Это интервью состоялось в Новогорске после тренировки сборной России, в которой Евгений Юрьевич (согласно уже ставшему крылатым выражению генерального директора ЦСКА Андрея Ватутина, "время "Жени" и "Джона" ушло в прошлое") по-прежнему помогает Дэвиду Блатту. Сам Пашутин не видит ничего особенного в том, что наставник "великого и могучего" ЦСКА ассистирует тренеру, на данный момент вообще не имеющему клубной работы. Напомним, что этой весной питерский "Спартак" под руководством Пашутина в 1/4 финала чемпионата России сенсационно выбил из плей-офф московское "Динамо", которое тренировал именно Блатт. Однако, по словам Пашутина, отношения между ними после этого ничуть не изменились.
ЗАЧЕМ РЕМОНТИРОВАТЬ ТО, ЧТО НЕ СЛОМАНО?
- В феврале вам исполнилось 40. Получается, лучшую клубную команду Европы последних лет возглавил совсем молодой тренер, который вдобавок сменил на этом посту такого авторитетного и титулованного специалиста, как Мессина…
- Для меня чем сложнее задача, тем интереснее.
- До "Спартака" вы три года ассистировали знаменитому итальянцу в ЦСКА. Чем главный тренер Пашутин будет отличаться от главного тренера Мессины?
- Скажу сразу: в игре ЦСКА не нужно ждать каких-то революционных перемен. Я пришел в команду не для того, чтобы заниматься ремонтом, потому что ремонтировать на самом деле нечего. В целом игровая философия, которой придерживался клуб в последние годы, останется неизменной.
- Не секрет, что Мессина - жесткий тренер. Можно сказать, даже диктатор. А вы?
- Знаете, на этот вопрос так просто не ответишь. Что значит - диктатор? В том, что касается дисциплины, - да. Здесь я - безусловный диктатор. Если в команде устанавливаются правила, то соблюдать их обязаны все без исключения. А с тем, кто не желает этого делать, разговор у меня будет короткий. Но это не значит, что правила будут драконовскими. Что я буду преследовать игроков и следить через замочную скважину за тем, что они делают после отбоя. Отношения тренера с подопечными должны быть доверительными. Личной диктатуры Пашутина в команде не будет. Будет диктатура дисциплины.
- Объявив курс на "русификацию" состава, ЦСКА уже подписал контракты с Дмитрием Соколовым и Антоном Понкрашовым. Кто на очереди?
- Это было наше совместное решение - Андрея Ватутина и мое. Сейчас ведутся активные переговоры с агентами ряда других игроков. Конкретные фамилии называть пока рано. Думаю, в следующем сезоне в ЦСКА будет не больше четырех-пяти легионеров. Одна из приоритетных задач - продлить контракт с Холденом. Конечно, хочется сохранить и остальных игроков стартовой пятерки. Плюс - усилиться основными баскетболистами сборной России. Акцент будем делать на то, чтобы россияне как можно больше влияли на результат.
ДУХ "НАТРЕНИРОВАТЬ" НЕЛЬЗЯ
- Как оцените прогресс Виктора Хряпы за последнее время?
- Виктор с самого раннего возраста считался одним из самых перспективных российских игроков. Не случайно его и Сергея Моню взяли в проект "нового ЦСКА". И каждый сезон Виктор прибавлял, выходил на новый уровень. Попробовал свои силы в НБА, приобрел там бесценный опыт, потом вернулся в Европу. Пройдя все стадии одну за другой, он по-настоящему повзрослел и раскрылся. Сейчас Хряпа находится в идеальном возрасте (в августе ему исполнится 27. - Прим. "СЭ"). Для игрока это пора расцвета.
- Хряпа стал одним из лидеров ЦСКА не только по игровым качествам, но и по духу. Талантливых баскетболистов в России не так уж мало. Но большинству из них не хватает лидерских качеств. Почему Хряпе удалось стать приятным исключением?
- Дух "натренировать" нельзя. Нужна максимальная целеустремленность, желание работать. Причем не только над "физикой", техникой, но и над собственным менталитетом. Также важно прибавлять в скорости мышления. Баскетбол становится все быстрее, и нужно учиться молниеносно принимать решения на площадке. Игрок не имеет права останавливаться в прогрессе, он должен следовать современным тенденциям развития игры. Если ты был талантливым в юности, это не значит, что можно успокаиваться. Чтобы из перспективного юниора вырасти в зрелого мастера калибра Хряпы, надо проделать колоссальную работу.
