Статьи

5 сентября 2014, 00:10

Ян Непомнящий: "В музее играть приятнее, чем в спортзале"

Владимир Барский
Корреспондент

В Ярославле завершился турнир по быстрым шахматам, в котором приняли участие чемпионы Европы последних шести лет

Это россияне Евгений Томашевский, Ян Непомнящий, Владимир Поткин, Дмитрий Яковенко, Александр Мотылев и украинец Александр Моисеенко. Играли гроссмейстеры в самом сердце города - в Кремле, в одном из залов Ярославского государственно историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Первое место уверенно занял Ян Непомнящий, набравший 7,5 очка в 10 партиях, на одно очко отстал Яковенко, на два Томашевский.

Победитель Турнира чемпионов ответил на вопросы "СЭ".

- Ян, как вам игралось в Ярославле?

- Грех жаловаться. И город красивый, и игралось в нем неплохо. Правда, в первый день немножко выбил из колеи большой перерыв между турами. В результате впал в состояние, которое условно можно назвать "Zombie mode": совершенно не понимал, что делаю, где нахожусь и как играю.

- Хотелось, чтобы турнир был динамичнее, перерывы между турами короче?

- Да, конечно. Начало очередного тура и так приходилось ждать примерно полчаса, а делать еще большой перерыв на обед, наверное, не вполне разумно. Если бы в это время была экскурсия по музею… На второй день я понял, как избежать негативного влияния на мой настрой больших перерывов, поэтому заиграл более собранно.

- Прошлогодний Суперфинал чемпионата России, в котором вы поделили первое место, тоже проходил в музее, но там был отдельный зал, освобожденный от экспонатов. А как игралось среди витрин, икон, кольчуг? Когда в зал постоянно заходили не только шахматные болельщики, но и просто экскурсанты?

- Конечно, в музее играть гораздо приятнее, чем в спортзале! Например, турнир имени Карпова в Пойковском прекрасно организован, но сама мысль о том, что мероприятие проходит в спортзале, несколько снижает мотивацию.

- Особая атмосфера музейного зала не отвлекала?

- Мне удавалось достаточно легко абстрагироваться от всего постороннего и концентрироваться на собственной игре. Правда, во время самой первой партии мы с Митей Яковенко пытались прочитать надпись на стене, сделанную на старославянском языке. Но когда за всеми столиками посидел, всё вокруг прочитал, то дальше игра пошла легче.

- Понравилась экскурсия, которую организовали для участников перед началом турнира?

- Да, но ее, к сожалению, оборвали на самом интересном месте, потому что пора было идти на пресс-конференцию. Наверное, придется еще раз сюда приехать - благо Ярославль не так далеко от Москвы.

- После окончания Олимпиады прошло уже немного времени, эмоции поостыли. Как сейчас оцениваете свое выступление и результат сборной России в целом?

- Как сказал один очень сильный шахматист, "все играли плохо, но то, что сделал я..." Вообще можно занять одну из двух позиций. Например, сказать, что все сыграли бездарно, это полный провал, но это неуважительно и ко всем ребятам, и к самому себе. Другая точка зрения - нам немножко не повезло: поделили второе место, но остались четвертыми по дополнительным показателям. Думаю, не стоит бросаться в крайности.

Конечно, Олимпиада сложилась для нас неудачно. Так получилось, что все мы играли неровно, необъяснимые промахи случались у каждого. Я хоть и не проиграл ни одной партии, но в целом мой уровень оставлял желать лучшего. Думаю, мне удалось неплохо собраться на партию с французом Эдуардом, когда я в первый раз играл против шахматиста примерно моего класса. До этого встречался с людьми уровня 2400-2500, которые белыми "сушили".

Меня совершенно потрясла партия с катарским шахматистом, который приехал в Тромсе, по существу, туристом и вышел на игру только потому, что не сумел вовремя прибыть Аль-Саед. В нашей партии этот шахматист допустил, кажется, всего одну ошибку, причем не очень грубую, и защищался чуть ли не единственными ходами. Казалось бы, как можно не обыграть кандидата в мастера спорта? А на самом деле КМС выдал партию как минимум очень сильного мастера!

- Какое впечатление осталось от условий для игры и отдыха в Тромсе?

- Мы приехали заранее и жили в хорошей гостинице, так что с бытовыми условиями нам повезло. Про норвежскую еду заранее было известно, что она дорогая и несколько однообразная; мы к этому были готовы. Что касается условий для игры, то я могу их сравнивать только с Олимпиадой 2010 года в Ханты-Мансийске. Многие считают, что это была лучшая Олимпиада за последнее время. Например, там не было таких "удовольствий", как туалетные кабинки на улице. С такими кабинками мне доводилось в последний раз сталкиваться в 2005 году в Бельфоре на моем последнем чемпионате мира среди юношей.

-Каковы ваши дальнейшие планы?

- Возможно, сыграю в чемпионате Москвы по блицу, а потом поеду в Бильбао на клубный Кубок Европы. Хотелось бы, конечно, сыграть там в круговике - но увы. Дальше до конца года Суперфинал в Казани и Mind Games в Пекине. Может быть, что-то еще появится, но пока мой календарь, к сожалению, не особенно напряженный.