ЧЕМПИОНАТ МИРА
Победительницей женской индивидуальной гонки стала олимпийская чемпионка Ванкувера в этом виде программы норвежка Тура Бергер. Лучшая из россиянок, трехкратная чемпионка мира Ольга Зайцева пришла к финишу шестой, имея две минуты штрафа. Вплотную за ней закончили 15-километровую дистанцию Светлана Слепцова и Ольга Вилухина.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Рупольдинга
Ко второй половине чемпионата мира Германия окончательно разочаровалась в своих биатлонистах-мужчинах, но продолжала отчаянно надеяться на женщин. Почему-то при подъезде к "Химгау-Арене" первой в голову пришла именно эта мысль. Ибо не мог ажиотаж вокруг мужской индивидуальной гонки даже близко сравниться с тем, что уже за три часа до старта начало происходить на стадионе и прилегающих к нему городках.
Тому, что трибуны стадиона в полдень уже полностью заполнены, удивляться не приходилось. Билеты не предполагают их обладателям некий заранее предписанный ряд и место: на них проставлен лишь номер сектора. А там, как говорится, кто первым встал, того и тапки.
Такая же толчея происходит вдоль трассы. "Везунчики", пришедшие на стадион первыми, вплотную прижаты к заградительным канатам телами тех, кто стоит сзади, и вот в таком "бочечно-селедочном" состоянии им предстоит провести несколько часов. Зато хорошо видно, что происходит на твоем участке лыжни.
В целом же должна сказать, что организация работы и логистика выстроены в Рупольдинге идеально. Парковок хватает и для автобусов, на которых зрителей возят на "Химгай-Арену из всех прилегающих городков, и для личного транспорта тех, кто аккредитован на чемпионате в качестве журналиста, гостя или спонсора.
Другой вопрос, что на пересечение громадной парковки пешком уходит достаточно много времени – если не удалось приехать пораньше и запарковаться в ближнем к стадиону секторе. Но пропуск на парковку – по-любому большая привилегия. Потому что помимо права парковаться близ стадиона он дает право проезда по дорогам, проходящим вокруг Рупольдинга и вдоль самой арены, закрытым во время биатлонных соревнований для простых смертных. Тем приходится использовать исключительно объездные пути.
Еще бросается в глаза огромное количество припаркованных на стадионе полицейских и санитарных машин. Мэр Рупольдинга Клаус Пихлер (он же – родной брат старшего тренера женской сборной России Вольфганга Пихлера) в этом году возглавляет оргкомитет мирового первенства, что абсолютно логично. Потому что чемпионат не ограничен рамками "Химгау-Арены". Огромное количество торжеств, включая официальное вручение завоеванных наград, проходит в самом Рупольдинге и полиция там не столько средство наведения порядка, сколько ответственные за то, чтобы людям было хорошо. Найти место для парковки, узнать дорогу, попросить какой-либо иной помощи – это к ним.
Количество медиков на стадионе – вопрос насущной необходимости. На трибунах ведь и стар и млад, вокруг трибун – бесчисленные точки, где идет непрерывный разлив не всегда безалкогольных напитков. Мало ли что может случиться?
При этом – никакой суеты. Сложнее всего приходится тем, кто пришел на арену с рюкзаками. Для них – отдельные проходы на стадион, у которых всегда громадная очередь. Те, кто без сумок, проходят почти не задерживаясь и не создавая очереди. Для аккредитованных вообще отдельный коридор без какого бы то ни было досмотра. Тот редкий случай, когда работаешь, вообще не задумываясь о том, удобно все устроено, или нет. Примерно как в поговорке: "Если пообщавшись с женщиной ты не можешь потом вспомнить, во что же она была одета, значит, она была одета очень хорошо".
Вообще чем дольше я приезжаю на биатлон в Рупольдинг, там чаще думаю, что вот так, навскидку, не назову ни одного места на земном шаре, где до такой степени тепло относились бы к гостям. Все-таки баварско-тирольские традиции гостеприимства – явление уникальное. Лишь однажды мне встретился реально злобный и очень пожилой гном, чей отель много лет назад мне забронировал оргкомитет. Отель (точнее – старый, заросший мхом и почти черный двухэтажный дом с тремя гостевыми комнатами) располагался на верхушке высоченной горы идобравшись туда в день приезда по узенькой, наполовину заваленной снегом козьей тропе на крошечной прокатной машинке, я поняла, что нет таких сил, которые могли бы меня заставить повторить этот путь еще раз. Особенно после вечерних биатлонных гонок.
Об этом я честно сказала хозяину и съехала (в прямом и переносном смысле этого слова) в долину. В тот самый отель с замечательной хозяйкой Ритой, в котором останавливаюсь уже шесть лет подряд.
Гном несколько дней звонил мне по телефону, требуя вернуться или, как минимум, оплатить весь срок проживания. Кончилось это тем, что трубку взяла Рита и очень жестким голосом объяснила соседу, что своими необоснованными претензиями он позорит весь город. Мне же она сказала, чтобы я выбросила историю из головы. Что меня были обязаны предупредить о возможных сложностях заезда в отель по горной неосвещенной дороге.