- У вас сейчас схожая ситуация: надо вырастать из статуса "самого перспективного российского тренера"…
- Работа главным в "Спартаке" дала мне очень многое. Хочу поблагодарить руководство ЦСКА и петербургского клуба за то, что дали мне возможность попробовать свои силы в этом качестве. Главный тренер - это принципиально иной уровень ответственности. Селекция тоже переходит в твое ведение. А в "Спартаке" по сравнению с предыдущим сезоном осталось всего два игрока - Юдин и Ракович. Фактически мы строили новую команду. Основной идеей было делать ставку на российских игроков - но обладающих при этом желанием побеждать. На позиции первого и четвертого "номеров" приобрести россиян было очень трудно. Все сильнейшие в этих амплуа выступали за ведущие клубы страны. Поэтому мы подписали контракты с Вишневски и Мещеряковым - и полностью угадали с обоими. И Эндрю, и Егор провели сезон блестяще. Плюс прекрасно проявили себя Захар Пашутин, Юдин, Зозулин, Курбанов. В общем, наша идея себя оправдала. Игроки поверили в нее, за что я им очень благодарен, и сумели воплотить задуманное на площадке.
Да, в первые месяцы было сложно. Стать лидером, быть готовым решать судьбу матча - это непросто. Но по ходу сезона у ребят начала меняться психология. Даже на матчи с ЦСКА мы выходили с одной установкой - побеждать. Как бы самоуверенно это ни звучало. Собственно, такая установка была на все игры без исключения. Наверное, поэтому мы постоянно играли концовки. (Смеется.) Что с лидерами, что с аутсайдерами. Но такого, чтобы на матч с кем-то из клубов-лидеров "Спартак" выходил обреченным - мол, все равно проиграем, лучше сохранить силы для соперников послабее, - не было. Мы выходили биться за победу против кого угодно. И ближе к концу сезона "Спартак" постепенно стал демонстрировать то качество баскетбола, какое мы хотели видеть. Когда попали в четверку, я понял, что нам удалось добиться очень многого. Да, до этого по ходу сезона хватало красивых матчей и эпизодов. Но баскетбол - не футбол, где можно выиграть за счет одного-двух удачных моментов. И если ты одержишь одну эффектную победу, а потом десять раз проиграешь, о твоем выигрыше никто не вспомнит. Все равно в спорте самое важное - результат. А если при этом удается демонстрировать красивую игру - что ж, тем лучше.
"СПАРТАК" СПЛОТИЛА… ДРАКА С "ЛОКОМОТИВОМ"
- Когда только приступали к работе в "Спартаке", могли поверить в то, что команда дойдет до полуфинала?
- Цель была попасть в плей-офф и пройти там как можно дальше. Учитывая, что в сезоне-07/08 "Спартак" занял 12-е место, эта задача представлялась непростой. Почти все клубы суперлиги были хорошо укомплектованы и имели опытных тренеров. Так что место в плей-офф "Спартаку" было отнюдь не гарантированно.
- После того как эта задача была выполнена, как удалось донести до игроков мысль, что они могут не просто бороться, но и обыгрывать более сильные по составу клубы - такие как "Динамо", "Химки" и УНИКС?
- Я уже сказал, что мы изначально, еще с селекции, делали ставку на амбициозных игроков. Людей, у которых есть характер победителя. И Захар Пашутин, и Юдин, и Мещеряков поиграли на самом высоком уровне и не собирались довольствоваться 9-м местом. Просто выйти, побороться и уступить в достойной борьбе - не для них. Этим людям нужны победы. Конечно, важны не только бойцовские качества. Я очень ценю интеллектуальных игроков, умеющих мыслить на площадке. И прошлогодний "Спартак" был по-настоящему думающей командой. Кстати, одним из ключевых моментов сезона стала драка с ростовским "Локомотивом". (Улыбается.) Конечно, драться на площадке - плохо. Не подумайте, что я это приветствую. Но после того инцидента "Спартак" по-настоящему сплотился, стал единым целым.
- Искусство тренера во многом состоит в умении выигрывать концовки. И у "Спартака" в прошлом сезоне победных концовок было гораздо больше, чем проигранных…
- Конечно, часто нам сопутствовала удача. С другой стороны, в команде собрались очень опытные ребята. Они знали, как важно в решающий момент сохранять голову холодной и не совершать невынужденных, "нервных" ошибок.
- А вы лично по ходу минувшего сезона совершали какие-то ошибки?
- Конечно. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но каких-то глобальных глупых просчетов, решивших исход того или иного матча, я вроде не допустил. Мне хотелось, чтобы "Спартак" играл в современный баскетбол: атлетичный, агрессивный, с быстрым переходом из обороны в атаку. Так играет сборная России, так играет ЦСКА, так играют все лучшие команды Европы. Мы с первого дня ориентировались именно на такой стиль. Даже если достичь уровня ЦСКА не получилось, все равно направление было выбрано правильно. Пусть поставленная цель поначалу кажется изначально завышенной. Потом это может помочь добиться более высокого результата, чем тот, на который ты мог объективно рассчитывать.