Допинг
26 мая 2014, 14:50
СВОЯ КОЛОНКА
Олег ШАМОНАЕВ
Уже который год велоспорт – один из главных поставщиков новостей о допинге в большом спорте. Цифры ужасают: за последние 28 лет не было ни одного сезона, чтобы кто-нибудь из гонщиков, выступающих на топ-уровне, не вляпался в скандал с запрещенными субстанциями.
За это время дисквалификации получили сотни профессиональных велосипедистов. Более половины победителей самой престижной веломногодневки "Тур де Франс", так или иначе, попадали под допинговые обвинения. А все попытки решить эту проблему – от репрессивных до воспитательных – оказываются тщетными.
Наверное, можно было бы попенять Международному союзу велосипедистов или Всемирному антидопинговому агентству на плохую работу. Или заподозрить спортивные власти в том, что на самом деле они не заинтересованы, чтобы стигматы на теле велоспорта наконец затянулись. Что все эти публичные порки Лэнса Армстронга и его сообщников ничему не учат, а являются лишь частью шоу. Однако, сокрушаясь над потоком допинговых велоразоблачений, стоит обратить внимание на показательный факт: несмотря ни на что, этот вид спорта в финансовом плане продолжает чувствовать себя более чем уверенно.
Да, отдельные спонсоры велоспорта периодически говорят о том, что не хотят ассоциироваться с обманом и фармакологическими победами. Но в целом это не влияет на самочувствие пациента. Десять лет назад лицензию PROtour – высшей лиги профессионального велоспорта – имела 21 мужская команда, сейчас – 17, а количество гонок в этой серии (надо понимать, что организация каждой из них – это огромные деньги) осталось неизменным. По сей день мужские шоссейные велокоманды кормят более тысячи гонщиков-профи плюс огромную армию техников, врачей и администраторов. И большинство "конюшен" обходится без обильных бюджетных вливаний.
Для любой другой структуры, основанной на спонсорстве, негатив в таких объемах был бы смертелен. Ведь велоспорт почти ничего не зарабатывает на болельщиках и на продаже телеправ. Но перманентные допинговые скандалы не приводят к массовым банкротствам в мире больших велогонок. Да, здесь нет таких бешеных денег, как в футболе или автоспорте, и многое держится на чистом энтузиазме. Но тем не менее держится, несмотря ни на что. Почему?
Лично я долго ломал голову над этим вопросом, пока однажды сам не оказался за рулем велосипеда на одном из горных склонов на Корсике, где мне в течение часа встретилась почти сотня велолюбителей, штурмующих склон в полной гоночной экипировке. Большинству из них было далеко за 40.
Так получилось, что велогонки на Западе оказались одним из тех видов спорта, что наиболее органично встроены в индустрию отдыха и туризма. Соперничать с ними на этом поле могут разве что горные лыжи. Причем если горнолыжный отдых все больше страдает от последствий глобального потепления, то велотуризм с каждым годом набирает обороты – его подстегивает в том числе и бум двухколесного транспорта, охвативший города Европы и Северной Америки. Думаю, и мы очень скоро окажемся втянуты в эту орбиту. Если "Формула-1" считается вершиной и главной лабораторией мирового автопрома, то профессиональный велоспорт – это, безусловно, передовая велосумасшествия постиндустриальной цивилизации.
Деньги, которыми ворочают автомобильные гиганты, пока несопоставимы с теми, что есть у производителей велосипедной техники и у региональных офисов по туризму. Но на стороне любителей велоспорта – модная философия, которую не могут поколебать никакие скандалы, в том числе и допинговые. Разоблачения элитных велогонщиков в использовании запрещенных препаратов, конечно, неприятны, и такая пропаганда стимуляторов в некотором смысле ставит под угрозу жизни тысяч велосипедистов-любителей. Но с точки зрения своего будущего профессиональный велоспорт как часть туриндустрии пока выглядит абсолютно непотопляемым.
Отдельный вопрос – что толкает звезд велоспорта к приему запрещенных препаратов, несмотря на высокую вероятность разоблачения и суровые кары? Не исключено, причина в том, что именно здесь спортсмены очень близки к потолку возможностей человеческого организма. Но тогда усилия должны быть направлены на снижение нагрузок, а не на ужесточение наказаний и поиск новых методов распознавания стимуляторов.
Ведь, как выясняется, даже развенчание легендарных чемпионов и бесконечная ревизия результатов прошлых лет не имеет принципиального значения ни для болельщиков велоспорта, ни для его спонсоров.