13 марта 2013, 00:14

C трассой все в порядке, с досугом - беда

КУБОК МИРА

Обозреватель "СЭ", побывавший на прошлой неделе на предолимпийском сочинском этапе, рассказывает о его организационной составляющей

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Строили, строили и, наконец, построили. Случилось. Заработало. Пред-олимпийский этап Кубка мира по биатлону стал историей. Но не настолько значимой, чтобы забыть после него о самой Олимпиаде.

Тестовые соревнования - штука многогранная. Их не только смотришь - по ним моделируешь. Хуже, чем было, стать не должно - только лучше, такова установка. Потому что приобретен опыт, извлечены уроки и все такое. Что ж, в этом смысле сочинский этап в относительном порядке. То, что было, - уже приемлемо. А если будет лучше - возрадуемся вместе с мировой спортивной общественностью.

И тут самое время перейти к бытописанию краснополянского теста, его технологическим плюсам и минусам.

ГОНКИ

Самая беспроблемная составляющая тутошнего бытия. Соревнования в Красной Поляне прошли без срывов. Стадион грандиозен, хотя еще не обжит. Электроника и гоночная кинематика работают здорово, остальные шестеренки тоже притрутся. Трасса дико сложная, но после доработок будет чуть более удобоваримой, а главное - останется уникальной. Слепцову, Бьорндалена, Лапшина, которых "вырубало" на бегу, англичанку Лайтфут и нашего Цветкова, вылетавших в кювет, жалко, но такова в конце концов спортивная жизнь. Большинство же все-таки устояло на ногах и финишировало.

ТРАНСПОРТ

Чем дальше в горы, тем лучше все ездило. По чьему-то хотению автобусы нынче забывают заезжать в адлерский аэропорт, а в самом Адлере - адские пробки. Но на гонки народ от моря свозили рьяно, транспортной техники для биатлонного этапа нагнали обильно. Напрягало же вот что: шаблонный подход. Живешь в официальной гостинице, ходишь официальными тропами и маршрутами - попадаешь в струю. Шаг вправо, шаг влево - и сразу проблемы. Такси за тобой к подъемнику не приедет, потому что полиция его туда не подпустит. Если поселился чуть в стороне от единственной дороги Адлер - Красная Поляна - будь добр шлепать по грязи пешочком. Информации о графике движения биатлонных автобусов на остановках было не найти, да и сам график - с учетом буйного дорожного движения в атмосфере большой стройки - понятие условное. Но если поймешь, куда надо выйти, и постоишь немного в облаках пыли - вроде как подберут.

Большую толчею довелось увидеть после воскресных соревнований у обоих канатных подъемников. Люди ждали очереди на спуск минут по сорок, злились, поругивались. К лету как будто планируют построить еще один подъемник. Если нет, сутолоки в дни олимпийских гонок не избежать.

ЕДА

Добавьте к названию главки спереди букву "Б" - получите полную картину происходящего здесь с общепитом. Идем сверху вниз. У стадиона в одном лишь месте продавали сосиски и шашлык. За первыми стояла большая очередь, второй вкусившие ругали. Ни глинтвейна, ни чая, ни кофе с корицей. Мало того что не погреешься, так еще и атмосфера без всего этого какая-то небиатлонная. Архитектурный новодел Красной Поляны вроде бы повторяет силуэты альпийских домиков и шале, а духа альпийского не чувствуется. Как, впрочем, и кавказского.

У верхней части подъемников работало круглое кафе с логотипом известной сырьевой корпорации. Не заходил, но судя по отсутствию очередей, ценовые мечты покупателей в заведении не сбывались. Внизу тоже имелось кафе - при магазине фирмы-экипировщика олимпийской сборной России. Других харчевен я на биатлонных маршрутах не заметил.

В официальных гостиницах этапа жильцов, говорят, кормили три раза в сутки, и это входило в стоимость проживания. Что правильно, поскольку в районе тех гостиниц найти другой источник питания белковых тел весьма затруднительно (если вы, конечно, не поклонник супа за 1200 рублей, который предлагали в отеле, принадлежащем все той же корпорации). Я жил в неофициальной гостинице и потому довольствовался лишь завтраком. С ужином возникали проблемы. В полукилометре, если идти по неосвещенной разбитой дороге с грязными лужами, базировался приличный кавказский ресторан, где один прием пищи стоил в три раза больше моих суточных. На этом все. Даже до гастарбайтерских закусочных не доберешься, ибо далеко и поздно. А хочешь - вызывай такси и езжай есть "туда, не знаю куда". Либо шлепай в круглосуточный магазин за бутылкой кефира и "полбатоном". Всего километр.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Если не учитывать некоторую суету с паспортами болельщиков, нужных, конечно, не самим болельщикам, а контролирующим их структурам, перегибов с безопасностью в Красной Поляне я не обнаружил. Равно как и недосмотров в этой сфере. Полиция не свирепствовала, частные секьюрити вели себя корректно, при досмотрах, которыми сопровождались проходы на подъемник, не было ни толкотни, ни излишней ретивости охранников. Нормальные олимпийские дела. Даже, пожалуй, лояльные.

Тарьяй Бё, правда, жаловался в одном из интервью на сумасшедшего русского, который пытался запретить ему тренироваться на трассе и выглядел достаточно грозно. Сложно сказать, был ли это заблудший "лесной брат" или перебдевший блюститель порядка. В любом случае эпизод больше походил на исключение, чем на правило. Дай бог, чтобы так было и через год.

В то же время хорошо бы уберечься от другой нашей беды. Коллега поведала, как в микст-зону, где гонщики дают интервью, забрел человек с характерной осанкой. Да там и остался. Она ему: вам нельзя, мол, здесь находиться. А он ей: я чиновник правительства Москвы, где хочу там и стою. Или что-то в этом роде.

И в самом деле: почему ему повсюду можно, а на территорию будущих Игр нельзя? Они же жаркие. Зимние. Его.

ДОСУГ

Отсутствует как класс. При нормальном человеческом отношении ко всем приезжим и пришлым, особенно со стороны волонтеров, в Красной Поляне совершенно некуда пойти. Расстояния велики, тротуары либо грязны, либо не проложены. Вернулся после гонки в отель - пялься в телевизор.

Вполне допускаю, что это трудности на этапе строительства. Без пешеходных зон, площадей, мест народных гуляний представить Олимпиаду крайне сложно. Но сейчас тут не до этого. Люди, обозревавшие горный кластер с вертолета, подтвердят: над Красной Поляной постоянно висит облако пыли. Вот осядет - тогда, наверное, будет и досуг.

ЧТО ПОСЛЕ?

Гостиниц в горной части Олимпиады понастроено великое множество. Спортсооружений тоже. Если вспомнить, что в туринской Чезане-сан-Сикарио, принимавшей олимпийский биатлон в 2006 году, позже ни разу не проводились этапы Кубка мира, вряд ли все сочинское спортивное богатство после 2014 года отойдет профессионалам. Захотят его поэксплуатировать и любители.

Способ привлечь их в массовых количествах только один: выработать меры или послабления, которые подтолкнут хозяев местного гостиничного фонда к снижению цен. Какие именно меры - экономистам виднее. В противном случае сами же хозяева от безлюдья и взвоют, поскольку желания получить спектр краснополянских услуг по существующим расценкам у российского народа гарантированно не возникнет. Даже после того, как осядет облако.

Красная Поляна - Москва