Эта весть пришла тихо, но вызвала эффект разорвавшейся бомбы. В середине прошлой недели на сайтах FIDE и UEP (Universal Event Promotion) практически одновременно были опубликованы два дипломатично составленных пресс-релиза, в которых говорилось, что переговоры между этими организациями о проведении цикла розыгрыша первенства мира 2010 - 2011 гг. постигла "неудача".
А ведь как все хорошо начиналось! В начале года президент UEP Йозеф Реш торжественно и громогласно возвестил миру, что намерен провести сразу два важнейших события мирового шахматного календаря: в сентябре 2010 года в Бонне - двухкруговой турнир претендентов из восьми участников. А через год там же - матч на первенство мира.
При этом Реш гарантировал рекордный призовой фонд для этих мероприятий. Сумма привлеченных средств вместе с организационными расходами составляла около четырех миллионов евро!
У президента UEP красивая, но весьма своеобразная манера проведения таких сделок: он полностью выплачивает ФИДЕ призовой фонд и положенные 20 процентов отчислений, а уж потом ищет спонсоров. То есть рискует. Но если Реш за что-то берется, то проводит мероприятие на высочайшем уровне. Свидетельством тому два матча: Владимира Крамника с компьютерной программой "Дип Фритц" и на первенство мира - с Вишванатаном Анандом, которые Реш с блеском провел в Государственном музее искусств Германии в Бонне.
И вот прекрасный проект рухнул. Вернее "потерпел неудачу". Почему?
Об этом обозреватель "СЭ" Юрий ВАСИЛЬЕВ поговорил с президентами обеих организаций - FIDE и UEР.
Кирсан ИЛЮМЖИНОВ: "ДЕЛО НЕ В РАЗМЕРАХ ЛОГОТИПА, ДЕЛО В ПРИНЦИПЕ"
Прежде чем говорить с президентом FIDE Кирсаном Илюмжиновым о судьбе цикла розыгрыша первенства мира 2010 - 2011 гг., мне хотелось узнать: неужели в ходе переговоров с UEP выявились столь серьезные противоречия, что пришлось искать новых партнеров и другие места на планете, куда можно было бы "пристроить" турнир претендентов 2010 года, а следом за ним и матч на первенство мира-2011?
Отвечая на мой вопрос, президент Международной шахматной федерации дал понять, что для него важны вовсе не блестящие условия проведения чемпионата мира, какие были бы в Бонне, и не внушительный призовой фонд. А важен принцип, который заключается в том, что, передавая кому-либо права на проведение важнейших событий шахматного календаря, ФИДЕ при этом не собирается уходить в тень, а хочет оставаться равноправным партнером и намерена детально контролировать важные, по ее мнению, моменты проведения соревнований.
-Кирсан Николаевич, UEP выиграла тендер на проведение турнира претендентов 2010 года и матча на первенство мира-2011. Что же не устроило ваших "переговорщиков" в контракте, предложенном Решем?
- Хотел бы сказать, что мне хорошо известен менеджмент UEP, да и самого Йозефа Реша я отлично знаю. Он очень интересный человек. Мы неоднократно контактировали с ним по другим проектам, и я старался помочь ему в его начинаниях как в России, так и за рубежом. Уверен, что чем больше будет в мире таких сильных бизнесменов, вкладывающих деньги в шахматы, тем лучше для ФИДЕ.
Когда UEP выиграла тендер, у нее была полная свобода для подготовки окончательного контракта. Однако увидеть вариант, который бы нас полностью устраивал, мы так и не смогли. Я знаю, что Реш высказывал недовольство вице-президентом ФИДЕ и руководителем "Глобал Чесс" Джефри Боргом, с которым не смог найти общий язык. Но ведь руководителем делегации на переговорах был не Борг, а утвержденный президентским советом ФИДЕ Георгиос Макропулос. Также в комиссию входили Израиль Гельфер - член президентского совета и руководитель комитета по проведению чемпионатов мира и Дэвид Джаред - исполнительный директор ФИДЕ. К тому же в заключительной стадии переговоров Борг не участвовал - находился в это время со мной в Азербайджане.
