КУБОК МИРА. 4-й этап
ГЛАЗАМИ ГЛАВНОГО ТРЕНЕРА
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Оберхофа
Очередной комментарий главного тренера касался, естественно, субботнего и совершенно безрадостного выступления женской команды в спринте. Впрочем, Владимир Барнашов искренне пытался найти зацепки для оптимизма:
- Если бы Оля Зайцева не упала на втором круге дистанции, думаю, ей вполне было бы по силам бороться. Но падение – это серьезно. Сбивается ритм, дыхание. Ольга потеряла при падении порядка 20-ти секунд, начала торопиться и в итоге провела вторую стрельбу не в своем ритме. Что касается Кати Юрловой, она показала очень хороший для себя результат. Светлана Слепцова идеально отработала два первых круга – наравне с такими спортсменками, как Магдалена Нойнер, Андреа Хенкель. Но ее форма на сегодняшний день такова, что бежать одинаково хорошо три круга она пока не может. Значит, нужно время. Верю, что "разбежаться" Света в этом сезоне сможет. Есть, конечно, проблемы. Причем у девочек их больше, чем у ребят.
- Эти проблемы связаны с изменением методик или с недостаточным объемом работы?
- Скорее всего, с соотношением объемных и скоростных тренировок.
- Мне приходилось слышать, что старший тренер женской команды Анатолий Хованцев вообще не является сторонником объемной и интенсивной работы. Это так?
- Он же не в одиночку составляет тренировочный план. Другой вопрос, что одну и ту же тренировку можно провести по-разному. Тренировок с высокой интенсивностью у девочек было мало, да. Мы хотели сделать определенную скоростную работу на сборе в Мурманске, но на это нам немножко не хватило времени.
Но в целом, раз уж мы выбрали в этом сезоне стратегию выхода на пик формы через старты на этапах Кубка мира, так должны ее придерживаться до конца. А уже потом делать выводы и давать оценки. Может же случиться и так, что через три-четыре старта девочки "разбегутся" и мы будем комментировать гонки уже совсем в другой тональности.
- Но это же не отменяет полностью проваленной первой половины сезона?
- Наши спортсменки сейчас действительно сильно уступают по скорости всем сильнейшим. Но должен сказать, что если мы возьмем прошлый сезон и сравним результаты, то увидим, что точно так же они уступали год назад. Просто стреляли намного лучше – за счет этого поднимались на пьедестал. Когда же человек стоит на пьедестале, профессиональный анализ гонки делают только узкие специалисты – всех остальных он уже не интересует. Тренерская задача состоит в том, чтобы к главному старту команда вышла на те скорости, что сейчас показывают сильнейшие. Если у мужчин это уже начинает просматриваться, и они вполне способны "ногами" бежать на равных с кем угодно, то в отношении женской команды мы надеемся на то, что ситуация полностью выправится на сборе в Антхольце. На Олимпийских играх, кстати, мы тоже не могли похвастаться выдающимися скоростями.
- А вы считаете олимпийский сезон удачным?
- Он был очень удачным. За последние три сезона именно в прошлом году у нас было наибольшее количество подиумов на этапах Кубках мира. Невозможно же выигрывать все подряд? Конкуренция стала на порядок выше. В борьбу за медали включились даже те страны, которые совсем недавно мы вообще не замечали.
- Старший тренер мужской сборной Михаил Ткаченко сказал мне в интервью, что ему было бы интересно узнать, по какой методике проходит подготовка биатлонистов в таких странах, как Норвегия, Германия, Франция. Вы не рассматриваете вариант приглашения в сборную России специалистов их этих стран?
- Нет, и не считаю нужным. Методика, по которой работают тренеры этих стран, в какой-то степени перекликается с нашей. Мы же проводим какое-то количество совместных сборов в том же Рамзау, смотрим, как люди работают. Они же не закрываются на замок? Молодежная команда такие совместные сборы проводила в Обертиллихе – мы постоянно контактировали с Валерием Польховским. Хороший контакт у нас с Володей Королькевичем, который сейчас работает со словенскими лыжницами. Он много об этом рассказывал.
Да и сами мы видим, как строится процесс. Вторая его часть, например, сейчас у всех строится одинаково - исходя из соревновательной модели, которую предлагает Кубок мира или Кубок МСБ. Когда каждая неделя начинается с двух, я бы сказал, втягивающих дней, за которыми идет блок интенсивной скоростной работы. И так на протяжении нескольких недель подряд. Потом делается небольшая соревновательная пауза – и опять то же самое.
Безусловно, многого мы не знаем. Прежде всего того, что касается медицины и восстановления. Да и возможностей таких не имеем.
- Почему?
- Это не ко мне вопрос.
- Возвращаясь к нынешнему сезону: может быть, имеет смысл разделить сборную, сделать какие-то экспериментальные группы?
- У нас такие группы есть. Например, в Тюмени с девочками работает Леонид Гурьев. И это очень хорошая группа. В Москве с мальчиками работает Николай Лопухов. Это группа, которую мы условно называем "Сочи-2014". Чем у нас будет длиннее скамейка запасных, тем лучше. Если, кстати, вспомнить мои годы в сборной, у нас никто надолго не засиживался в сборной – шла постоянная ротация. Особенно когда биатлонисты перешли на малокалиберное оружие. Исключением был разве что Александр Тихонов.
- Привлекать в сборную спортсменов из молодежной команды вы планируете?
- Да. Думаю, что это произойдет уже в Антхольце. Есть пара очень интересных парней – Евгений Гараничев и Сергей Бочарников. У девочек ситуация пока не настолько хороша.
- Кстати, от идеи включить в основной состав на этапе в Рупольдинге Екатерину Юрьеву вы не отказались?
- Пока я не вижу никакой необходимости, чтобы Катя там выступала. Разве что дадим ей возможность просто приехать в Рупольдинг, чтобы заново освоиться в кубковой обстановке.
- Понимаю, что до чемпионата мира еще достаточно много времени, но ответьте на такой вопрос: как профессионал, вы обязаны допускать как минимум два варианта развития событий. Если случится так, что команда не покажет в Ханты-Мансийске того результата, который от нее ждут, какие меры будут приняты?
- Если случится неудача, за нее, безусловно, нужно будет отвечать.
- Вы вкладываете в эти слова какой-то конкретный смысл?
- Самый прямой. Вплоть до отставки тренерского штаба и главного тренера в том числе. Потому что это будет означать нашу полную профессиональную несостоятельность.
Но у меня пока нет оснований сказать тренерам, что они непрофессиональны. Ошибиться может всякий, тем более в спорте высших достижений. Сами знаете: бывает достаточно единственной ошибки, чтобы насмарку пошел весь сезон. Но почему-то мне кажется, что на чемпионате мира наши спортсмены будут выглядеть достойно.