Новости

24 января 2008, 01:41

Крамник подорвался на дебютной бомбе

Мария Никулашкина
Заместитель шефа отдела информации

   В 9-м туре экс-чемпион мира Владимир Крамник (Россия) проиграл экс-чемпиону мира Веселину Топалову (Болгария), а Петер Леко (Венгрия) нанес первое поражение Магнусу Карлсену (Норвегия), который лидирует за четыре тура до финиша в компании с Левоном Ароняном (Армения)

   "Дебютная бомба!" "Феноменальная!" "Зубодробительная!" "Фантастическая!" Такими эпитетами был награжден 12-й ход центральной партии 9-го тура

   Это положение в партиях современных гроссмейстеров встречалось неоднократно. А у элитных шахматистов оно стало даже неким элементом высокой моды. Эту позицию разыгрывали такие корифеи, как Ананд, Крамник, Аронян, Раджабов, Свидлер, Грищук. Перечень славных имен можно продолжить. Дискуссии в этом острейшем варианте шли и на чемпионате мира в Мексике, и на Кубке мира в Ханты-Мансийске, и гораздо раньше - например, на матче-2006 Ананд - Раджабов в Майнце. Встречался "Антимосковский вариант славянской защиты " (такое у него мудреное название) и в нынешнем "Вейке". Причем и в партии с участием Крамника (он отстаивал его белыми против Ароняна и выиграл, применив компьютерное 25.Кс3!). Именно в этом варианте на старте турнира Ананд черными проиграл Раджабову. В общем, не ошибусь, если скажу, что "Антимосковский" - сейчас самый популярный у супергроссмейстеров вариант.

   Но вот что характерно: играют его почти все поголовно - и все на большой скорости проскакивают мимо жертвы, которую применил Топалов.

   В позиции, что приведена на диаграмме, абсолютное большинство меняли коней путем 12.Кd7 и далее внедрялись слоном на d6, как поступали Раджабов с Анандом и Крамник с Ароняном.

   Топалов же сыграл просто удивительно - 12.Ке5:f7!!!

   В шахматной нотации восклицательный знак ставится к ходу, который за свою неожиданность и силу заслужил восхищение. Два восклицания ставят обычно к ходам блестящим, ходам-откровениям. В данном случае я ставлю три восклицательных знака еще и потому, что этот ход имел колоссальное значение как для судьбы партии, так и турнирной судьбы российского экс-чемпиона мира. Подготовлен же был этот совершенно неожиданный ход в аналитической лаборатории тогда еще будущего чемпиона мира из Болгарии перед его элистинским матчем за мировую корону.

   Этот ход вызывает такие сильные эмоции у автора еще и потому, что целая плеяда великолепных гроссмейстеров прошла мимо этого самородка, валявшегося в пыли у самых ног.

   Именно такие ходы-озарения могут прийти в голову людям. Компьютеры их не видят. Вы можете поставить эту позицию на любой самый мощный компьютер, да хоть и на Deep Blue! На любое время - пусть даже на год! И все эти металлические чудовища, переваривающие в своих мрачных утробах миллиарды позиций в секунду, не способны заметить то, что увидел скромный болгарский паренек, которого зовут Иван Чепаринов.

   Еще во время прошлогоднего "Вейка" я писал: "Хороший подмастерье у болгарского кузнеца"! Ибо Иван работает с Топаловым уже давно (с юниорского возраста) и постоянно находит для него такие вот необработанные дебютные алмазы. Во время чемпионата в Сан-Луисе, помню, его фантастическая новинка, примененная Топаловым в решающий момент, лишила Петра Свидлера шансов бороться за золото, а ведь этот шанс у петербургского гроссмейстера до партии был. Петр тогда за доской расшифровал всю головоломку болгар, но потратил много времени - и его-то и не хватило в итоге, чтобы найти победный вариант.