В итоге UEP прислала нам письмо, в котором в ультимативной форме говорилось, что мы должны принять ее условия по ряду пунктов контракта до 6 мая. В противном случае она выходит из переговорного процесса.
Уже сам тон письма мне не понравился. Мы отвыкли от ультиматумов. Если люди хотят о чем-то договориться, они не должны загонять в угол партнеров по переговорам. Здесь же нам стали диктовать условия. Далее. Когда перед началом матча Ананд - Крамник, проходившего в Бонне, я зашел на сайт чемпионата, то не увидел там логотипа ФИДЕ. Были логотипы спонсоров, был логотип UEP, а вот логотипа ФИДЕ не было!
Не было его также ни на шахматном столике, ни на заднике. Везде были значки спонсоров и UEP, но не ФИДЕ. Я тогда сделал строгий выговор Макропулосу и Боргу, находившимся в Бонне. И только после моего жесткого вмешательства логотип ФИДЕ был размещен на сайте чемпионата и на сцене.
Как бизнесмена я Реша понимаю. На его месте, вероятно, я поступил бы так же. Но как президент ФИДЕ закрывать глаза на такие вещи не могу.
Теперь о нынешнем контракте. Я никогда не вмешиваюсь в процесс его согласования и подписания, полностью доверяю комиссии, которая этим занимается. А тут в самый последний момент, получаю от Макропулоса письмо, в котором говорится, что переговорщики из UEP "уперлись" и не хотят подписывать несколько пунктов. Один из них касался спонсоров. Мы настаивали, чтобы в их числе не оказалось фирм, деятельность которых не соответствует олимпийской хартии. Так как мы уже имели негативный опыт, когда матч Крамника и Петера Леко проходил на табачной фабрике в Бриссаго и под эгидой табачной фирмы, то решили быть начеку. Тем более что бывший менеджер Крамника и Леко - Карстен Хензель - стал одним из помощников Реша.
Тогда, в 2004-м, у меня состоялся весьма неприятный разговор с почетным президентом МОК Хуаном Антонио Самаранчем, который был очень недоволен табачной историей. Поэтому мы не хотели, чтобы подобное повторилось. А если бы мы подписали контракт в том виде, в котором нам его предложила UEP, то уже не имели бы права вмешиваться, появись вдруг на матче нежелательный спонсор.
И самое главное. Как мне сообщили, в названии чемпионата отсутствовала аббревиатура ФИДЕ!
Я сказал: "Мы что, возвращаемся ко временам Каспарова, который проводил свои матчи сначала под эгидой газеты "Таймс", потом "Интела" а затем фирмы-однодневки "Брейн Геймз"?" И все члены президентского совета, не сговариваясь, написали мне то же самое: это нарушает принципы ФИДЕ!
Но UEP категорически не хотела согласовывать с нами спонсоров. Да и логотип чемпионата они желали определять сами. Тогда я сказал Макропулосу: "Напишите, что мы с этими пунктами не согласны".
Повторяю, мы не прерывали переговоры, мы просто реагировали на их требования. Они хотели, чтобы мы до 6 мая сообщили свое решение. И мы его сообщили.
-А если UEP согласится сделать логотип ФИДЕ размером во всю стену? А также смирится с тем, что вы будете следить, чтобы "нехорошие" спонсоры не просочились, вы согласитесь продолжить переговоры с Решем?
- (Смеется.) Дело не в размерах логотипа, дело в принципе. Пусть этот знак будет даже с булавочную головку, но в сознании обывателя должно четко отпечататься, что чемпионат проводит не какая-то фирма, а Международная шахматная федерация. Ведь разброд в головах зрителей начинается со спонсоров. Когда я входил в зал, где играли Ананд и Крамник, то видел аршинные буквы двух уважаемых компаний. Поймите, я ничего против них не имею. Более того, я их очень уважаю. Но логотип ФИДЕ появился рядом только после моего жесткого вмешательства. И был при этом совсем других размеров.
