23 мая 2016, 14:30
Лионель МЕССИ, Аргентина
Рекордсмен по количеству завоеванных "Золотых мячей" запросто мог остаться продавцом чая в родном Росарио. Дело в том, что Лео страдал из-за дефицита соматотропина (гормона роста), а терапия стоила 900 долларов в месяц. Месси повезло: его талант заметили каталонские скауты (Мартин Монтеро и Фабиан Сольдини), уговорили отца привезти Лионеля в Барселону, а затем организовали просмотр спортивному директору Карлесу Рексачу.
Тот так впечатлился способностями мальчика, что уговорил клуб проспонсировать лечение Месси (90 тысяч евро в год). Так аргентинец дорос до 169 сантиметров и статуса лучшего футболиста планеты.
КРИШТИАНУ РОНАЛДУ, Португалия
Когда португальцу было 15, врачи заставили его забыть о футболе на три-четыре месяца: при тахикардии противопоказаны серьезные физические нагрузки. Из ситуации помогла выйти операция.
"Она была легкой. Докторам не требовалось хирургического вмешательства. С помощью лазера удалось разобраться с болезнью", – вспоминал Луиш Мартинеш, тренировавший Роналду в академии "Спортинга". Теперь Криштиану – лучший бомбардир в истории "Реала", трехкратный обладатель "Золотого мяча" и двукратный победитель Лиги чемпионов.
ТИАГУ СИЛВА, Бразилия
Бразильский защитник прибыл в "Динамо" в 2005 году: Силве было 20 лет, и к тому времени он не засветился нигде, кроме второй команды "Порту". Московское приключение обернулось для Тиагу кошмаром: парень сначала просто подкашливал на сборах, а потом прошел обследование, и выяснилось, что у него туберкулез.
"Я лежал в больнице и всегда чувствовал себя голодным. Мама сказала, что я не выглядел больным, но я не мог двигаться. Врачи советовали мне гулять, но я не мог встать с кровати. Время от времени врач делал мне инъекции, а еще я ел по 10-15 таблеток в день. Я часто вспоминаю то время. Тогда я думал о том, чтобы уйти из футбола", – говорил Силва позже.
Вместо того чтобы попрощаться со спортом, он вернулся на родину, провел пару лет в "Флуминенсе", а потом перешел в "Милан". С ним он стал чемпионом Италии, а затем подписал контракт с "ПСЖ", где ежегодно выигрывает чемпионат Франции. Сейчас Тиагу – суперзвезда, один из самых надежных защитников мира. Правда, со сборной Бразилии его пути разошлись в прошлом году: тренер Дунга из личных соображений не вызывает Силву в команду.
Дэвид БЕКХЭМ, Англия
Еще в детстве у британской иконы стиля диагностировали астму, но до 2009 года о ней никто не знал: Дэвид адаптировался к болезни, выполнял дыхательные упражнения и тайно пользовался ингалятором.
Потом снимок Бекса с медицинским аксессуаром появился сразу в нескольких изданиях, и он неохотно подтвердил в эфире телешоу ITV: "Да, я страдаю от астмы уже много лет. Почему я никогда об этом не говорил? Да потому что повода не было. О чем вообще говорить? В общем, у меня есть эта болезнь, если это вас так сильно волнует".
Андрей АРШАВИН, Россия
"Когда сыну исполнилось четыре года, врачи диагностировали у него астигматизм (заболевание глаз. – Прим. автора). Нас предупреждали, что занятия футболом могут ухудшить зрение и даже привести к слепоте. Но мы решили, что Андрей должен заниматься футболом, и отдали его в секцию. До семи лет он носил очки", – рассказывала мама Аршавина Татьяна Ивановна.
В итоге Андрей избавился от очков, и это не сказалось на его зрении: нынешний игрок "Кайрата" забил 131 мяч за карьеру, выиграл Кубок и Суперкубок УЕФА, а также отметился блестящим покером в ворота "Ливерпуля".
Ян КОЛЛЕР, Чехия
Чешский форвард запросто мог не стать профессиональным игроком: в "Спарте", которую тогда тренировал Властимил Петржела, Коллер не попадал по мячу головой даже на тренировках. "Ян то опаздывал с прыжком, то, наоборот, шел на мяч раньше времени. Владимир Боровичка выяснил, что у Коллера проблемы со зрением", – говорил Петржела.
Коллера не отчислили из команды за плохое зрение, а посоветовали носить контактные линзы. С ними он не расставался до конца своей славной карьеры, но иногда они вылетали из глаз после столкновений. Такое, к примеру, случилось в 2009-м в матче против "Локомотива" (1:2), когда Ян играл за "Крылья Советов".
Эдгар ДАВИДС, Голландия
В середине девяностых голландский хавбек по прозвищу Питбуль получил травму головы, которая вызвала глаукому. Давидсу сделали операцию сначала на левом глазу, а через три года – на правом.
Но он нашел выход: обратился в ФИФА и попросил разрешения играть в защитных очках. Чиновники дали добро, и Эдгар закрепил за собой образ первого и единственного футболиста в очках. Карьера Давидса-очкарика длилась еще 15 лет: он стал чемпионом Италии, выиграл Кубок Италии, запрыгнул вместе со сборной Голландии в полуфинал Euro-2004 и ушел из футбола только в 2014-м.
Сейчас Эдгар продюссирует футбольных фристайлеров – парней, которые умеют делать с мячом абсолютно все.
Иван КЛАСНИЧ, Хорватия
В начале 2007-го у 27-летнего форварда "Вердера" отказала почка. Пересадили почку матери, но организм ее отверг. Тогда совершили трансплантацию почки отца, и она прижилась. Оказалось, что Класнич играл в футбол с барахлившей почкой с 2001 года, а к 2005-му функции почки были подавлены на 70 процентов.
Восстановление Ивана заняло год, но он сыграл на Euro-2008, забил два мяча и стал первым футболистом с пересаженной почкой в истории континентальных чемпионатов.
Дидье ДРОГБА, Кот-д'Ивуар
Первую малярию Дидье перенес еще в 14 лет, но будущий форвард довольно быстро оправился от серьезной болезни. Вторая вспышка случилась уже на излете 2010-го: Дрогба месяц чувствовал слабость, и только потом врачи выяснили, что всему виной малярия.
"Это кошмар. Мы даже представить не можем, где он ее подхватил. Дидье потерял форму и былую мощь", – констатировал тогдашний тренер "синих" Карло Анчелотти. Дрогба лечился три месяца, потом пришел в себя, а всего через полтора года после болезни стал одним из героев победного для "Челси" финала Лиги чемпионов-2011/12.
Арьен РОББЕН, Голландия
Летом 2004-го быстрый и перспективный голландский полузащитник перешел в "Челси", но сразу почувствовал дискомфорт – не столько игровой, сколько по части здоровья. Оказалось, что у него была опухоль яичка, причем медики долго не могли понять, доброкачественная она или нет. "Я очень испугался, мне было не до футбола", – говорил Роббен, в тот момент еще не знавший, что именно ему предстоит забить решающий мяч в финале Лиги чемпионов-2012/13.
Опухоль оказалась безвредной, лечение помогло, но Арьен рано лишился волос. Впрочем, это ему не мешает: он счастлив и в футболе (теперь в "Баварии"), и в личной жизни (они с Бернадьен поженились в 2007-м).