Поражение Александра Зубкова на чемпионате мира в Лейк-Плэсиде поставило небольшую кляксу на вполне успешном для мировой звезды бобслея сезоне. Тем не менее за локальной неудачей невозможно не разглядеть выдающихся достижений - впервые в карьере Александр де-факто признан лучшим пилотом мира после его победы в комбинированном зачете Кубка мира, где суммируются результаты двоек и четверок.
- Александр, все приличные люди после чемпионата мира дома на диване лежат, а вы до сих пор в латвийской Сигулде в лосинах бегаете. Зачем такое самопожертвование?
- Это не самопожертвование, это называется чемпионат России. Ответственный, я считаю, старт.
- Если бы вы изъявили желание пропустить чемпионат, который не является отборочным, вам пошли бы навстречу. Разве не так?
- Наверное, руководство сборной действительно мне не отказало бы, но я даже не собирался поднимать такой вопрос. Пока я член сборной - буду выступать на общих основаниях.
- Вы достаточно ровно и на высоком уровне провели сезон. Стали в третий раз чемпионом Европы, в третий же раз выиграли малый Хрустальный глобус за победу в Кубке мира в зачете четверок. Что можно выделить из этой серии успехов?
- Наверное, чемпионат Европы. Хотя здесь одно с другим связано. Чем успешнее мы выступали в Кубке мира, тем более уверенными подошли к европейскому первенству.
- Сильно расстроились, что так и не стали чемпионом мира? Говорят, в памяти остаются прежде всего титулы. Кто там вспомнит, кто сколько раз побеждал в Кубках мира!
- Правда есть в ваших словах, но вспоминать надо все ж таки и то и другое. Даже если взять такой успешный биатлон, то вы увидите, что за последние 13 лет никто из россиян не смог выиграть Кубок мира (последним это сделал Владимир Драчев в далеком уже 1996-м. - Прим. С.Б.) . Причем нельзя сказать, что никто за этот титул не боролся. Так что это тоже престижная награда, как ни крути.
- Многие верили, что вам будет сопутствовать успех в Лейк-Плэсиде. И трасса тамошняя, что называется, "наша", да и немец Андре Ланге, постоянно вставлявший нам палки в колеса, сегодня уже не тот. Вы же не могли не держать эти вещи в голове.
- Особого значения я этому не придавал. В том же Лейк-Плэсиде мы, бывало, выступали не так удачно. Так что никто не расслаблялся, но в Лейк-Плэсиде начались чудеса. Пока шли официальные тренировки, у меня была полная уверенность в том, что буду бороться за золото. А как иначе, если выиграл 4 заезда из 6 в четверках?! Того же Стивена Холкомба мы в контрольном забеге перебегали. И вот на этом фоне нам в первом заезде Холкомб привез сразу три десятки. Все было кончено... На второй день решили рисковать. Я все там переделал в машине, сделал все точно так же, как было на чемпионате Европы. Надеялся, что это снова принесет плоды. Но вышел на старт и допустил ошибку...
- В чем она заключалась?
- На выходе с третьего виража мы встали не на коньки, а на отбойники. Проедь мы в таком положении еще десять метров - перевернулись бы. На финише осмотрел машину и увидел, что заклинило одну пружину. Возможно, именно она стала причиной ошибки.
- Когда в самом начале спуска гасится скорость, пожалуй, сложно что-либо изменить.
- Практически нереально. Собственно не могу сказать, что не случись ошибки на старте, скорость бы вообще появилась. Понимаете в чем дело... Организаторы чемпионата мира, проводится ли он в Германии или Америке, идут на разные допустимые хитрости, чтобы подсобить своим. Сначала Холкомб снялся с последних этапов Кубка мира и уехал кататься в Лейк-Плэсид. Подготовил здесь, пока никого не было, технику, набрал хорошую форму.
А потом американцы "сыграли льдом". Подготовили его нормально только на сами соревнования. Пока шли тренировки, он был совершенно иного качества, потому-то на них мы показывали одно время, а стоило начаться заездам, как скорости пошли совершенно иные.
Были и другие объективные сложности. Скажем, поначалу в Лейк-Плэсиде была температура около 6 градусов, а лед - минус 1. А к гонке похолодало до минус 17 - 19. Соответственно и лед оказался где-то в районе минус 13. Под такой "холодный" лед у нас просто нет коньков. Пытались брать свое за счет старта, но бесполезно. Отрывы на старте небольшие - три-четыре сотки, они сгорали уже к середине дистанции.
- Как шла борьба в турнире двоек, где вы с Алексеем Воеводой также заняли четвертое место?