Мы не можем пойти на то, чтобы нам диктовали условия, каким будет логотип чемпионата. И мы не можем допустить, чтобы спонсором стала любая фирма. Если UEP готова сесть за стол переговоров и не будет диктовать нам условия, наши двери открыты.
-Но если переговоры с UEP не возобновятся, то как вы намерены выходить из этого кризиса?
- Нам уже поступили предложения из двух стран, готовых провести турнир претендентов 2010 года.
-Но ведь Реш предлагал провести и турнир претендентов, и матч в одном пакете?
- Нас вполне устроит, если эти события не будут связаны между собой. Рынок сейчас заметно оживился, и мы не сомневаемся в том, что и турнир, и матч найдут отличных хозяев.
-Но ведь сначала ФИДЕ должна провести матч между Анандом и Веселином Топаловым - не позднее апреля 2010 года. Как обстоят дела с этим мероприятием?
- Мы абсолютно спокойны за судьбу этого матча. Я уже встречался с премьер-министром Болгарии и в ближайшее время поеду на закрытие турнира M-Tel Masters, где поговорю с ним более предметно. Кроме того, свой интерес к этому матчу выражают Индия и пара нейтральных государств, в том числе и Россия. Мы объявили конкурс на право проведения данного мероприятия и до сентября должны принять решение.
-В своем интервью болгарским СМИ менеджер Топалова Сильвио Данаилов сказал, что, по его мнению, призовой фонд матча Ананд - Топалов должен составлять не менее трех миллионов евро. Что думаете об этом?
- Есть официальные условия для участников тендера, в которых сказано, что призовой фонд должен быть не ниже определенной суммы. Если выше - пожалуйста, мы будем только рады. ФИДЕ получит больше отчислений.
-Если переговоры с Решем не возобновятся, вы найдете такие деньги, которые предлагал немецкий бизнесмен?
- Вопрос не в деньгах. Недавно я был в Азербайджане, где возглавлял сборную мира, игравшую против местных гроссмейстеров. К началу этого матча президент страны Ильхам Алиев приготовил роскошный подарок: подписал указ о государственной программе развития шахмат. Предусмотрено строительство шахматного дворца! А финансирование нашего вида спорта включено в бюджет страны. Где вы такое видели?!
К тому же в Азербайджане блестяще провели первый этап "Гран-при" ФИДЕ в прошлом году. И во время недавнего матча интересовались у меня, какое крупное мероприятие ФИДЕ намечает в ближайшем будущем. Там очень заинтересовались турниром претендентов! У них ведь есть молодой Теймур Раджабов, есть за кого поболеть бакинцам. И сейчас там готовят предложение.
-Когда крайний срок подачи заявки?
- До начала президентского совета ФИДЕ, который пройдет в середине июня в Польше.
-Кирсан Николаевич, хочу задать вопрос не по теме. Недавно прошло сообщение, что в Лозанне состоялся суд, который удовлетворил иск Турецкой шахматной федерации к Европейскому шахматному союзу. И, дескать, согласно решению суда результаты чемпионатов Европы будут отменены. Вы, как президент ФИДЕ, что думаете об этом?
- В Софии я должен встретиться с президентом Турецкой шахматной федерации Али Нихат Язычи и с президентом Европейского шахматного союза Борисом Кутиным. Я думаю, мы найдем разумный компромисс. Тем более что ФИДЕ очень много соревнований отдавала в Турцию, и мне кажется, им не на что обижаться в этом плане. Что же касается аннулирования итогов чемпионатов Европы, то это, мягко говоря, сильное преувеличение. Никто не может аннулировать результаты прошедших турниров.
Йозеф РЕШ: "Я ГОТОВ ВЕРНУТЬСЯ К ПЕРЕГОВОРАМ С ФИДЕ"
Президент Universal Event Promotion (UEP) Йозеф Реш - преуспевающий бизнесмен, без колебаний выкладывающий из собственного кармана четыре миллиона евро в качестве гарантии проведения цикла чемпионата мира. Реш не просто страстно любит шахматы, он является, возможно, единственным в мире шахматным меценатом. На его деньги в Западной Украине, в Мукачеве, откуда родом его родители, организована детская шахматная школа. Он финансирует матчи известных гроссмейстеров, организует турниры в Москве.
