ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ СНИЗИЛСЯ НАКАЛ СТРАСТЕЙ
– Ситуация вокруг выборов президента Российской шахматной федерации приобрела такой оборот, что для всех, кто профессионально занят в российских шахматах, сложно оставаться в стороне от происходящего, – начал Томашевский. – Читая в последнее время новости и изучая информацию, неоднократно ловил себя на мысли, что чего-то не понимаю. Как будто в анализе спокойного варианта раз за разом возникают непредвиденные бурные осложнения, которые никак не вытекают из логики "позиции". Круговерть претензий к действующему руководству, обвинений, казенных формулировок, переходов на личности…
Первой реакцией было усмехнуться, недоуменно пожать плечами и дальше заниматься своим делом, но волна негатива продолжает расширяться, и более того – по разные стороны импровизированных баррикад оказываются среди прочих уважаемые люди, коллеги, что может при любом итоге выборов привести к трениям и расколу в общении, которые трудно будет забыть. Последней каплей, побудившей меня публично вступить в эту дискуссию, явилась новость о предложении к наблюдательному совету по досрочному прекращению полномочий исполнительного директора РШФ Марка Глуховского, нашедшее, исходя из формальных данных, довольно солидную поддержку. В списке поддержавших эту инициативу лично меня, да и, уверен, не меня одного, крайне удивило присутствие известных арбитров, к которым я всегда с большим почтением относился и которые на протяжении многих лет пользуются благами, предоставляемыми этой самой федерацией. Ни в коем случае не хочу переходить на персоналии: волеизъявление абсолютно свободно, у каждого могут быть свои мотивы, да и цель моей статьи совсем не в этом. Лишь хочется, чтобы снизился накал страстей и каждый задумался: что происходит на самом деле?
– По каким причинам вдруг в одночасье возникло столько претензий к работе федерации, которая по всем показателям не просто полностью справляется со своей работой, но и является, по распространенному мнению, одной из лучших среди себе подобных во всем шахматном мире и в спортивном мире нашей страны? – продолжил Томашевский. – На протяжении двадцати лет, с первых серьезных успехов в детских соревнованиях, я активно участвую в шахматной жизни и слежу за происходящими событиями, и, по-моему, за этот период ни разу российским шахматистам не жилось лучше на всех уровнях, от детей до главных сборных. Справедливости ради были в эти годы и другие хорошие руководители и неплохие времена, однако сейчас шахматы находятся на действительно ином уровне популярности и финансирования.
Как человек, прошедший почти все ступени нашей "шахматной пирамиды", могу сравнить положение дел пошагово. Детские шахматы? В мою бытность юношей и юниором можно было только мечтать о таких чемпионатах страны, как в Лоо, о гроссмейстерских школах уровня не только "Сириуса" с его абсолютно уникальными кадрами, условиями и возможностями, но и действующих региональных центров, о доступности информации и живого общения с топовыми игроками…
Интерес к занятиям? В одном из чемпионатов Саратовской области до 8 лет не так давно играло едва ли не больше детей, чем в мое время собиралось во всех возрастах. Да, сравнение с концом 90-х не слишком убедительно, однако стремление людей заниматься шахматами, популярность и престиж игры определенно находится на серьезном уровне, гораздо более высоком, чем раньше, в результате чего востребована и вполне рентабельна профессия шахматного тренера, тогда как прежде это был по большей части титанический труд энтузиастов.
Система профессиональных и коммерческих соревнований? Довольно четко структурированная и выстроенная, логичная, с интересным Суперфиналом, возможностью совершенствоваться для молодежи в Высшей лиге (за идею и воплощение которой хочется еще раз поблагодарить Александра Григорьевича Баха) и большим количеством турниров самых разных уровней и контролей для игроков уровня 2550-2650, как то Кубок России, Рапид "Гран-при" и другие.
Наконец, спорт высших достижений? Тема для меня достаточно щекотливая, потому что главный аргумент "против" – отсутствие золота Олимпиады у мужчин в последние годы, а "лишь" серебро и бронза – увы, непосредственно связан и с моей игрой. Однако, если судить непредвзято, достижений как индивидуальных, так и командных более чем достаточно, и Россия в профессиональном мире продолжает котироваться как ведущая шахматная держава, а что уже не безоговорочно лучшая, так стоит отдать должное прогрессу конкурентов. Разве что клубные шахматы переживали период расцвета в 2006 – 2008 годах, тогда как сейчас находятся в некотором забвении. С другой стороны, это тенденция общеевропейская и тема для отдельной статьи.
