17 апреля 2013, 00:12

Террор на финишной прямой


ХРОНИКА

В понедельник поздно вечером по московскому времени за океаном, у финишного створа легендарного Бостонского марафона, были взорваны две бомбы. Погибли три человека, более 170 человек получили ранения. 17 из них ко вчерашнему дню находились в критическом состоянии. В Бостоне был немедленно отменен матч регулярного чемпионата НХЛ между "Брюинз" и "Сенаторз" из Оттавы, последуют, вполне возможно, и другие отмены и изменения в календарях соревнований. В любом случае уже сейчас ясно, что спортивный мир не скоро оправится от шока.

Сергей БУТОВ

Поднявшийся одновременно во всем мире девятый вал разговоров об "усилении", "ужесточении" и даже "пересмотре системы безопасности" во время спортивных соревнований постепенно сойдет на нет. Тогда и наступит время осмысления того, что случилось в понедельник в Бостоне и какое место в трагедии сыграл сам спорт.

В России думать об этом нужно как можно скорее. Не затягивать с выводами, но и не пороть допустимую у нас порой в таких случаях горячку.

Уже в июле этого года в Казани начнется Универсиада, не самое значимое с точки зрения уровня спортивных результатов состязание, которому тем не менее в отечественных коридорах власти уделяется колоссальное внимание, что автоматически гарантирует массовый наплыв на "всемирный праздник студенческого спорта" чиновников федерального уровня вместе с охраной.

В феврале будущего года Россия впервые в своей новейшей истории примет Олимпийские, а вместе с ними и Паралимпийские игры. Годом позже, в 2015-м, та же Казань проведет мировое первенство по водным видам спорта, а в 2016-м Москва и Санкт-Петербург примут хоккейный турнир аналогичного уровня. Чемпионат мира по футболу и вовсе превратит Россию в 2018 году в глазах мирового спортивного сообщества в ключевую спортивную державу, и это будет справедливо.

Плюс ко всему между Универсиадой и Олимпиадой российская столица примет еще одно масштабное мировое первенство – по легкой атлетике. В его программу входят марафонские забеги. Причем большая часть дистанции проложена не в удобных для обеспечения безопасности Лужниках, а по куда менее контролируемым улицам Москвы.

Кремлевская набережная в августе не должна, не может стать второй Бойлстон-стрит!

…В тот момент, когда информагентства передавали первые сообщения о "взрывах в разгар Бостонского марафона", было непонятно, что подразумевается под разгаром. Теракт случился примерно в 14.50 по местному времени. Мужская и женская элита, под которой весь мир и понимает Бостонский марафон как спортивное событие, пересекла финишный створ в районе полудня. К 14.50 на трассе оставались исключительно бегуны-любители, заранее допущенные организаторами к старту.

Единственный российский представитель Бостона-2013 в категории "элита" – 43-летний участник трех Олимпиад Вячеслав Шабунин – в момент взрывов уже находился в гостинице и даже успел сходить на массаж. Кроме него на марафон заявились 24 любителя из России. На старт в итоге вышли 19, а финишировали 16. На дистанции уже после взрывов, по данным "Интерфакса", еще находились трое россиян. Александра Козьмова организаторы остановили за 200 метров до финиша, Наталью Козьмову – за 800. Про Юрия Белякова известно, что он бежал перед семейной парой, однако точных данных о его местонахождении на вчерашний день не было.

Таким образом, с формальной точки зрения нельзя сказать, чтобы теракт был направлен против марафона как такового. Скорее террористы использовали спортивный турнир как удобный для себя предлог. Согласитесь, что второй вариант в каком-то смысле еще страшнее первого.

Бостонский марафон в США давно вырос из штанишек собственно спортивного турнира. Впервые проведенный в 1897 году, он ежегодно собирает многие тысячи участников со всего мира, символизируя собой праздник спорта и демонстрацию здорового образа жизни. В штате Массачусетс день марафона является выходным (по традиции он совпадает с Днем патриота, учрежденным в память о Войне за независимость США), и у жителей Бостона за много лет сложился конкретный ритуал: с утра они шли на игру культовой в этом городе бейсбольной команды "Ред Сокс", после чего мчались к финишу марафона. В последние годы мероприятия, правда, стали накладываться друг на друга по времени.

Случаев, когда терроризм прямо вторгался на территорию спорта, было крайне мало. Хрестоматийным примером является Олимпиада-1972 в Мюнхене, где члены палестинской организации "Черный сентябрь" расстреляли 11 израильских спортсменов. Шок от соприкосновения спорта и терроризма был настолько велик во всем мире, что многие годы после этого соревнования проходили без эксцессов.