Однако наш разговор с президентом UEP касался не его заслуг перед шахматами, а "неудачи" в переговорах между его компанией и ФИДЕ в вопросе организации чемпионского цикла 2010 - 2011 гг.
-"Неудача" - это аккуратное словечко из пресс-релиза UEP вряд ли выражает всю глубину разочарования, постигшего истинных любителей шахмат в связи с прекращением переговоров между вами и ФИДЕ.
- Я тоже разочарован. Так хотелось устроить людям настоящий шахматный праздник! Вы ведь были в Бонне на чемпионате мира, вам понравилось, как все было организовано?
-Понравилось не только мне. Насколько я мог судить, в восторге были все, в том числе и участники матча. И Крамник, и Ананд в своих интервью отмечали безупречную организацию чемпионата. Однако теперь выясняется, что президенту ФИДЕ в Бонне пришлось устроить скандал - из-за ваших попыток принизить роль Международной шахматной федерации.
- Расскажу вкратце о том, что произошло в Бонне. У нас с ФИДЕ существовал контракт. Все, что касается дизайна, рекламы и плакатов, мы согласовывали с ФИДЕ. И действовали строго в рамках этого контракта. Однако за четыре дня до начала матча к нам поступает письмо за подписью Илюмжинова (у нас есть информация, что инициатором этого обращения был г-н Джефри Борг, который составил это письмо и подписал у президента ФИДЕ), в котором говорилось: "Нам не нравится, что логотип ФИДЕ слишком маленький. Требуем увеличить". Мы ответили: "Извините, господа! Мы с вами все согласовывали. Через четыре дня начинается матч, и мы не можем сейчас все уничтожить и делать заново". Вот, собственно, и весь "скандал". Просто от этого письма осталось странное впечатление. Уже тогда чувствовалось, что господин Борг из кожи вон лезет, чтобы оправдать свое существование в структуре ФИДЕ.
-Ну а сейчас каким образом вы хотели подорвать авторитет ФИДЕ? Под чьей эгидой намеревались организовать чемпионат мира?
- Во-первых, если бы мы хотели проводить соревнования не под эгидой ФИДЕ, то зачем было заключать с ней контракт и вообще о чем-либо договариваться? Во-вторых, все прекрасно понимают, что титул чемпиона мира по шахматам принадлежит Международной шахматной федерации. Оспаривать это бессмысленно. И мы не собирались этого делать.
-Откуда же у Илюмжинова убежденность, что вы намеревались подорвать акции ФИДЕ и чуть ли не вернуть нас всех ко временам матчей Каспарова с Шортом и Крамником, которые проходили вне ФИДЕ?
- Я очень уважаю Кирсана Николаевича. Он стремится делать для шахмат только хорошее, но не всегда это получается. В силу своей занятости на основной работе он вынужден доверять окружающим его людям. А они абсолютно сознательно его дезинформируют! Особенно это относится к господину Джефри Боргу, который ведет политику против UEP. Именно поэтому у Кирсана Николаевича складывается о нас абсолютно неправильное мнение.
-Почему ваши переговоры с ФИДЕ все-таки не увенчались успехом, как это было перед Бонном-2008?
- Как вы помните, ФИДЕ объявила тендер на организацию цикла 2010 - 2011 гг. Его выиграла UEP. Так как у нас уже был прошлогодний договор с ФИДЕ о матче в Бонне, который тогда всех удовлетворил, то мы и послали свои предложения по контракту на его базе. Это был предварительный вариант, требующий доработки.