- Начну с того, что у меня перед гонкой сломался боб. Новый, виммеровский. Задние клепки вырвало, запасных не оказалось, поэтому прямо перед гонкой машину пришлось варить. Выкручиваться, чтобы просто выйти на старт. Между заездами я тоже менял запчасти. В общем, скомканный чемпионат мира получился, чего уж там...
Наши немецкие партнеры-механики, посмотрев машину, развели руками: "Как ты на ней вообще до финиша доехал?" Вот так и доехал. Думаю, дело в том, что машина до этого прошла несколько скоростных трасс, в Уистлере, в Солт-Лейк-Сити, где ее очень прилично побило.
- У тренеров были опасения, что Воеводы, который весь сезон находился вне сборной, не хватит на четыре заезда. Как вышло на деле?
- Я бы сказал, что нормально. В первом заезде мы показали второй старт, после швейцарца Хефти. Во втором - немного поэкспериментировали. Тогда нам казалось, что скорость у боба медленная оттого, что мы далеко бежим на старте. Побежали во второй попытке "коротко", а в этом случае время на разгоне супербыстрым никогда не бывает. Второй день тоже получился немного волнами, но в целом - ничего. Сейчас главное, чтобы Алексей поработал как следует летом. Именно вместе с командой. Мы с ним разговаривали и пришли к тому, что с мая он начинает, как говорится, целенаправленную подготовку к Олимпиаде.
- То есть здравый смысл наконец восторжествовал.
- Да, Леша понимает, что без мощного старта бороться за медали нереально. Он это, можно сказать, увидел собственными глазами. Не подарок Хефти, подрастают молодые немцы. Если мы промахнемся в подготовке, просидим дома, то ловить нам нечего.
- В этом сезоне вы вместе с тренерами попробовали немного придержать перед чемпионатом мира тройку разгоняющих - Дмитрия Степушкина, Дмитрия Труненкова и Романа Орешникова, - сняв их с этапа Кубка мира. Следует ли поступить так же в олимпийском сезоне?
- Мое личное мнение - не следует. После заключительного перед Играми соревнования наступит примерно 20-дневный перерыв. Добавьте сюда еще неделю в ходе самих Игр, когда сначала пройдет турнир двоек. Получается около месяца. Очень большой, как видите, "коридор", более чем достаточный, чтобы отдохнуть и подготовиться к олимпийскому турниру четверок. Тут вопрос скорее в том, не потеряют ли они за это время соревновательного тонуса.
- Какая на сегодня ситуация с новым бобом-четверкой, который так и не поехал в этом сезоне, несмотря на все заявления немецких конструкторов?
- Сейчас с машиной работает опытный немецкий механик, взявший на себя сборку-разборку и прочие хлопоты. У меня есть информация, что он ее активно прикатывает в Европе, доводя до ума. К октябрю должен предоставить мне машину в оптимальной готовности. В ином случае обкатать ее перед самой Олимпиадой будет очень сложно.
- Есть ли запасной вариант на случай, если она все-таки не поедет так быстро, как вы этого хотите?
- Да, это наш старый друг "зингер", на котором я выступал фактически весь ушедший сезон. В случае чего, все надежды на эту проверенную машину. Хотя я по-прежнему надеюсь, что немцы приложат все усилия, чтобы доказать свою техническую состоятельность перед мировой элитой. Они в этом заинтересованы не меньше нашего, поверьте. Тем более что "виммер" - машина быстрая, юркая, хорошо подходит именно для трассы в Уистлере, где от боба требуется умение выходить из сложных ситуаций. С ее управлением проблем нет уже сейчас, но вот скорость... Если ее поднимут, то эта машина еще скажет свое слово.
- В прошлом году вас вместе с группой топ-пилотов пригласили в Уистлер на тренировки. В этом году ничего подобного не планировалось?
- Нет. Канадцы собираются сами ее обкатывать. Да и у нас, по правде говоря, не так много времени на переезды в Канаду и обратно. В мае начинается новый сезон, а уже в апреле сядем на восстановительный сбор. Если продолжать кататься, то когда же придет время хотя бы маленько отдохнуть?
- Вам удалось, пока шли официальные соревнования в Уистлере, подобрать к тамошней трассе определенные полозья?
- Да, но на этом не остановимся. Будем готовить новые. Основная проблема в том, что у нас нет коньков под мороз. Под относительно теплую погоду - есть, а под холод... Если на Олимпиаде гонка будет не с утра, а ближе к вечеру, то на улице явно будет не плюсовая температура. Отдельно подготовим комплект и под осадки - будь то снег или дождь. Опыт Турина-2006 нас многому научил.