2 декабря 2012, 12:00
По окончании прошлого сезона двукратная олимпийская чемпионка и 12-кратная чемпионка мира Магдалена Нойнер разбила сердце не одному десятку мужчин, заявив, что прощается с большим спортом и радовать своей обворожительной улыбкой на лыжне больше не будет.
Ее не мучили травмы, результаты не шли на спад, она добилась в большом спорте всего, чего хотела, и ушла на пике карьеры. Так, как мечтают это сделать многие спортсмены. И, несмотря на то что не все разделяют решение 25-летней спортсменки, Нойнер, кажется, счастлива. Теперь она может воплотить в жизнь свои желания. Вязать, играть на арфе, валяться на диване перед телевизором, попивая чай, или весело болтать со своим парнем-плотником на верхнебаварском диалекте, который мало кто может понять.
ДРУГАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ
Публичные люди, необязательно спортсмены, часто становятся заложниками ситуации и вынуждены играть роль тех, кем не являются. Простая девчонка из небольшой баварской деревушки Вальгау с населением в 1400 человек стала мировой знаменитостью – для большинства это сказка о Золушке, превратившейся в королеву. Но была ли счастлива Золушка, которую ежедневно окружали десятки камер, микрофонов и любопытных глаз?
Что делать, если ты не Уле Эйнар Бьорндален и твоя жизнь не полна одним спортом? Что, если уходя из большого спорта, Нойнер совсем не думала о том, что хоронит свой талант, а лишь мечтала, чтобы ее оставили в покое и позволили заниматься любимыми делами? Таких людей называют чудаками или гениями. Они не разделяют порыв русского поэта Дениса Давыдова: "Нет поэзии в безмятежной и блаженной жизни! Надо, чтобы что-нибудь ворочало душу и жгло воображение". Они поступают так же, как и популярные киноактеры, которые отказываются от предложений известных режиссеров и не ведутся на прибыльные контракты ради работы в небольшом театре, где ставится их любимая пьеса.
ФЕНОМЕН ПОПУЛЯРНОСТИ
Почти невозможно объяснить логически, почему у баварской красавицы столько поклонников и за счет чего ей удалось влюбить в себя почти весь биатлонный мир.
С мужчинами в данной ситуации проще. Они редко смотрят на результаты и показатели стрельбы. Их сердца покоряются лучезарной улыбкой, искренним, наивным и почти детским взглядом, белокурыми локонами, выбивающимися из-под шапочки, аппетитными формами или даже смешным хобби. Девушки всегда восхищались трудолюбием Нойнер, ее целеустремленностью и умением быть настоящей. Не гламурной, не надменной, не стервозной. Настоящей. Благодаря своим внешним данным биатлонистка уже после первых сезонов в Кубке мира обратила на себя внимание не только болельщиков, но и стала очень выгодным продуктом грандиозной пиар-кампании. Чего только стоят фотографии биатлонистки в рекламе нижнего белья, которые в считанные часы облетели весь Интернет. Нойнер, к слову, не раз предлагали сняться для журнала Playboy, но девушка всегда отвечала отказом. По словам биатлонистки, ей хватало гонораров "из более приличных источников".
И все-таки история спорта знает многих красивых целеустремленных и успешных спортсменок, которые ушли на пике и остались забытыми. В чем же феномен Магдалены Нойнер, если разговаривать о ней не перестают даже тогда, когда она делает все, чтобы о ней не говорили?
ОТ УРСУЛЫ ДО МАГДАЛЕНЫ
Возможно, ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Дело, скорее всего, не в самой спортсменке, а в огромной любви немцев к своим героям. Молодое поколение почти забыло о другой большой и яркой звезде сборной Германии Урсуле Дизль, которая ушла из большого спорта как раз тогда, когда Нойнер только делала первые серьезные шаги. Когда в 2006-м году 35-летняя Дизль решила закончить карьеру, немецкая биатлонная семья не чувствовала себя осиротевший. Проводив с почестями королеву, она переключилась на юную принцессу. Молодой Нойнер прощали все ошибки юности. Например, неточную стрельбу, доводившую болельщиков до предынфарктного состояния, когда Магдалена проигрывала все в пух и прах на последнем рубеже. Фанаты, кажется, даже не замечали ее слабых мест, восхищаясь сильными. Так, благодаря своему быстрому ходу по дистанции Нойнер получила прозвище Shooting star. Тонкая игра слов. В дословном переводе с английского - "стреляющая звезда", но есть и другое значение - "метеор". Победы превратили принцессу в королеву, а всенародная любовь к ней аккумулировалась с каждым новым пьедесталом почета.
НЕНУЖНАЯ НОЙНЕР
По всем законам жанра добрую королеву не обошли стороной и неприятности. На первой и единственной для себя Олимпиаде в Ванкувере Нойнер выиграла три медали, две из которых - высшего достоинства. Но Игры-2010 стали для нее вместе с тем и едва ли не самым серьезным испытанием. Биатлонистке не нашлось места в эстафетной четверке. Сперва Нойнер говорила, что решила дать шанс подругам по команде выиграть медаль, но рассуждать о той ситуации откровенно смогла лишь после официального объявления о завершении спортивной карьеры. Уступить свое место в составе олимпийской четверки спортсменку буквально заставили.
ЛЮБИМАЯ НОЙНЕР
Многие называли ее эгоисткой: заявила об уходе в начале биатлонного сезона, приковав к себе внимание, от которого желала избавиться. Но убедиться в том, что биатлонистка не лукавит, говоря об усталости, можно было на последнем этапе Кубка мира - в Ханты-Мансийске. Нойнер выдавали глаза. Они не были грустными и растерянными, как бывает, когда прощаешься с чем-то очень дорогим и близким сердцу. В ее глазах горел огонек, они сверкали яркой искоркой и огромным желанием жить, творить, делать что-то интересное и просто быть собой.
Как бы то ни было, биатлон, если верить Нойнер, навсегда останется с ней. Станет ли она тренером или комментатором, как ей предлагают, или выберет что-то другое? Это неважно. Сейчас ей хочется плюхнуться на диван в любимом Вальгау и посмотреть на биатлон со стороны, с экрана телевизора. И, может быть, потом, засыпая, она вспомнит, как заставляла одним своим появлением на стадионе в Рупольдинге-2012 замолкать 30-тысячную толпу, до сих пор готовую, несмотря ни на что, говорить своей королеве "Danke, Lena!".
Татьяна ПОМЕЛЬНИКОВА