Назад мы получили совершенно новый договор. Это был абсолютно нереальный документ, по которому нельзя было что-либо проводить не только в мире шахмат, но и в любом другом виде человеческой деятельности. Нам абсолютно жестко дали понять, что организатор - в нашем случае UEP - не имеет никакой свободы деятельности. ФИДЕ оставляла за собой право "вето" на выбор спонсоров и места проведения соревнования, нам фактически урезали всю коммерческую свободу.
Я понял этот контракт так: UEP несет весь финансовый риск за то, что организует, а возможности ее рефинансирования должны согласовываться с ФИДЕ. Если федерация скажет "нет", значит - "нет". Ничего похожего в предыдущем контракте, естественно, не было.
Грубо говоря, нам сказали: "Ребята, вы все оплачиваете и несете коммерческие риски, а мы заказываем музыку и командуем парадом". На что мы резонно ответили: "Ну, тогда делайте все сами". Реакция была приблизительно такая: "О! Вы не хотите?! Как хорошо! Закрываем переговоры, расходимся, и никаких претензий. До свидания!"
У меня сложилось четкое впечатление, что функционерам ФИДЕ нужен был лишь повод, чтобы от нас избавиться! UEP им не нужна. Ну, что ж. Навязываться мы не собираемся.
-Кто конкретно вел с вами переговоры?
- Сначала первый вице-президент Георгиос Макропулос. У него наш вариант контракта не вызвал возражения, так как базировался на прежнем документе. Макропулос сказал: "Я ничего не могу гарантировать, так как решения принимаются не мной. Могут возникнуть какие-то мелкие придирки по отдельным пунктам, однако давайте продолжать сотрудничество, опираясь на этот вариант".
А потом мы получили новый контракт, в котором уже чувствовалась рука Борга. Дело в том, что среди совершенно неожиданных для нас новых финансовых требований, касающихся приема членов ФИДЕ, проверочных комиссий и так далее, значился и такой занятный пункт: мы должны были отчислять деньги в пользу "Глобал Чесс"! Мы и раньше говорили господину Боргу: сделайте что-нибудь, найдите спонсоров, например. Тогда, пожалуйста, мы готовы поделиться! Но просто так, ни за что платить деньги?! Это я отказываюсь понимать! Не говоря уже о том, что в условиях тендера, которым мы неукоснительно следовали, ничего подобного не было.
Конечно, мы не могли пойти на это. Ответ функционеров ФИДЕ я уже приводил: "Не хотите?! До свидания!"
Уверен, господин Илюмжинов об этом ничего не знает. Он доверяет Джефри Боргу. А тот намеренно вводит президента ФИДЕ в заблуждение, пытаясь любыми средствами оправдать свою деятельность. Хотя результаты этой деятельности за последние три года равны даже не "нулю" - они со знаком "минус", потому что вредят шахматам и ФИДЕ.
Я не хочу иметь конфликт с ФИДЕ. Я глубоко уважаю господина Илюмжинова. Я очень люблю шахматы и хотел бы для них что-то сделать. Поэтому говорю: "Кирсан Николаевич! Посмотрите вокруг себя, посмотрите, кому вы доверяете и куда эти люди ведут шахматный мир!"
-Эта болезненная неудача не отобьет у вас охоту проводить шахматные соревнования?
- Нет. Я слишком люблю шахматы и верю в них. Вышеприведенные коллизии никак не касаются детских шахмат на Украине. Как я проводил матчи гроссмейстеров в Мукачеве, так и буду проводить. В сентябре состоится матч нашего местного шахматиста Захара Ефименко с Найджелом Шортом. Для нас, людей, которые живут в Закарпатье, это будет событие, которого мы все с нетерпением ждем.
Что же касается мировых шахмат, то если ФИДЕ пересмотрит свою позицию и нам будет дана экономическая свобода и возможность рефинансирования, я готов вернуться к переговорам.
-То есть неудача еще имеет шанс обернуться удачей?
- Все зависит от ФИДЕ. Если они искали повод избавиться от нас, ориентируясь на кого-то другого, и если у них все получится, я буду только счастлив. Но будет обидно, если все сорвется. Это будет удар по шахматам, и особенно болезненный - для топ-гроссмейстеров.