Россия

10 февраля 2015, 05:00

Ромео из Волгограда, которому всегда может позвонить Король Леброн

Тимур РУСТАМОВ
Корреспондент

Наш баскетбол уже невозможно представить себе без американских легионеров, заполонивших российские клубы, как бразильцы – мировой футбол. Среди них встречаются самые разные персонажи, от заштатных стритболеров до звездных ветеранов НБА. Богатую палитру в этом сезоне дополнил форвард клуба-новичка Единой лиги ВТБ "Красный Октябрь" Ромео Трэвис, друг детства… лучшего баскетболиста современности Леброна Джеймса. Об удивительной судьбе этого парня – в материале "СЭ".

Ромео Трэвис сразу стал одним из лидеров волгоградских "Сталеваров". В Лиге ВТБ его средняя статистика составляет 12 очков и 5,5 подбора, еще полезнее – 14,5 очка, 7,5 подбора плюс титулы MVP двух туров – он выступает в Кубке Европы, где "Красный Октябрь" во многом благодаря ему сумел сенсационно преодолеть первый групповой этап. Впрочем, кому был бы интересен скромный трудяга из Волгограда, если бы не его связь с Леброном?.. Тем самым Леброном, который сейчас вместе с Тимофеем Мозговым и Дэвидом Блаттом ведет "Кливленд" к титулу чемпиона НБА. Которого в мире принято величать Королем Джеймсом, неофициальным преемником самого Майкла Джордана! Но который когда-то – еще до того, как стать Принцем, – был партнером юного Трэвиса по теперь уже полулегендарной стартовой пятерке школьной команды из городка Экрон…

С тех пор много воды утекло. В декабре Ромео отметил свое тридцатилетие, и поздравить его из Штатов прилетела вся ближайшая родня: мать, две сестры, брат, девушка, их дочка. Шумной компанией они гуляли по Волгограду, восторгались исполинским монументом на Мамае-вом кургане, удивленно поднимали брови, слыша о том, кто такая эта "Родина-мать" и куда она "зовет". А потом были посиделки на волгоградской квартире Трэвиса. С игрой в карты, просмотром российского ТВ и, конечно, задушевными беседами. В том числе о том, какой же невероятный, почти фантастический путь проделал их "малыш" Ромео.

ТЯГОТЫ ДЕТСТВА

Да уж, 30 лет назад никто в семье Трэвисов и подумать не мог о путешествии в далекую Россию – на него элементарно не хватило бы денег. Мать Ромео училась в университете и одновременно пыталась прокормить четырех детей. Из-за проблем с оплатой аренды приходилось регулярно переезжать из одного квартала Экрона, пригорода Кливленда, в другой. Параллельно с районами чередовались школы, знакомые, друзья. Потому-то Трэвис и не мог добиться ничего серьезного на баскетбольном поприще – слишком часто менял команды.

Переломным моментом в его жизни стал перевод в старшие классы школы "Сент Винсент-Сент Мэри". Именно там он познакомился с Леброном, который уже в 14 лет казался на фоне сверстников инопланетянином. И как бы сильно впоследствии ни разошлись пути двух уроженцев Экрона, они по-прежнему на связи. Несмотря на то, что один с заработком 72,3 миллиона долларов попал в число богатейших спортсменов прошлого года по версии Forbes (Джеймса опередили только Криштиану Роналду и Флойд Мэйуэзер), а второй в лучшем случае входит в тройку самых высокооплачиваемых игроков "Красного Октября".

– Леброн всегда находится от меня на расстоянии телефонного звонка или смс, – признался Трэвис. – Общаемся и списываемся регулярно. Из спорта можем обсудить разве что американский футбол, да и то недолго, ведь болеем за разные команды (смеется). Основные темы – дети, жены, родственники, друзья. А о чем еще говорят люди, знающие друг друга пятнадцать лет?..

На момент появления Трэвиса вокруг Леброна в "Сент Винсент-Сент Мэри" уже была сформирована компания из четырех ребят, которые росли и играли вместе с ранних лет. Какое-то время Ромео не удавалось расширить "великолепную четверку" до пятерки, и чувство отчуждения не позволяло ему полностью раскрыться на площадке. А мостиком между ним и партнерами стал именно Джеймс.

