетия. Так что надежда на светлое будущее, конечно, есть. Впрочем, и о прошлом я бы забывать не стал. Раньше ведь при каждом клубе была школа, в составе обязательно играли собственные воспитанники. Сейчас же многие ведущие команды только "импортируют", это очевидная недоработка.
– Что скажете о выступлении женской сборной на чемпионате Европы в Венгрии?
– На мой взгляд, если бы наша команда реализовала весь свой потенциал, она могла бы подняться существенно выше. По составу мы были одними из фаворитов.
– Что скажете о дебюте в сборной Марии Вадеевой?
– Она молодец, но ведь так и должно быть! Вспомните: Оля Сухарнова дебютировала в сборной в 17 лет, хотя тогда конкуренция за место в составе была на порядок выше. Просто работать надо как следует, и Маша это понимает. Отмечу, что Вадеева – не единственная достойная выпускница академии в Видном, которой руководит Анна Архипова-фон Калманович.
На мой взгляд, именно Архипова-фон Калманович должна оказаться у руля национальной команды. Из Венгрии без золота она бы не вернулась. Сейчас же обычно как? Отбарабанил два часа на тренировке – и пошел отдыхать домой. А для нее тренировки – это святое, и на подготовку к ним она времени не жалеет. В бытность тренером я ставил себе задачу на каждое занятие: сделай так, чтобы к его концу твои подопечные обязательно прибавили в каких-то качествах. Для этого не спал ночами, сам придумывал упражнения, которые бы увлекали игроков, ходил на тренировки к другим специалистам, вслушивался во время трансляций, кто что говорит в тайм-аутах, – словом, постоянно учился. Я и многие мои коллеги жили баскетболом. Больной или здоровый – я шел на работу. Аня – одна из немногих, у кого вижу сегодня такой же подход, поэтому и верю в нее.
– Ваша тренерская карьера богата яркими страницами. Что-то стоит особняком?
– Из побед, пожалуй, выделяется чемпионство СССР. Семь раз мы уступали в финале рижскому ТТТ с Ульяной Семеновой в составе, но в 1978 году все-таки добились своего. Но чаще я вспоминаю финал Кубка Ронкетти-1983. На главный матч против венгерской команды в итальянском Местре приехали главы многих национальных федераций, тренеры сборных команд, было большое событие. За день до игры организаторы вместе с билетами для делегации вручили мне приглашение на банкет, запланированный после финала, и объяснили, что там состоится церемония награждения.
Нам же надо было прямо из раздевалки мчаться на вокзал, чтобы утром успеть на единственно доступный нам рейс из Рима в Москву. Естественно, перед чемпионатом мы с коллегами истоптали множество кабинетов в попытках убедить руководство оставить нас в Италии еще на день, даже без суточных, но нам безапелляционно отказали. В общем, я по дурости ляпнул, что на банкет мы остаться точно не сможем, так как нам нужно уезжать. Организаторы быстро прикинули, что им с большой долей вероятности придется проводить торжество без победителей. Судьям тут же дали команду. Мы играли два овертайма, и к концу поединка из 12 человек у нас осталось четверо – так нас своими свистками "обкорнали" судьи. На последней минуте вновь вмешались арбитры, и в итоге венгерки выиграли "+2". Но мне грех жаловаться на превратности судьбы. Я нашел свое призвание и всю жизнь занимался любимым делом. Хотя почему занимался? Продолжаю заниматься!