Возвращаясь к постулированному мной вопросу: так что происходит? Где логика в выдвижении претензий к руководству организации с таким послужным списком, не говоря уже о досрочном прекращении полномочий ее исполнительного директора? Может быть, дело в каких-то личных качествах и обидах? Зная Марка давно, могу засвидетельствовать, что это очень доброжелательный и отзывчивый человек, открытый и простой в общении. Это же касается и всего коллектива работников федерации, куда лично я всегда заглядываю с удовольствием. Формат статьи не позволяет перечислять поименно, но, в общем, сейчас в РШФ трудится коллектив профессионалов, с которыми приятно как иметь дело, так и просто пообщаться. Понятно, что такой опыт очень субъективен, и ошибки случаются у всех, а придраться можно к чему угодно, но предлагаю посмотреть на картину в целом.
Шахматисты, а тем более высокого уровня, – люди с непростой душевной организацией, и вряд ли можно представить среди нас единообразие взглядов. Тем не менее смею думать, большинство коллег – мастеров и гроссмейстеров поддержит простую мысль: Андрей Васильевич Филатов и его команда отлично справляются с руководством Российской шахматной федерацией. К тем, кто имеет иную точку зрения, отношусь с неизменным уважением, но призываю всех принимать решение с холодной головой, без эмоций. Зачем чинить то, что хорошо работает?
ПРИЗЫВАЮ ПОДДЕРЖАТЬ ВЫДВИЖЕНИЕ Андрея ФИЛАТОВА
– Более 60 лет я наблюдаю за работой различных шахматных федераций, – обратился Постовский к делегатам съезда РШФ. – Сам принимал участие в их работе, более 10 лет был председателем Всесоюзной шахматной федерации студенческого спортобщества.
Скажу сразу – я не видел ни одной федерации, которая бы так много сделала для шахматистов всех уровней и всех возрастов. Три дня назад разговаривал с известным во всем мире гроссмейстером Евгением Свешниковым. Так он мне сказал, что такой сильной и позитивной федерации никогда не было! Мы знакомы более 45 лет, и такая оценка дорогого стоит!
Не скрою, был удивлен, когда на пост президента РШФ свои кандидатуры выдвинули шесть (не считая действующего Андрея Филатова) претендентов. Такого в шахматах я никогда не видел...
Почти все развернули критику в адрес президента и исполнительного директора РШФ. Особенно удивил и огорчил вице-президент Андрей Селиванов. В его первом интервью было много грязи и озлобленности – и ни единого слова о том, что он лично сделал за прошедшие четыре года. Более того, он заявил, что уже знает, кто выйдет во второй тур голосования: он и Илюмжинов. Причем Селиванов якобы не хотел выдвигаться, но кто-то его уговорил…
В своих интервью Марк Глуховский рассказал о проделанной работе. Объемы мероприятий и качество их проведения впечатляют! Я могу это подтвердить, поскольку многое видел своими глазами. Причем указано в этих интервью далеко не все...
– Что касается Андрея Филатова, то он не просто любит шахматы (а не себя в шахматах!), но и с большим уважением относится к шахматистам и оказывает им большую помощь, – продолжил Постовский. – В успехах Сергея Карякина в борьбе за титул чемпиона мира роль Филатова очень велика.
Я за критику работы федерации, но за критику конструктивную и положительную!
Коснусь критики, связанной с выступлением мужской сборной. Это предмет, в котором я наиболее компетентен. Президент РШФ пригласил меня в качестве консультанта на последнюю Олимпиаду. Это случилось на этапе, когда состав был уже определен. К сожалению, не удалось победить. Больше других переживал Андрей Филатов. Но жизнь продолжается...
15 декабря 2017 года мы с Андреем встретились в федерации и не менее часа обсуждали проблемы формирования команды и ее подготовки к предстоящей Олимпиаде. По большинству вопросов наши позиции совпадали. Обсуждение некоторых дискуссионных проблем перенесли на середину апреля.
Важно, чтобы за два месяца до начала был определен состав. Команды на предстоящей Олимпиаде в Грузии будут как никогда сильными. Но тем интереснее будет борьба и тем ценнее победа. Важно учесть все мелочи – и как можно больше работать.
Я призываю делегатов поддержать выдвижение Андрея Филатова! Это послужит дальнейшему развитию шахмат в России и во всем мире.
От добра добра не ищут! Лучшее – враг хорошего... Советую не забывать эти мудрые мысли. Желаю успешной и позитивной работы на съезде.