ШАХМАТЫ
МАТЧИ ПРЕТЕНДЕНТОВ
Все партии 1/2 финала с классическим контролем завершились вничью, и имена финалистов сегодня назовет тай-брейк
Юрий ВАСИЛЬЕВ
из Казани
Однажды поэт-песенник Михаил Танич вдохновленный, как он сказал, одним моим репортажем из Линареса, написал стихи. Они были опубликованы в "СЭ", в нашем традиционном рождественском номере 30 декабря 2004 года. Вот строчки оттуда:
" Некрасивые фигуры - половинки,
Пол-очка - как полстишка и пол-яйца.
Потому что все в компьютере новинки,
Потому и не выигрывает-ца!"
"Линарес"-2004 выиграл Владимир Крамник. В турнире 20-й категории из 13 партий он победил в двух, остальные 11 свел вничью. Гарри Каспаров выиграл только одну партию и 12 свел вничью. Увы, это неизбежность: чем ровнее состав турнира, тем выше сопротивляемость и больше ничьих.
Стало уже привычным видеть короткие и ультракороткие партии в российском матче, когда у Грищука белые. Сверхподготовка экс-чемпиона мира на уровне фантастики!
Выйдя к прессе, после 25-ходовой миниатюры, в которой Александр безуспешно пытался опровергнуть многолетние наработки Владимира Крамника в Русской партии, Грищук сказал:
- Очередная "очень интересная партия". Володя, наверное, хода полтора сделал за доской. И хотя позиция белых выглядит чуть лучше, и после хода черных 21…с6 я отказался от ничьей, но придумать белым, по-моему, ничего невозможно. Черные могут ладьи менять, а могут и не менять. Позиция практически равная. Поэтому, имея на час меньше времени, я предложил ничью. Но даже если времени было бы поровну, не думаю, что у белых есть хоть какие-то шансы на выигрыш.
Крамник, как выяснилось, даже и полтора хода "принес из дома".
- Этот вариант был очень популярен года 3-4 назад, и я его серьезно готовил к матчу на первенство мира с Анандом. В принципе я ожидал, что он может случиться, потому что двое из секундантов Александра так играли - и Бакро, и Петя Свидлер. Так что я освежил в памяти анализы и нашел, мне кажется, хорошую новинку (15...Ле7).
- На самом деле позиция не такая простая, как кажется, - продолжал Крамник. - У нас немало времени ушло на то, чтобы отработать четкий путь к уравнению. Идея черных заключается в том, что, как только они сыграют h7-h6 и переведут коня на f6, у белых, мне кажется, нет никаких вариантов игры на выигрыш. Единственная возможность у белых искать шансы на победу заключается в пешечном марше g2-g4-g5, но, во-первых, это трудно сделать, а во-вторых, не факт, что это хорошо: белые могут раскрыться. Но в партии белые, по-моему, не имели и этой возможности. Я на всякий случай сыграл очень аккуратно, пошел 23…Фd7. Ход вообще-то необязательный, но направленный на то, чтобы у белых g2-g4 вообще никогда не было. Я понимал, что белым хочется попробовать что-то еще, но позиция у черных совершенно "бетонная". Внешне белые сохраняют небольшую активность, но плодов это не приносит никаких.
После речи Крамника Грищук сделал неожиданное признание:
- Об этом мало кто знает, но весь этот вариант с ходом 8.Kc3 мы с Володей когда-то придумали вместе. Произошло это, кажется, в 2002 году. И я был чуть ли не первым, кто так сыграл с Гельфандом. Боря тогда отреагировал на новинку очень оригинально: 8…f5. И хотя получил по дебюту хорошую позицию, но все же в дальнейшем проиграл. Постепенно этот вариант стал очень популярным. Кстати, с тех пор я его ни разу больше и не играл.
Итак, как сказал бы поэт Михаил Танич: "не выигрывает-ца". А почему? А потому, что все вдоль и поперек проанализировано с помощью компьютерных программ. А они нынче в открытом доступе, и уже 14-летние и 15-летние с их помощью становятся гроссмейстерами и играют на уровне рейтинга 2500…
Может, и впрямь пора переходить на тотальный ускоренный контроль, где игры больше, чем соревнования в памяти и компьютерных разработках?
Грищук на этот вопрос ответил весьма сакраментально:
- Я думаю, мы сейчас присутствуем при похоронах классических шахмат. Ведь что происходит: две результативные партии из двадцати одной. В шашках примерно также. С одной стороны, играть такие скучные партии - это разочаровывает, но с другой, может быть, мы это делаем для правого дела.
