28 ноября 2018, 22:00
Не так давно спортивный мир обсуждал победу Хабиба Нурмагомедова над Конором Макгрегором в одном из самых ожидаемых в истории боев ММА. В шахматах тоже бывает подобное. Во всяком случае, на тай-брейке чемпионского матча в Лондоне действующий обладатель титула вел себя примерно так же, как российский боец.
Еще с марта, когда Фабиано Каруана выиграл турнир претендентов, ходили разговоры о том, что у американского гроссмейстера не будет ни единого шанса, если Магнус Карлсен доиграет до тай-брейка. То же самое говорилось и про Конора, в случае если Хабиб переведет того в партер.
Карлсен четко следовал своему плану. В классических партиях норвежец не дал себя переиграть, и лишь раз ему действительно пришлось очень тяжело, в чем он не замедлил признаться. Каруана пытался что-то сделать с чемпионом, но переиграть его так и не смог. Хотя из 12 партий едва ли не половина могли завершиться результативно, и тогда никто бы не страдал по поводу того, что впервые в истории чемпионский матчей ни одна классическая партия не стала победной.
Норвежец сделал то же самое, что и два года назад, когда играл с Сергеем Карякиным. Но в Нью-Йорке чемпион больше рисковал, ему пришлось отыгрываться в классике, но на тай-брейке он сломил сопротивление претендента. Хотя Карякин тоже великолепно играет в быстрые шахматы, но Карлсен – лучше.
Каруана еще после 11-й партии говорил, что не считает свои шансы на тай-брейке ничтожными, в отличие от подавляющего большинства экспертов и болельщиков. После 12-й партии, в которой чемпион, имевший преимущество и по позиции, и по времени, неожиданно предложил ничью, даже Гарри Каспаров заявил, что больше не считает Карлсена фаворитом, так как морально претендент его переиграл.
Но Магнус четко знал, что делает. В первой партии тай-брейка, имея в распоряжении белые фигуры, он делал то, что всегда отличало его игру: выжимал воду из камня. То есть играл позицию, в которой его преимущество было микроскопическим. И норвежец заставил американца ошибиться. Один неточный ход, второй… Чемпиону оставалось лишь не ошибиться самому.
Нокдаун был такой силы, что во второй партии Каруана поплыл в тот момент, когда ничто не предвещало беды. Белыми у него было как минимум равенство, но он решил рискнуть. Магнус очень хладнокровно использовал эту ошибку. Он просто разгромил соперника, поставив того на грань поражения.
Каруане в третьей партии нужно было выигрывать черными. Ему нужно было рисковать, вскрывать позицию и обострять. Американец именно это и делал. Но чемпион не просто отбил все наскоки, а сам провел разящую атаку, после которой претендент уже не поднялся. Карлсен не просто победил Каруану, а заставил его сдаться.
По ходу матча было много разговоров о том, что формат чемпионских матчей необходимо поменять, чтобы классические партии тоже были результативными.
Карлсен предлагает увеличить количество партий с классическим контролем времени до 16 или 18. Чтобы цена отдельно взятой партии была не такой высокой, и у соперников был шанс отыграться.
Украинский гроссмейстер Павел Эльянов считает, что стоит отказаться от тай-брейка, а в случае ничьей чемпион сохраняет свой титул. Это заставит претендента быть более активным.
Кто-то предлагает играть тай-брейк до начала классической части, чтобы сразу было понятно, у кого будет преимущество. Кто-то считает, что нужно после каждой ничейной партии играть армагеддон, чтобы, как в волейболе, баскетболе или теннисе, вообще не было ничьих.
Но, кажется, нынешний формат идеальный. Матч тянется не так долго, как в прежние годы. А тай-брейки настолько драматичные, что о 12 ничьих даже не вспоминалось. Но изменения, конечно, возможны. В любом случае, по-прежнему формату или измененному, а в следующем матче вновь будет играть Карлсен. И пока это самая надежная шахматная константа.