4 января 2016, 12:00
В новогодние и рождественские праздники "СЭ" вспоминает наши самые обсуждаемые материалы за 2015 год. Сегодня - "Разговор по пятницам" с Юрием Баскаковым. Оригинальная версия беседы обозревателей "СЭ" Юрий ГОЛЫШАКА и Александра КРУЖКОВА с судьей-рекордсменом вышла в печать с заголовком "Толстых указывал на Колыму".
– В 2007-м вам доверили золотой матч "Зенита" в Раменском.
– Там наша бригада едва не закончила с судейством. Две ошибки против "Зенита"! Но ни о какой предвзятости или ангажированности не было и речи. Моменты трудные, я не разобрался, а ассистенты не подсказали. Сначала Тихон Калугин прозевал игру рукой в своей штрафной защитника "Сатурна" Нахушева. Затем Антон Аверьянов не увидел, что Игонин свалил Погребняка и нужно назначать пенальти.
– Вы-то куда смотрели?
– С себя вины не снимаю. За все отвечает главный. Правда, есть установка: если не успеваешь к месту событий, решение принимает ассистент. Разглядеть руку Нахушева в толчее после прострела я не мог. С Погребняком еще сложнее. Пошла быстрая контратака, непонятно, где сфолили – то ли в штрафной, то ли до нее. Когда на последних секундах Домингес головой вынес мяч из пустых ворот, с ужасом подумал: "Если б не он, нам хана!" Казнили бы – и правильно сделали. Слава богу, "Зенит" выиграл, стал чемпионом, и о наших ляпах не вспоминал.
– Часто боковые подкладывали вам свинью?
– Секундочку! Боковым может быть ветер. Или удар. У нас – ассистенты, помощники. Иногда допускали оплошности. К примеру, назначаешь пенальти, а потом отменяешь – ассистент стоит с поднятым флагом. После матча изучаешь видеозапись и понимаешь, что офсайда не было. Любопытный эпизод связан с матчем ЦСКА – "Торпедо-ЗИЛ".
– После которого Садырин похвалил? "Хоть наши судьи и дебилы, но в этот раз разобрались…"
– Совершенно верно. Мне показалось, что вратарь ЦСКА Мандрыкин снес Климова, без колебаний показал на точку. Армейцы обступили, Корнаухов говорит: "Веня в мяч играл. Спросите у помощника…" Тогда у судей не было систем раций, связи. Подбегаю к Льву Антонову, слышу: "Юрочка, "левак"! Отменяй".
– Отменили?
– Да. Мысленно поблагодарил Корнаухова за совет. Или матч "Спартак" – "Москва". В Пасху. Сразу две результативные ошибки! Пенальти в ворота "Спартака" за снос Адамова и гол Павлюченко, отмененный из-за офсайда. На поле со мной никто не спорил. После игры, которая завершилась 3:3, в судейскую зашел Александр Старков: "Христос воскресе! Ребята, выпить есть?" Мы еще переодеться не успели. Но вытащили из холодильника запотевшую водочку, рюмочки. Он поздравил с Пасхой, сказал, что к нам претензий нет и выдохнул: "Пять минут назад меня сняли с работы". Через полчаса заглянул Владимир Федотов.
– Зачем?
– Начал, как Старков: "Христос воскресе! Выпить есть?" Опять разлили. Федотов сообщил: "Меня только что назначили главным тренером!" Порадовались за хорошего человека, разъехались. Дома решил пересмотреть игру и обомлел. Адамов упал в полуметре от линии штрафной. Павлюченко забил чисто – в пассивном офсайде был Пьянович, на него ассистент Владимир Бобык и среагировал.
– Выходит, приложили руку к отставке Александра Петровича?
– На следующий день через газету принес извинения "Спартаку", болельщикам, попросил инспектора матча, не созывая экспертно-судейскую комиссию, поставить мне "двойку". Но перед Старковым все равно неловко. Он интеллигентный, вдумчивый, порядочный. Еще игроком "Даугавы" получил два высших образования – редчайший случай в советском футболе!
– Время спустя что вам сказал?
– А мы больше не виделись. Пару лет назад я инспектировал матч сборных Словакии и Латвии. Но ему нездоровилось, до Братиславы не доехал.