31 июля состоится рестарт сезона НБА. Накануне мы обсудили это с президентом Российской федерации баскетбола (РФБ), участником Матча всех звезд НБА Андреем Кириленко. В ходе беседы Кириленко рассказал о самом ожидаемом противостоянии, величии Луки Дончича, новом контракте Алексея Шведа с «Химками» и предстоящих выборах президента США.
— Многие считают, что после рестарта сезона в НБА будет много сенсационных результатов. Согласны с этим?
— Из-за пандемии есть условия, которые не позволят командам собраться в оптимальных составах. Кто-то из баскетболистов решил не приезжать в Орландо, кто-то сядет на карантин, кто-то получит травму... Сегодня не играет Леброн, завтра Порзингис... Это смазывает впечатление. С другой стороны, понятно, что это лучше, чем ничего.
У НБА есть возможность организовать огромный турнир в одном месте и еще продать его за огромные деньги. Сейчас люди скучают без спорта и возобновления сезона все болельщики ждут с нетерпением. Боссы Лиги выжимают максимум из этой ситуации. Тут надо отдать им должное. Знаете, многие пытаются сравнить себя с НБА, но делать этого не стоит. Они в космосе. И в первую очередь я говорю не об уровне баскетбола. Лучшие команды Европы могут соперничать и даже обыгрывать клубы, которые занимают с 20 по 30 места за океаном. А в плане освещения, пиара, маркетинга, спонсоров, телевидения... Те ресурсы, которые генерирует НБА, несопоставимы ни с одним турниром в мире.
— В финале сыграют «Милуоки» и «Лейкерс»?
— Да, это самый вероятный финал, но больше всего я жду соперничества «Лейкерс» и «Клипперс» в плей-офф Запада. Это дерби, схватка суперзвезд. Если эта серия случится, то я буду симпатизировать «Клипперс» из-за фигуры Кавая. Он очень спокойный парень, мне нравится его поведение, и я бы очень хотел, чтобы у него получилось выиграть титул НБА в трех клубах. Так что персонально болею за него.
— Многие европейские игроки смотрят НБА из-за фигуры Луки Дончича. На ваш взгляд, 21-летний словенец способен изменить игровой стиль всего турнира?
— Мне очень нравится Дончич. Возможно, пройдет еще один год и начнется «Дончичмания», а Лука станет новым Майклом Джорданом. Потенциально может случиться все что угодно. Не думаю, что изменения будут концептуальные, но то что словенец уже внес эффект новизны — это точно. После Тони Паркера в НБА не было такого разностороннего европейца. Он играючи обращается с мячом, не боится играть с большими, отдает великолепные передачи. Думаю, что он вполне может достичь величия других белых игроков: Стива Нэша, Пита Маравича, Джейсона Кидда.
— А что скажете про первого номера драфта НБА-2019 Зайона Уильямсона?
— Он машина. Смесь Баркли и Леброна. У него фантастические данные, но важно понять насколько он окажется прочным, сможет ли обходиться без постоянных травм. Такое тело очень непросто содержать. Посмотрите на Леброна, который тратит огромные деньги и время на свое здоровье. Диетолог, массажисты, реабилитолог... Зайону тоже необходимо держать вокруг себя такой же штат. Подчеркну, что без этого ему будет сложно достичь самых высоких результатов.
— Две последние серии «Последнего танца» были посвящены соперничеству «Чикаго» и «Юты». Смотрели их с особыми чувствами?
— Да, я пришел в «Юту» буквально через пару лет после всех этих событий. В этих сериях были люди, кто встречал меня в аэропорту, показывал мне город. Карл Мэлоун, Джон Стоктон, которых я знал, как лидеров раздевалки. Джефф Хорнасек, который был моим персональным тренером 6 лет. Было действительно много ностальгических моментов.
— Также там много показывали вашего многолетнего тренера Джерри Слоуна, который недавно ушел из жизни...
— Конечно, очень жаль Джерри, но все к этому шло. Последние пять лет жизни он испытывал серьезные проблемы. Скажу, что в наших отношениях были и супермоменты, и конфликты, но это как в большой семье. Невозможно, чтобы не было противоречий, когда ты десять лет проводишь вместе.
— Когда последний раз встречали Слоуна?
— Три года назад на мероприятии «Юты», когда мне подарили мою игровую майку. Тогда он был в состоянии, понимал все происходящее и мы даже немного поболтали. Потом его болезнь стала серьезно прогрессировать. Интересно, что в тот же день я последний раз увидел Коби Брайнта на площадке.
Понимаю, насколько сейчас тяжело Хабибу
— В начале июля умер от коронавируса отец Хабиба Нурмагомедова...
— Много людей пострадало от коронавируса. Потери большие, в том числе в российском баскетболе умерли врач ЦСКА и сборной Роман Абжелилов, директор «Урала» Анатолий Концевой. Если говорить про Абдулманапа, то не смогу сказать, что я был хорошо с ним знаком. При этом понимаю, насколько сейчас тяжело Хабибу, с какими чувствами он будет готовиться к бою с Гэтжи. Это серьезная потеря для чемпиона, хочу выразить ему соболезнования.
— Как отнеслись к новому контракту Алексея Шведа с «Химками»? Расстроились, что он не вернулся в НБА?
— Он уже был в НБА, если бы мечтал туда вернуться, то искал бы любую возможность для этого. Но для чего ему это? Он уже получил этот опыт. Поверьте, если бы ему дали железобетонную позицию игрока старта, то он бы уехал. Сейчас же из-за пандемии многие клубы стараются омолодить состава. Леше же уже за 30. Не думаю, что многие клубы Лиги были бы готовы взять возрастного баскетболиста, выступающего на позиции первого-второго номера, на длительный контракт. А он заслуживает именно такого. Ему не надо идти в НБА, чтобы быть на подыгрыше, выступая по 15-17 минут. Игрок его типа должен играть по 30 минут и только тогда он будет эффективен. Я его обожаю, но не взял бы его в свою команду, чтобы усиливать игру со скамейки.
— У вас есть американский паспорт. Кого поддерживаете на выборах президента США, которые пройдут уже в ноябре?
— Мне все равно. Я аполитичен, не пойду на выборы. Мне эта история неинтересна.
— Вы сейчас находитесь в США. Как-то чувствуете напряженную атмосферу в связи с акциями протеста против расизма и насилия со стороны полиции?
— Я вижу это только по телевизору и читаю на российских спортивных сайтах. В основном сижу дома, провожу много времени со своей семьей. Последние четыре месяца были уникальными для меня. Я никогда так долго не был со своими близкими и безумно счастлив этому. Постоянно быть с детьми, делать с ними уроки, вместе ужинать... Не думаю, что еще когда-нибудь будет такой период.
Андрей Кириленко
Родился 18 февраля 1981 года в Ижевске
Воспитанник петербургского баскетбола. Выступал за «Спартак СПб» (1996-1988), ЦСКА (1998-2001), «Юту» (2001-2011), «Миннесоту» (2012-2013, 2015) и «Бруклин» (2013-2014).
Трехкратный чемпион России, двукратный победитель Единой лиги ВТБ, чемпион Европы-2017, бронзовый призер Олимпийских игр-2012. MVP регулярного сезона Евролиги, три раза был включен в сборную всех звезд защиты НБА (2004-2006)
С августа 2015 года — президент РФБ