Статьи

7 августа 2013, 15:10

Скандалы, скандалы, скандалы: Варгас, Мосли, Моралес...

ЕСТЬ ТЕМА
Гильермо наш Джонс //
Три истории

Информация о том, что российское допинговое агентство РУСАДА обнаружило запрещенный препарат фуросемид в анализах Гильермо Джонса, который 17 мая победил в Москве Дениса Лебедева, уже далеко не новость. "СЭ" писал об этом в полном объеме. Однако эта история подняла у нас целую волну разговоров и "сплетен в виде версий" о том, кто из боксеров принимает допинг, кто не принимает, кто принимает по чуть-чуть и только по праздникам, а кто под допингом ходит с утра каждый день. В проблеме разбирается обозреватель "СЭ" Александр БЕЛЕНЬКИЙ.

Спортсмены, которые говорят, что они не принимают допинг, все чаще напоминают красавиц из мужских журналов, утверждающих, что их попирающие законы гравитации бюсты имеют натуральное, а не силиконовое происхождение.

Было бы странно, если бы бокс это все обошло стороной. Разговоры о том, что "стероиды повышают массу" (а раз так, то боксеры, выступающие во всех весах, кроме тяжелого, принимать их не могут), оставим сразу. Стероиды давно уже есть любые. В том числе и такие, которые повышают не "количество", а "качество" мышц.

Автор этих строк не раз встречал экс-чемпиона мира Фернандо Варгаса, большую часть карьеры выступавшего в категории до 69,9 кг. Между боями он весил никак не меньше восьмидесяти, и при этом у него были абсолютно сухие мышцы. Как он влезал в тот вес - ума не приложу. Однако после боя с Оскаром Де Ла Хойей в 2002 году, который он проиграл, Варгас попался-таки на стероидах. Так что могут анаболики и не влиять на массу, а фармакология с тех пор ушла ох как далеко.

Препараты сейчас есть какие угодно, в том числе и такие, которые резко усиливают силовую выносливость и даже, пусть и в не самой большой степени, способность держать удар, и при этом не особо влияющие на массу. Ну а если влияют, то для ее снижения есть мочегонные препараты. К ним относится тот же фуросемид, который сам по себе допингом не является, но используется для сокрытия следов его применения.

Мне бы сейчас не хотелось ворошить давнее прошлое и в тысячный раз повторять историю о знаменитой допинговой лаборатории Balco Labs, но совсем не сказать о ней нельзя. Официально эта компания занималась пищевыми добавками. Ее рекламным лицом был многократный чемпион мира Шейн Мосли. На самом деле основным профилем Balco был допинг, прежде всего, анаболические стероиды, в том числе и суперпрепарат THG, который в начале 2000-х кто только не принимал!

Мосли не попался, так как долгое время THG не поддавался допинг-тестам. Позже чемпион признался только в употреблении куда более безобидного, хотя тоже запрещенного гормонального препарата эритропоэтина (EPO), причем непосредственно перед вторым боем с Оскаром Де Ла Хойей, который он очень странно выиграл с минимальным преимуществом, и ему, как ни странно, ничего за это не было. Напомню, что знаменитого велогонщика Лэнса Армстронга пожизненно дисквалифицировали именно за прием  EPO, и я просто не знаю, почему то, что нельзя Армстронгу, можно Мосли.

После скандала с Balco Мосли продолжал выступать много лет, но только очень предвзятый человек скажет, что Мосли до скандала с Balco и после - это один и тот же боксер. Прежде всего он потерял свою фантастическую силовую выносливость. Все в том же втором бою с Де Ла Хойей Мосли ведь первую половину поединка проиграл. Из первых шести раундов он взял один или максимум два. Однако дальше его "батарейка" не подсела, как у любого нормального человека, а почему-то продолжила работать с тем же, если не с большим накалом. Помню, я смотрел этот бой в теплой и разбирающейся в боксе компании, и очень многие сказали тогда, что на воде такой выносливости не бывает. Но не пойман - не вор.

Если кто-то подумал, что ситуация с тех пор улучшилась, то он просто… очень наивный человек. Впрочем, полагаю, что никто ничего подобного и не подумал. Я же только перечислю допинговые скандалы последнего времени - и это наверняка не все, а только те, которые вспомнил.

ПРОВАЛИВШИЕ ДОПИНГ-ТЕСТ

В мае 2012 года был отменен матч-реванш между суперчемпионом по версии WBA и чемпионом по версии IBF Ламоном Петерсоном и экс-чемпионом Амиром Ханом, так как Петерсон провалил допинг-тест на стадии подготовки к бою, а по контракту было предусмотрено "случайное тестирование".

