Статьи

24 ноября 2016, 19:15

Эмиль Сутовский: "Карлсен сравняет счет, но Карякин победит на тай-брейке"

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Президент Ассоциации шахматных профессионалов гроссмейстер Эмиль Сутовский – о девятой партии матча КарлсенКарякин и шансах россиянина завоевать титул чемпиона мира.

– Вы согласны с тем, что в девятой партии Карякин упустил победу и шанс повести в счете с перевесом в два очка?

– Нет, так ставить вопрос некорректно. По ходу партии был только один момент, который можно назвать критическим. У Сергея был выбор между двумя продолжениями, из которых он выбрал более надежное. В какой-то момент Магнусу нужен был только один точный ход, чтобы удержать позицию, и Карлсен его сделал. Скажу так: Карякин владел инициативой в этой партии и поставил Карлсена перед очень сложным выбором. Но Магнус сделал этот выбор идеально, после чего позиция стала ничейной.

– Некоторые эксперты высказали мнение, что Карлсен неудачно выбрал дебют для девятой партии.

– Согласен. Данный вариант был в моде лет 5-10 назад. Но потом оказалось, что в нем у белых есть масса продолжений, которые заставляют черных в итоге все равно прийти к ничьей. А кроме того, есть несколько вариантов, которые ставят перед черными проблемы – что и случилось в партии, Карлсену пришлось всю дорогу защищаться. Да, это острый вариант, но теория не стоит на месте, и уже известно несколько рецептов борьбы против него.

– Почему тогда Карлсен выбрал именно этот вариант, неужели он не в курсе развития шахматной теории?

– В прошлом году Карякин выиграл интересную партию в этом разветвлении у Свидлера белыми. И там он сделал очень амбициозный ход, который мог привести к позиции с обоюдными шансами. Однако Сергей – опытный шахматист, чтобы в сложившейся ситуации избирать такие острые варианты. На этот раз он предпочел простоe и яснoe продолжение, после которого на победу уже играли только белые. Наверное, Карлсена тут можно упрекнуть. Если уж он пошел на такой вариант, то должен был лучше проделать домашнюю работу. После 23-го хода Ла6, сделанного Сергеем, Карлсен мог сыграть точнее и двумя-тремя точными ходами уравнять игру. Тогда можно было бы говорить, что дебютный выбор был оправдан. А так, получилось, Магнус долго боролся, а в итоге, ему еще и повезло, что coскочил на ничью.

– Если оценивать психологическое состояние игроков: так ли спокоен, как кажется со стороны, Карякин, и почему настолько взвинченным выглядит Карлсен?

– Когда ты играешь матч такого уровня, можно быть либо нервным, либо предельно нервным. Иной ценой игры на таком уровне не даются, это просто невозможно. Другое дело, что если сравнивать нервную систему ведущих игроков мира, у Сергея она одна из самых крепких. Что касается Магнуса, я думаю, девятая партия может стать поворотной для него. Судя по его поведению и жестам, можно предположить, что ему очень не нравилось происходящее, и он понимал, что есть реальный шанс из нокдауна отправиться в нокаут. Это спасение, пусть не из проигрышной, но из плохой позиции, должно придать сил Карлсену. И десятая партия может стать для Карякина очень опасной.

Магнус КАРЛСЕН. Фото AFP
Магнус КАРЛСЕН. Фото AFP

– Вы говорили, что вряд ли в оставшихся партиях будут три ничьи.

– Опыт и интуиция подсказывают мне, что вряд ли будут три ничьи. Кстати, в свое время я спрогнозировал менеджеру Карякина Кириллу Зангалису, что Сергей выиграет восьмую партию. Это не было голосом свыше, а просто объективный анализ ситуации: Магнус находится в неважной форме, но при этом гиперагрессивно настроен. Совокупность этих двух качеств вместе с неплохой (хоть и не выдающейся) игрой принесла Сергею важнейшую победу. Сейчас, как мне кажется, Магнус психологически находится в более выгодной ситуации. Играть на победу, как ни странно, легче, чем на ничью. Хотя бы потому, что в первом случае тебе нужен только один результат, а когда играешь на ничью, ты постоянно стоишь перед выбором, сделать самый сильный ход или самый надежный.

– Какой у Вас прогноз на финальные партии?

– Прогнозы, конечно, вещь неблагодарная, но кто-то должен их делать, чтобы широкой публике было интересней следить. Предположу, что Карлсен отыграется в основное время, но на тай-брейке все-таки победит Карякин.

– Вы далеко не первый человек, который говорит, что Карлсен находится в неидеальной форме. К этому были какие-то объективные предпосылки накануне матча – проблемы с тактикой, с тренерами, с личной жизнью, наконец?

– Неидеальная форма – это еще очень мягкое определение. Честно говоря, большую часть матча Магнус находится просто в ужасном состоянии. За последние несколько лет игру такого низкого уровня я видел в исполнении Карлсена только однажды – в 2015 году на турнире в Ставангере, где он у себя на родине неожиданно провалился. Так происходит, я думаю, из-за целого комплекса факторов. Прежде всего, Сергей в силу особенностей своего стиля оказался для Магнуса очень неудобным соперником. Когда мы говорим, что Магнус свел в ничью партии, которые привык выигрывать, мы забываем, что Сергей, в свою очередь, привык подобные позиции защищать. В мировых шахматах нет ни одного шахматиста, который мог бы сравниться с Карякиным в технике и упорстве отстаивать сложные и даже проигранные позиции.

Сергей КАРЯКИН. Фото AFP
Сергей КАРЯКИН. Фото AFP

– То есть нашла коса на камень?

– Совершенно верно. Большая заслуга Сергея в том, что он четко придерживается своей стратегии: действует вторым номером, не пытается доказать, что лучше играет в шахматы, а пытается выиграть конкретный матч. И в значительной мере неудачи Карлсена можно списать на то, что он столкнулся с такой стратегией. Хотя безусловно, даже играя против лучшего защитника мира, Магнус должен был выиграть хотя бы одну из третей-четвёртой партий. И тогда пошла бы совсем другая игра. Про Карлсена, как в своё время про Фишера, можно сказать, что он играет тем сильнее, чем сильнее он играет.

– Поразила цитата одного из ваших коллег: "Карлсен в любом случае останется сильнейшим шахматистом мира, но вопрос, останется ли чемпионом".

– Сложная тема... Я считаю, что человек, выигравший подобный матч в статусе претендента, в любом случае становится полноправным чемпионом мира. Если ты в борьбе один на один одолел действующего чемпиона, какие вообще могут быть вопросы? Да, Карлсен – великий шахматист, ему принадлежат многие рейтинговые рекорды, в его активе победы в десятках супертурниров, но матч есть матч – нет более честного и справедливого способа определить, кто на данный момент сильнее. Cам по себе рейтинг не всегда служит точным показателем силы шахматисты. Более того, если посмотреть рейтинг по выступлениям на турнирах за 2016 год, тот же Карлсен будет не на первом месте. У того же Фабиано Каруаны такой показатель гораздо выше. В отличие от тенниса, рейтинг в шахматах позволяет сохранять определенный запас, и защищать свои очки каждый раз не надо. Имея хороший задел, ты можешь остаться на первой строчке, даже играя в какой-то момент плохо. Возможно, эта система требует совершенствования. Но все это точно не имеет отношения к матчу Карякин – Карлсен. Кто бы его ни выиграл, это будет самый настоящий и полноправный чемпион мира.

5