– Я был немного знаком с Леброном еще до прихода в команду, – вспоминает Трэвис. – Тогда нас еще нельзя было назвать друзьями, однако Леброн сразу постарался разбить стену льда, которая часто возникает между многими подростками. Выросла она и в моем случае. Хотя одиночкой я быть не пытался, просто не хотел навязываться. "Великолепная четверка?" "О’кей, – думаю. – Вы на своей волне, я на своей". Но Леброн сблизил всех нас.

Сыграло ли свою роль то, что в детстве мы оба прошли через тяготы? Не думаю, ведь мы никогда не говорили о нашем прошлом. Да, на долю наших семей выпало немало лишений, но вспоминать об этом не было никакого желания. Связь между нами была обусловлена не происхождением, а любовью к баскетболу, которая переполняла нас обоих. Хотя Леброна, конечно, в большей степени. Я-то долгое время заставлял себя ходить на тренировки только из-за девчонок. Ведь они обожают ребят, выступающих за школу (смеется).

"ИЗБРАННЫЙ"


Фото БК "Красный Октябрь"
 

Вливание Трэвиса в коллектив "Сент Винсент-Сент Мэри" ознаменовало появление по-настоящему дружной и мощной команды. Первой скрипкой был Леброн, второй – Ромео, занимавшийся черновой работой на щитах и в трехсекундной зоне, а также замыкавший многочисленные скидки будущей суперзвезды. В свой первый совместный год они выиграли первенство штата в третьем дивизионе и поднялись во второй. На следующий год начали играть не только с соседями по Огайо, но и сильнейшими соперниками из других уголков США. В частности, со школой "Оук Хилл", где учился Кармело Энтони.

Но куда сильнее спортивных успехов на их жизнь повлияла обложка журнала Sports Illustrated. В феврале 2002 года на ней появился школьник, чего не происходило 36 лет! Конечно, это был Леброн, статья о котором вышла под заголовком "Избранный". Публикация спровоцировала неиссякаемый поток медиа-интереса к персоне юного баскетболиста, который в одночасье превратился в полноценную знаменитость. Впрочем, свалившаяся на плечи 18-летнего Джеймса слава никак не сказалась на его отношениях с партнерами. Не было ни зависти, ни отчуждения.

– Мы были счастливы, как черт знает кто, – продолжает Трэвис. – Твой друг попадает на страницы главного спортивного издания страны. Конечно, ты будешь рад! Мы все понимали, что нам не быть "избранными". И это никого не напрягало. Особенно в свете того, что Леброн полностью заслуживал внимание окружающих.

К тому же он и не думал зазнаваться. Тут можно провести четкую параллель между Леброном-игроком и Леброном-человеком. На площадке ему часто не хватает здорового эгоизма. Уже бы бросить самому, а он все ищет, как выложить мяч партнеру. То же самое за пределами паркета. Как только к нему начало приходить национальное признание и на наших играх появились телекамеры и микрофоны, он стал делиться и этим. Он не дал ни одного послематчевого интервью в одиночку. Все время приводил кого-то с собой, чтобы и у нас был шанс засветиться на ТВ. Если ему присылали кроссовки, он принимал их, только если вся команда тоже получала по паре. В этом он весь. Был и есть. И его менталитет, конечно, всех заразил. В команде не жадничал никто. Тренеру никогда не приходилось упрашивать нас сделать лишний пас, чтобы вывести на бросок открытого партнера.

После статьи шумиха, конечно же, вышла на новый уровень. Люди вокруг отелей, очереди за автографами и так далее… Но конкретно меня это не касалось. Я спокойно стоял в сторонке и смотрел, мне это не мешало. Даже помогало. Потому что такое внимание к Леброну и его отсутствие в адрес остальных иногда вводило в заблуждение соперников. Мол, остановим Джеймса – и дело в шляпе. Мы быстро научились этим пользоваться (улыбается).