Крамник, который до этого, как и Грищук, не выиграл ни одной партии белыми, все же не настроен "играть на правое дело" и пообещал в четвертой, заключительной классической партии поставить серьезные проблемы сопернику и товарищу по сборной.
И на судьбу "классики" Владимир смотрит не так пессимистично, как Александр.
- Я - за классические шахматы. В турнирах все еще нормально, потому что подготовка там не у всех столь цельная: где-то кого-то можно и "поймать". В матчах, конечно, гораздо тяжелее, это правда. Но все равно, я думаю, что это еще не вечер классических шахмат. По крайней мере я надеюсь на это. Вчера у нас была сложная, интересная партия (2-я партия, в которой Крамник играл белыми, проходила с его преимуществом и закончилась после упорной борьбы вничью на 56-м ходу. - Прим. Ю.В.). Сегодня Камский с Гельфандом играют очень интересно, новинки какие-то демонстрируют. Так что еще не вечер…
Действительно, если партия Грищук - Крамник настраивала на траурный лад по отношению к "классике", то масштабная битва Гаты Камского и Бориса Гельфанда вселяла оптимизм в ее приверженцев.
Пожалуй, впервые реанимированный Профессором Гельфандом специально к казанским матчам острейший вариант Найдорфа в сицилианской защите дал серьезную трещину и едва не привел к поражению израильского гроссмейстера.
…Когда заканчивалась короткая пресс-конференция Гаты и Бориса, неожиданно слово взял тренер Гаты Эмиль Сутовский.
- Можно я задам вопрос Камскому "как болельщик"?
Гата удивленно воззрился на тренера.
- Гата, скажи, пожалуйста, как тебе пришел в голову ход 29.Фh1?!
- Хотел ферзя на h3 перевести, - тихо проговорил Гата.
- Ну а после 29.Сс4 с последующим 30.Фb6 белые выигрывали.
- Не видел… - только и мог вымолвить американский гроссмейстер, упустивший более чем реальный шанс выиграть партию.
Камский сыграл заумно и пассивно: 29.Фh1? У него было достаточно времени к этому моменту, чтобы найти выигрывающее: 29.Сс4 dc 30.Фb6 Фf5 31.Кс5 Фf3 32.Кd7 Кd7 33.Лd7, после чего черным надо сдаваться.
Но это был не последний форс-мажор в партии. Через некоторое время мимо выигрыша (причем одноходового!) прошел уже Гельфанд.
Ходом 37.Ке5 "заигравшийся" Камский поставил последнюю ловушку, в которую и попадает Гельфанд. Черным необходимо увести ферзя из-под связки на поле h5, сохраняя контроль над полем f7 и - что существенно! - лишнюю фигуру. То есть ходом 38…Фh5! черные выигрывали партию и, более чем вероятно, матч. Так как в последней классической партии у Бориса были бы белые, это означало только одно - Гата был обречен.
Итак, все решалось в последних партиях с 7-часовым контролем. Сумеют ли Крамник и Гельфанд, владевшие белыми фигурами поставить реальные проблемы перед Грищуком и Камским, или все опять будет решаться на тай-брейке, в ускоренной игре?
Четвертая партия Гельфанд - Камский закончилась рано, соперники провели за доской чуть больше часа, причем Камский, игравший черными, потратил лишь 7 минут.
Скорость, с которой играл американский гроссмейстер, несколько смутила израильтянина. Он не рискнул принимать ответственные решения в сложной позиции с дефицитом времени и предложил ничью. Тут же была проведена жеребьевка: в первой быстрой партии белые будут у Гельфанда.
Не удалось извлечь преимущества из "права выступки" Крамнику. В английском начале черные, которыми играл Грищук, решили дебютные проблемы и получили перевес: у них были два слона и, главное, мощная проходная по линии "с". В дальнейшей борьбе преимущество переходило из рук в руки. У Грищука был чудовищный цейтнот. На висящем флажке он проявил феноменальное самообладание и цепкость в защите. Крамник вынужден был объявлять вечный шах. Ничья. И еще один тай-брейк. Белые в первой быстрой партии будут у Крамника.
Третьи партии. Ничьи: ГРИЩУК - КРАМНИК и Камский (США) - Гельфанд (Израиль). Червертые партии. Ничьи: КРАМНИК - ГРИЩУК и Гельфанд - Камский.