   Вот и в данной партии, столкнувшись с неожиданной жертвой коня, Крамник потратил лишний час - и не смог найти точную защиту. Да, как отметили абсолютно все, кто стал очевидцем этой красивейшей партии, бороться против мощного компьютерного анализа в практической партии очень и очень трудно.

   Наблюдая за мучительными размышлениями Крамника после этой жертвы, я вспомнил знаменитую 10-ю партию матча Каспаров - Ананд, проведенную на 107-м этаже Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, ныне, увы, несуществующего. Я был на том этаже и говорил с Гарри после той не менее удивительной партии, решившей, в сущности, исход всего матча в пользу российского гроссмейстера. Тогда Гарри пожертвовал в дебюте целую ладью и, потратив на партию всего пять минут, добился эффектной победы. Вы помните, кто участвовал в разработке "секретного оружия" Каспарова? Напомню: Крамник! Он был тогда в тренерской бригаде Каспарова на роли "гуру"...

   Российский чемпион, разгадывая головоломку Топалова, нашел неплохую защиту: вернул фигуру, эвакуировал черного короля на ферзевый фланг и сохранил в итоге лишнюю пешку. Лишь один дефект был у этого плана. И, представьте, именно он был признан главной линией при подготовке в болгарской лаборатории.

   - Вариантов было так много, что запомнить все не представлялось возможным, - рассказывал Топалов после партии. - Я помнил лишь до хода 21.а4...

   Заметим, что "помнить до 21.а4" оказалось вполне достаточно. Ибо в позиции, которая возникла после движения белой пешки "а", если и есть защита, то найти ее можно с помощью очень тщательного анализа. А в условиях цейтнота, который неумолимо надвигался на Владимира, отыскать ее было очень и очень трудно.

   Освободившиеся от игры Борис Гельфанд и Виши Ананд в это время анализировали в пресс-центре возникшее на доске двух экс-чемпионов положение. Затем к ним подключился почетный гость фестиваля 12-й чемпион мира Анатолий Карпов. И довольно скоро было установлено: позиция черных настолько тяжела, что защитить ее вряд ли возможно. Без компьютера под рукой, во всяком случае.

   Любопытно, что Ананд с Гельфандом легко нашли красивую жертву белого ферзя, что и случилось в самой партии. Когда король черных под огнем всех белых фигур ютится в углу доски, такие красивые решения уже носятся в воздухе...

   Крамник проиграл. Ну что ж, натолкнувшись на подобную дебютную бомбу, кто угодно не уцелел бы... И, думаю, вы согласитесь со мной, что для Владимира хорошо, что взорвалась она не в Элисте, а только сейчас - в престижном соревновании, но не более того.

   События в этой партии были невероятно захватывающими, и на какое-то время все забыли, что перед партией Крамник с Топаловым не обменялись традиционными рукопожатиями.

   Важная деталь: изготовителю дебютных бомб Ивану Чепаринову в выходной день пришлось переигрывать партию с Найджелом Шортом, которому он не подал руки перед игрой. Принеся письменные извинения, Чепаринов подал руку английскому гроссмейстеру. Они вновь сели за доску, и Шорт буквально разнес в клочья своего весьма неслабого противника. Характерно, что решение о переигровке принимал апелляционный комитет, в составе которого был Крамник. А вот для себя самого он решил иначе...

    Я спросил у Топалова, как бы он поступил, если бы Владимир протянул ему руку. "Пожал бы ее, конечно", - ответил Веселин.

   ...В 9-м туре потерпел поражение лидировавший в гордом одиночестве 17-летний Магнус Карлсен. Юного норвежца обыграл белыми Петер Леко. Магнус имел ничью, но в цейтноте не заметил замаскированной ловушки Леко. После 40...Фd4 черные делали ничью.

   Тем же 40-м - контрольным - ходом упустил выигрыш Василий Иванчук в партии с Шахрияром Мамедьяровым. Львовский гроссмейстер мог решить партию в свою пользу выпадом 40.Кс8! Но не заметил этой возможности.

   Юрий ВАСИЛЬЕВ из Вейк-ан-Зее