"ЭФФЕКТ ЛЕБРОНА"


"Великолепная пятерка" десять лет спустя (Ромео ТРЭВИС и Леброн ДЖЕЙМС -
второй и третий справа).
Фото Superiorpics.com

Оставшийся год обучения "Ирландцев" всюду сопровождали журналисты и фанаты, а их матчи регулярно оказывались в сетке национальных телеканалов. Все это нисколько не мешало команде сминать одного оппонента за другим. В своей последней совместной игре Трэвис и Джеймс добыли для "Сент Винсент-Сент Мэри" еще один титул чемпионов Огайо, а через некоторое время газета USA Today присвоила им неофициальный статус чемпионов США. История команды даже легла в основу документального фильма "Больше, чем игра", выпущенного в 2009 году.

– К тому моменту съемки уже никого не пугали, – рассказывает Трэвис. – Мы вдоволь насмотрелись в объективы камер еще в школьные годы (смеется). Тем не менее лично мне было немного не по себе. Ведь фактически я снимался в кино о самом себе! Да, тогда, в 2003-м, мы уже понимали, что стали частью чего-то значимого. Но чтобы потом попасть на экран… Вот он, "эффект Леброна" в действии (улыбается)…

Увы, с этого момента баскетбольные пути "великолепной пятерки" начали стремительно расходиться. Леброн стал первым номером драфта НБА-2003 и заиграл в "Кливленде". А его партнеры разбрелись кто куда. Трэвис вместе с другим экс-"ирландцем" Дрю Джойсом поступил на стипендию в родной университет "Экрон".

– Нет-нет, мы не пытались выбрать колледж поближе к Леброну. Скорее, к дому и родным. Тем более что Джеймс выставил свою кандидатуру на драфт уже после того, как я подписал бумаги о поступлении в "Экрон". Но в итоге наша компания не распалась. По возможности мы посещали матчи "Кливленда", проводили вместе свободное время. А каждое лето собирались в нашем родном зале и вместе тренировались. Опять же, несмотря на все растущий статус Леброна, между нами ничего не менялось: мы дурачились и наслаждались тем, что можем доверять друг другу, как раньше.

А с Дрю мы пересеклись не только в колледже, но и в Европе, где выступали за немецкий "Ульм". Это было непередаваемое чувство – иметь в команде родную душу, когда ты находишься в тысячах километров от дома. Теперь мы с Дрю вместе проводим в Экроне мастер-классы (другой член "великолепной пятерки" Шиан Коттон играл в университете в американский футбол, а сейчас является известным в Огайо рэп-музыкантом; Уилли Макги, получив степень магистра, до недавнего времени работал в организации, которая помогает наркоманам и алкоголикам избавиться от зависимости; наконец, Дрю Джойс-старший, как и 15 лет назад, продолжает тренировать команду "Сент Винсент – Сент-Мэри". – Прим. "СЭ").

ЕВРОПЕЙСКИЕ ГАСТРОЛИ

Трэвис выпустился из университета в статусе рекордсмена по количеству блок-шотов за всю историю "Экрона", а по очкам и подборам он лидировал в команде последние три года обучения.

– Глупо отрицать, в школе я таскал рояль. Зато в колледже мне нередко приходилось самому садиться за клавиши. В плане моего баскетбольного становления это мне очень пригодилось. Оказавшись потом в Европе, я одинаково комфортно чувствовал себя вне зависимости от роли. Надо подносить снаряды – это ко мне. Нужна "первая скрипка"? Я снова к вашим услугам. Годы в NCAA сделали меня универсальным игроком.

Но думал ли я тогда о профессиональной карьере? Наоборот! Гнал эти мысли прочь. Точнее, не хотел загадывать наперед. В каждый момент времени просто наслаждался тем, что по-прежнему могу оставаться внутри своей любимой игры. При этом нельзя сказать, что я боролся за спортивную стипендию. Нет, просто показывал свой максимум в школе.