Буквально через несколько дней после этого провалил допинг-тест чемпион мира по версии IBF в категории до 63,5 кг Андре Берто, в результате чего был отменен его бой с Виктором Ортисом.

После завершившегося вничью боя экс-чемпиона мира Антонио Тарвера с нигерийцем Латифом Кейоде первый из них был уличен в употреблении запрещенного препарата дростаналона. Между прочим, слухи о том, что весьма пожилой ветеран Тарвер сидит на той еще диете, настойчиво ходили еще после его предыдущего боя, яркой победы над австралийцем Дэнни Грином, но как-то им не спешили верить, да и доказательств никаких не было.

Еще одна история, о которой мне уж совсем неприятно говорить, потому что речь пойдет о боксере, за которого я всегда преданно болел. 3 и 10 октября 2012 года на употреблении запрещенного препарата кленбутерола попался экс-чемпион мира и один из самых выдающихся бойцов последних двух десятилетий мексиканец Эрик Моралес. Как ни странно (впрочем, в боксе очень много странного), его бой с Дэнни Гарсией все равно состоялся 20 октября, но допинг не помог - постаревший и почти все потерявший Моралес проиграл нокаутом в 4-м раунде. Возможно, этот боксер был подавлен тем, что не мог не понимать, что допинг-скандал все равно всплывет наружу и он, так или иначе, все равно окажется в проигрыше.

Поляк Мариуш Вах показал фантастическую способность держать удар в проигранном по очкам бою с Владимиром Кличко 10 ноября 2011 года. Настолько фантастическую, что в зале, где я был, а потом на пресс-конференции очень многие говорили о том, что он, наверное, что-то принял. (Между прочим, точно так же, как и о Гильермо Джонсе после боя с Лебедевым). После этого Вах провалил допинг-тест. Положительный результат на анаболический стероид станозалол дала сначала проба A, а потом и проба B.

8 декабря 2012 года британец Брайн Маги довольно бесславно нокаутом в 3-м раунде проиграл свой титул WBA в весе до 76,2 кг датчанину Миккелу Кесслеру. Но этим его несчастья не ограничились. После боя он тоже был пойман на допинге. Причем на том же самом, на котором до этого попались ямайские спринтеры Асафа Пауэлл и Шерон Симпсон.

После того как австралийский боксер Сэм Солиман 1 февраля 2013 года победил экс-чемпиона мира в среднем весе Феликса Штурма, он был уличен в употреблении запрещенного препарата метилсинефрина. Кстати, Солиман относится к тому типу спортсменов, на чьей внешности употребление стероидов никак не сказывается.

"ЕШЬ - НЕ ОТРАВИШЬСЯ!.."

Заметьте, я нигде не говорю о том, как боксеры объясняли то, что не прошли допинг-тест. А все дело в том, что объяснения эти всегда одни и те же: "Я не я, моча не моя. Говорите, моя? Ну, может быть, и моя, но стероид в ней точно не мой". И так без конца. Вах, правда, с большим опозданием признал, что знал, что делал, но это исключение.

Тем не менее боксеры действительно часто не знают точно, что они принимают, хотя чаще это относится к любителям. Как-то уже достаточно давно я спросил одного известного боксера-любителя (имя, разумеется, указать не могу), принимал ли он когда-нибудь допинг. Разумеется, не для печати. Ожидал, что он, как и все, сделает большие возмущенные глаза и скажет что-то вроде: "Да я?! Никогда!" - и так далее все в том же стиле советского пионера-отличника-общественника, которого незаслуженно попытались уличить в том, что он сдал девять с половиной килограммов макулатуры, а не десять, как он сказал.

Мой собеседник как-то невесело ухмыльнулся и ответил: "Да откуда я знал, что принимал? Какие-то таблетки дают. Какие-то уколы колют. Я как-то тренера спросил, что это все такое. А он мне в ответ: "А зачем тебе это надо знать? Что это? Да витамин - ешь, не отравишься…" И, как ты понимаешь, я далеко не один такой. Наверняка там были не только витамины".

Однако это проблема не только любителей. Вопреки расхожим заблуждениям многие боксеры-профессионалы - люди сугубо ведомые, а не ведущие. Причем такие есть и среди самых великих чемпионов.

Это не имеет никакого отношения к смелости и боксерским качествам. Просто эти бойцы - солдаты, а не военачальники, а далеко не все солдаты метят в генералы. Некоторых вполне устраивает собственная участь, особенно когда хорошо платят. Солдаты всегда готовы броситься в атаку, даже зная, что в ней полягут, но им нужен приказ. Ну а боксеры-солдаты безраздельно доверяют своим менеджерам или тренерам и делают все, что те им скажут. А если те им скажут, что надо что-то вколоть или принять, - и вколют и примут без малейших возражений.

3