1 ноября 2016, 11:00
Согласно исследованиям TNS Россия, за неделю с 17 по 23 октября среднесуточная доля "Матч ТВ" в процентах составила 1,7 (данные по России, аудитория 18+). Цифра эта показывает среднее количество человек, смотревших телеканал на протяжении суток, выраженное в процентах от общего количества телезрителей, то есть тех, кто смотрел любой телеканал в течение этих суток. У федеральных "России 1" и Первого канала этот показатель 14,9 и 13,8 процентов соответственно.
Впрочем, сравнивать с гигантами нишевый канал неправильно, а вот с показателями аналогичных каналов, и главное – их контента, в других странах вполне возможно. Для сравнения были взяты аудитории Великобритании и Испании, где спорт есть в эфире и федеральных, и платных каналов, а чтобы показатели были сопоставимы, оценка производится среди аудитории старше 18 лет обоих полов.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: У СПОРТА НА ТВ ХУДШИЕ ЦИФРЫ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5 ЛЕТ
Если верить сухим цифрам, самой "телевизионной" страной Европы является Великобритания. Среднестатистический житель Туманного Альбиона проводит перед экраном до двух с половиной часов в день, и почти 85 процентов домохозяйств имеют подписку на различные пакеты платных каналов. Хотя крупные события, вроде чемпионата Европы по футболу или Олимпийских игр, всегда есть в эфире федеральных телевизионных СМИ. У семейства Sky Sports, показывающего, в частности, премьер-лигу, среднесуточная доля с 16 по 22 октября составила 4,83 (аналогичный показатель у "Матч ТВ" был по время Олимпиады в Рио).
У второго официального вещателя спорта номер – телеканала ВТ Sport показатель поскромнее – 1,9. Впрочем, многое зависит от распределения матчей в каждом конкретном туре. По данным обоих спутниковых операторов, сегодня спорт на ТВ переживает спад интереса и демонстрирует худшие цифры за последние пять лет. По их данным, количество зрителей сократилось почти на 20 процентов, что связано… с пресыщенностью аудитории. Телевизионные чиновники убеждены, что вся проблема в чемпионате Европы по футболу и Олимпиаде, которая идет следом – мол, два крупных форума "перекармливают" британца спортом настолько, что он на полгода переключается на "Игры престолов" и "Голос".
Соревнования топ-уровня в лидерах рейтинга и в России – решающий для нашей сборной матч Euro-2016 против Уэльса собрал у экранов 28.1 процента телеаудитории. В Англии самым рейтинговым из матчей предсказуемо оказался поединок 1/8 финала с исландцами, доля – 48,2. Впрочем, кто знает – пройди Слуцкий и команда в плей-офф, и нам недалеко было бы до таких цифр.
Но есть другой любопытный момент – британцы готовы смотреть практически любой спорт и в любое время. Это подтверждают два показателя: церемония открытия Игр-2016 собрала у экранов 19,8 процентов взрослых телезрителей, что ВВС признал провалом, посетовав на жутко неудобное время трансляции. Ситуация наладилась через несколько дней: заплыв Майкла Фелпса приковал к телевизорам 29,7 миллиона человек – без малого половину всего (!) населения страны.
Что же у нас? Стоит сделать скидку на то, что для россиян время показа Олимпиады было еще более неудобным. Разница во времени с большей частью европейской территории нашей страны была не 4 часа, как у Лондона, а все шесть, а для других регионов – и того больше. Вероятно, поэтому утренние повторы церемонии открытия Игр собрали аудиторию больше, чем прямые трансляции и попали в топ-100 самых популярных программ. На следующее утро их показывали "Первый" и "Россия-1" с долями 16,2 и 18,6 соответственно. Сопоставимые показатели у заплывов Юлии Ефимовой, хоть россиянка выступала далеко за полночь, у гимнасток-художниц, синхронисток и, конечно же, финал женского гандбольного турнира.
ИСПАНИЯ: РОНАЛДУ КРУЧЕ "ГОЛОСА"
У испанцев отношение к футболу особенное. Обсуждать футбол в очереди в магазине, в кафе за чашкой кофе здесь могут абсолютно незнакомые люди. И сомнений в том, что собеседник смотрел матч, не возникает.
Скажем, встреча Лиги чемпионов между "Реалом" и "Легией", по данным издания El Pais*, набрала долю 31,1. Для сравнения – у испанской версии шоу "Голос" – показатель 25,5. Во время Euro-2016 рейтинг любого футбольного матча, даже без участия подопечных Дель Боске, показывал долю в среднем не меньше 40 процентов, а уж когда на поле появлялась Серхио Рамос и Ко, от экранов не могло оторваться 60 с лишним процентов телеаудитории.
И в этой стране, не поверите, тоже жалуются на падение рейтингов. Не так давно, в популярной газете Marca вышел огромный материал, рассказывающий, что народ охладевает к спорту и все чаще предпочитает ему различные музыкальные шоу. По итогам 2015-го, по подсчетам издания, спортивные программы, как на общедоступных, так и на платных каналах лишились 26 процентов своей аудитории. Правда, в отличие от британцев, здесь верили в спасительное воздействие лета с его Euro и Олимпиадой. Любопытно, что самым популярным событием Игр-2016 стал полуфинал мужского баскетбольного турнира Испания – США, собравший у экранов без малого 3 миллиона зрителей (доля – 31,1%). Но, помимо, собственно трансляций испанцы обожают говорить о спорте. И ток-шоу о футболе, велогонках и "Формуле-1" собирают аудиторию не хуже вечерних новостей. Если в Великобритании известная программа Match of the day с Гарри Линекером собрала 2,8 миллиона зрителей в день победы "Лестера" в чемпионате, то для испанских шоу – это почти будничные цифры.
Глядя на столь внушительную разницу, вопрос возникает сам собой: наш телезритель не любит спорт или спорт на российском ТВ равнодушен к зрителю?