Был ли у меня план отправиться в испанскую лигу после университета? Едва ли. Я просто вкалывал на тренировках, получил свою мантию, а затем услышал звонок от агента. Мной не двигал холодный расчет, исключительно любовь к игре и стремление к саморазвитию. О будущем я не беспокоился. Если сегодня я поступаю правильно, то и завтра все будет хорошо – такова моя философия.

Сейчас, конечно, понимаю, что без Леброна я, возможно, никогда и не стал бы профессионалом. Играя с ним в одной команде, я автоматически оказывался на радаре у скаутов, которые приходили посмотреть на него. Так что моя судьба однозначно входит в число тех миллионов судеб, на которые повлиял Джеймс…

В 2007 году Трэвис закончил университет и пустился в "путешествие" по Европе: Испания, Германия, Израиль, Хорватия, Украина. Континентальной славы он не снискал, однако везде был как минимум на хорошем счету, а в израильской и хорватской лигах попадал в символические пятерки по итогам сезона. Наконец, в июле прошлого года Ромео оказался в "Красном Октябре".

Леброн меж тем завоевал 4 титула MVP, дважды стал чемпионом НБА, а также… ополчил против себя многих поклонников баскетбола, сперва променяв "Кливленд" на "Майами", а затем, летом прошлого года, совершив обратный переход.

КАК ЗАТМИТЬ ФУТБОЛЬНЫЙ МУНДИАЛЬ

– Когда Леброн сделал выбор в пользу "Майами", на его решение серьезно повлияли менеджеры клубов, – делится "инсайдерской информацией" Трэвис. – Само собой, вы не найдете ничего об этом в прессе. Так что не стоит судить о спортсменах только на основании того, что вы читаете. Зачастую злодеями их делает информация, поданная под определенным углом.

С возвращением Леброна в "Кавальерс" получилось еще забавнее. Тут ничего не знали даже мы, его друзья. Дело было минувшим летом, как раз в ту пору, когда мы всей своей "бандой" собираемся в Экроне, тренируемся и проводим время вместе. Понятно, что всем ребятам было интересно, что же будет делать Леброн. То и дело эта тема всплывала в разговорах.

Допустим, речь заходила о "Кливленде". Тогда Леброн говорил: "Не знаю, с ними нужно пройти слишком долгий путь к вершине". А когда кто-то упоминал вариант с "Майами", он отвечал примерно так: "Вроде бы меня все устраивает, но все же Кливленд – мой дом". Короче, водил нас за нос до последнего.

Сейчас могу сказать, что Леброн провернул свой переход просто мастерски! Понятно, что в этом ему помогал большой штаб. Но все они молодцы. Раскрутили себя по полной программе. Только вдумайтесь: будущее Леброна в Штатах целый месяц являлось темой номер один, хотя параллельно проходил чемпионат мира по соккеру!

ДЖЕЙМС, ПЕРЕХОДИ В "КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ"!


Фото REUTERS
 

Предстоящим летом Джеймс может стать свободным агентом и самостоятельно выбрать, где продолжить карьеру. Чисто теоретически, его может подписать даже какой-нибудь российский клуб. И на этот случай Трэвис недавно записал своему старому приятелю видеопослание. В нем Ромео разрекламировал прелести Волгограда и приглашал Леброна присоединиться к нему в составе "Красного Октября". Понятно, что сделано это было в шутку, тем не менее ролик не остался незамеченным за океаном.

– Мама рассказывала, что в нашем квартале видео оставалось предметом самых горячих обсуждений почти неделю (смеется). Моя хохма удалась! Хотя… я ведь говорил чистую правду, ничего не приукрасил. Мне и правда нравится, что в Волгограде погода совсем как в Огайо. И борщ я люблю! Да и команда у нас хорошая. Тренер – один из лучших, с кем доводилось работать, исполнители тоже добротные. Правда, частые изменения в составе не дают обрести стабильность. Если бы не это, наши дела шли бы гораздо лучше. Но с Леброном-то они пойдут ого-го как!

Конечно, Король Джеймс никогда не перейдет в "Красный Октябрь". Да и Трэвис, не исключено, следующий сезон начнет в другом клубе. Тем не менее пока Ромео играет в России, Леброна от Волгограда будет отделять всего один телефонный звонок.