Затишье нарушил взрыв на вечернем музыкальном концерте в Олимпийском парке Атланты-1996. Тот инцидент в целом похож на Бостон-2013 как инструментарием (использовались самодельные взрывные устройства), так и количеством жертв – в Атланте погибли двое, а более сотни получили ранения. Еще один громкий случай произошел, когда реальная угроза со стороны "Аль-Каеды" вынудила в конце 2007 года организаторов знаменитого ралли "Дакар" гонку отменить, впервые за 30-летнюю историю.

Сразу после бостонских взрывов заговорили о том, что террористы подали друг другу идею: спортивные соревнования можно использовать в своих целях. Но проблема скорее в том, что идея, уже когда-то реализованная "Черным сентябрем", была снова проведена в жизнь, несмотря на сильно изменившийся после 11 сентября 2001 года контекст безопасности.

Вчера с утра журналисты стали обрывать телефоны людей, которые отвечают за ближайшие соревнования в России. Те в своих комментариях вполне конкретно давали понять, что болельщикам уже можно готовиться к "усилению безопасности". Что это означает на практике, любому человеку, посещающему в России стадионы, объяснять не нужно. Всплеска посещаемости состязаний в связи с увеличением числа рамок металлоискателей и овчарок на поводках также ожидать не стоит.

Отдельный разговор – о Сочи-2014. Каждая Олимпиада, которую проводят после громкого теракта, обязательно сопровождается "закручиванием гаек". Так, Игры в Солт-Лейк-Сити-2002 ушли в историю, оставив после себя память разве что в виде грандиозных допинговых и судейских скандалов, а также повсеместных и многоступенчатых проверок и досмотров. Больше, пожалуй, ничем.

Если и наша домашняя Олимпиада запомнится россиянам лишь беспрецедентными мерами безопасности, это будет означать одно: мы так и не поняли, зачем эту Олимпиаду в 2007 году получили.

УРОКИ БОСТОНА

Для организаторов предстоящих московских соревнований теракт в Бостоне может стать поводом для усиления мер безопасности. В программе чемпионата мира по легкой атлетике-2013 сразу несколько дисциплин, которые частично или целиком будут проведены за пределами БСА "Лужники": марафонские забеги 10 и 18 августа, а также ходьба 11, 13 и 15 августа. Кроме того, на 15 сентября запланирован международный Московский марафон.

– Трагические события в Бостоне выявили проблемы в обеспечении безопасности массовых соревнований, которые проводятся под открытым небом, – заявил президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев. – Гарантировать безопасность на улице намного сложнее, чем в помещении. Мне очень жаль, что крупные легкоатлетические старты стали объектом для террористической атаки. И я очень боюсь, как бы бостонский инцидент не стал примером для других организаторов террористических актов.

Тем не менее я уверен, что во время чемпионата в Москве будут предприняты повышенные меры, – продолжил Балахничев. – Нет нужды что-то рекомендовать на сей счет компетентным органам. Марафонская дистанция чемпионата мира в российской столице будет проложена по набережным Москвы-реки, от Лужников до Большого Устьинского моста. Трасса уже сертифицирована, возможности изменить ее конфигурацию в целях безопасности нет.

– Наши приоритеты: безопасность, безопасность и еще раз безопасность, – подчеркнул в разговоре с корреспондентом "СЭ" Еленой ВАЙЦЕХОВСКОЙ руководитель Дирекции спортивных и зрелищных мероприятий Москвы Александр Полинский. – Существует единая концепция. Ее разрабатывали на протяжении многих лет и утвердили, применительно к чемпионату мира, все правоохранительные структуры Москвы. Тем не менее мы собираемся внимательно отслеживать ситуацию – рамки, собаки и так далее. Марафон в рамках чемпионата мира - не столь массовое мероприятие, как Бостонский. Но наша позиция сводится к тому, что нужно предусмотреть все возможные варианты. При этом я считаю: если в Бостоне действительно было заложено несколько бомб – это однозначно проблемы безопасности соревнований.

– В вопросах безопасности ситуация в России значительно лучше, чем в Америке и Европе, – считает директор Московского марафона Дмитрий Тарасов. – Тем не менее наша задача сделать все, чтобы трагедия в Бостоне в Москве не повторилась. Наш марафон пройдет в сентябре в новом формате. Мы ожидаем, что на старт выйдут более 10 тысяч человек, в том числе иностранные гости, которые смогут пробежать по центральным улицам Москвы. Конечно, изучаем опыт обеспечения безопасности на марафонах в других мегаполисах. Но при этом понимаем, что слишком жесткие меры контроля могут испортить праздничную атмосферу. (Олег ШАМОНАЕВ)