Дом самой Риты был выстроен в начале 30-х годов прошлого века родителями ее мужа Томаса и старые хозяева были как раз из той плеяды баварцев, кто еще до начала Второй мировой войны принимал в своих домах первых туристов с "немецкого севера", участвуя таким образом в государственной программе туристического развития региона. Про такие дома говорят "намоленный". За шесть лет я научилась узнавать постоянных гостей и перестала удивляться их количеству. Привыкла к тому, что вечером не всегда можно найти место для парковки – слишком большое количество гостей съезжается к Рите и Томасу в ресторан поужинать. Не ожидала, пожалуй, одного: что в среду утром, собираясь на женскую индивидуальную гонку и бросив хозяевам: "Поеду-ка я поболею за вашу Лену Нойнер", услышу в ответ от Риты: "Какая Нойнер? Мы все болеем за Дашу Домрачеву. А наш повар так просто в нее горячо влюблен с тех самых пор, как она стала приезжать в Рупольдинг".
При этих словах жены Томас насупился и отошел к барной стойке. "Он всегда болеет за русских, - шепотом пояснила Рита. – С тех самых пор, как почти сорок лет назад у нас в отеле останавливалась советская сборная двоеборцев. Вы вымпел-то видели в столовой? Муж каждый год туда его вывешивает в дни соревнований" Потянув меня за руку, Рита приоткрыла дверь в главный зал. На дубовой старинной люстре висел слегка выцветший и весь исчерченный автографами красный матерчатый треугольник с гербом СССР и словами: "От советских спортсменов!"
* * *
День гонки оказался вовсе не днем Домрачевой: на первом же стрелковом рубеже спортсменка сделала четыре промаха.
24, 27, 35, 45 – под такими номерами ушли на трассу Ольга Зайцева, Ольга Вилухина, Светлана Слепцова и Яна Романова. К моменту появления первой российской спортсменки на стрельбище, было ясно, что битва за медали пройдет не только без Домрачевой и промахнувшейся три раза чемпионки мира-2011 Кайсы Макарайнен, но и скорее всего без олимпийской чемпионки Солт-Лейк-Сити и семикратной чемпионки мира немки Андреа Хенкель, настрелявшей на первой "лежке" две минуты штрафа. А вот Магдалена Нойнер с точно таким же (к абсолютной неготовности немецких болельщиков) штрафным временем напротив добавила себе азарта, а публике интриги. Подумаешь – две минуты! Все же знают: что Нойнер здорово, то остальным смерть!
Зайцева и Слепцова прошли первый рубеж чисто, Вилухина – с двойной ошибкой. Романова - с минутой. Второй заход на стрельбище обернулся чистой работой для трех россиянок, но одним промахом у "старшей" Ольги. Третий рубеж Зайцевой тоже не удался: она закрыла только четыре мишени.
А где-то впереди на финиш летела сенсация из стартовавшей под первым номером американки Сюзан Дюнкли: всего один неточный выстрел из 20-ти позволил ей получить колоссальное преимущество над куда более титулованными соперницами и стать лидером.
Впрочем, это было достаточно кратковременно: сильных биатлонисток, совершивших по ходу индивидуальной гонки лишь одну осечку, насчитывалось достаточно много, чтобы сквозь их строй пробился новичок. В этой группе прежде всего была олимпийская чемпионка Тура Бергер. Она в итоге и забрала золото, реализовав свою заветную мечту, которой поделилась с журналистами в один из первых дней чемпионата: не только подойти к чемпионату мира-2012 в наилучшей форме, но и оказаться способной реализовать форму в результат.
Третья стрельба огорчительным образом завершилась и для Слепцовой. Этот единственный за всю гонку промах вполне мог бы не стать роковым, окажись Светлана в Рупольдинге порезвее ногами. Но с ходом у спортсменки были проблемы. Во всяком случае на финишный круг она ушла с отставанием в 13 секунд от Зайцевой, имевшей в этой гонке на минуту штрафа больше.
Зайцева и закончила 15-километровую дистанцию с лучшим российским временем. Но шестой.
Впрочем, наши российские страдания по этому поводу были не чета немецкому горю: Хенкель со своими четырьмя промахами пришла к финишу 20-й, на 23-м месте финишировала Нойнер с шестью минутами штрафа, Мириам Гесснер и Тина Бахман не вошли в тридцатку, промахнувшись соответственно пять и семь раз.
Рупольдинг (Германия). Чемпионат мира. Женщины. Индивидуальная гонка, 15 км. 1. Т. Бергер (Норвегия) - 42.30,0 (1 промах). 2. Брюне (Франция) - отставание 56,4 (1). 3. Экхольм (Швеция) - 1.11,1 (1). 4. Дорен (Франция) - 1.14,7 (1). 5. Данкли (США) - 1.18,2 (1). 6. ЗАЙЦЕВА (Россия) - 1.26,1 (2). 7. СЛЕПЦОВА - 2.01,0 (1). 8. ВИЛУХИНА - 2.12,2 (2)... 17. РОМАНОВА (все - Россия) - 3.52,3 (2).