Участие 73-летнего француза в велогонке по ущельям Альп неожиданно закончилось не восхищением его внуков и правнуков, а скандалом. Возрастной спортсмен закончил гонку всего в трех минутах от победителя после крутого 10-километрового подъема, чем вызвал большие подозрения у организаторов соревнований. Как оказалось — неспроста. У пенсионера обнаружили технический допинг — он использовал велосипед с небольшим электромотором. Хоть это были и соревнования любителей, мошенника все равно отстранили и дисквалифицировали, так как это «механический допинг». А как в целом обстоит ситуация с подобными инцидентами?
73-летний пенсионер из небольшого французского города Прима живет необычайно активно для своих лет. Многие люди в возрасте не любят сидеть дома, но мало кто решается на сложные спортивные испытания. Тем более чтобы возглавлять собственный велоклуб! Тем не менее французская пресса даже не упомянула его имени. В целом это действительно не так важно. Гораздо интереснее тот факт, что, несмотря на свой почтенный возраст, дедушка показал неплохую скорость на местной гонке по предместью французских Альп в районе Ардеш. Он финишировал 16-м, проиграв чемпиону всего три минуты. Сначала его принялись поздравлять и восхищались, но затем обратили внимание на велосипед возрастного велогонщика. Как же ему удалось обойти более молодых соперников? Ведь всего в гонке участвовало аж 112 участников, большинству из которых нет и 30.
Трасса была непростой — больше 20 километров, из которых почти 12 — тяжелейшее восхождение на холм Коль-дю-Бенас. Неужели в таком возрасте реально показать столь выдающуюся динамику? Ответ кроется в особенном заднем колесе спортсмена. Хитрый француз спрятал во втулке небольшой моторчик, который помогал ему подниматься в гору. Мощность его относительно небольшая — всего 250 ватт, однако она сравнима с примерной силой среднестатистического взрослого мужчины. То есть таким способом пожилой мужчина увеличил свои возможности практически в два раза. Особенно важно иметь техническое преимущество в гонке на подъем, когда используются пиковые значения. Пока его соперники выдыхались уже на первых подступах к горе, немолодой велогонщик без особых проблем обходил полных сил студентов. Ему нужно было всего лишь крутить педали в привычном темпе без лишних усилий — все остальное за него делал мотор.
Конечно же, такое положение дел организаторов велогонки не устраивало, и они потребовали от нарушившего правила участника объяснений. Он ссылался на статус соревнований — это был любительский заезд без призовых и рейтинга. Люди выступали ради своего удовольствия, что делал и хитрый дедушка. Но выезжать в тяжелый подъем ему запретили врачи. Проконсультировавшись с медиками перед гонкой, ветеран решил использовать электровелосипед. Иначе ему грозила остановка сердца — по крайней мере такой вынужденной необходимостью мужчина объяснял свой «технический допинг». Удалось представить даже официальные бумаги, из которых выходило, что у спортсмена год назад уже был микроинфаркт. К тому же разница в возрасте и состоянии здоровья, по его мнению, всего лишь выравнивала шансы между ним и молодыми участниками. «Это всего лишь практика езды на велосипеде, из которой я выжал максимум», — рассказывал «допингер» местной прессе.
Кроме того, в официальных правилах велогонки запрет на использование мотора прописан не был. К тому же, по словам возрастного спортсмена, многие участники и один судья видели его байк незадолго до старта. Но никто не выказал недовольства и не запретил ему старт. Тогда почему же претензии высказываются после финиша? «Я совершил ошибку, которую признаю, но я сделал это сознательно. Потому что я предпочитаю механический допинг фармацевтическому», — сказал нарушитель напоследок, но организаторов мероприятия не убедил. В заявлении местного велосоюза говорится о дисквалификации дедушки и запрете дальнейшего участия в любых соревнованиях под своей эгидой. Правда, не до конца понятны правовые аспекты этого решения, ведь на подобных соревнованиях нет даже проверки на фармацевтический допинг. А если что-то не запрещено, то априори это должно считаться разрешенным.
Тем не менее в профессиональном спорте технический допинг в регламентах прописан, и за ним четко следят. В технических видах, таких как велоспорт, бобслей, сани и скелетон, автоспорт и мотоспорт, за средствами передвижения атлетов следят чуть ли не внимательнее, чем за самими спортсменами. И любые нарушения строго наказываются. Тем не менее инциденты с нарушениями правил все-таки происходят, пусть и намного реже, чем случаи применения классического допинга. Так, к примеру, в июле этого года 27-летний Стефано Станьи выиграл культовую гонку в Италии — Maratona dles Dolomites (Марафон в Доломитовых Альпах). Однако его быстро начали подозревать в мошенничестве, когда на кадрах с гонки заметили неестественное положение руля и педалей. Кроме того, показалось странным, что велосипед победителя стремительно убрали с финишной площадки, пока новый чемпион раздавал интервью.
И все же на этот раз доказать нарушения Станьи не удалось, а сам велогонщик все обвинения в свой адрес объяснял завистью конкурентов: «Италия — это страна, где те, кто прибывает на финиш 200-м, думают, что 199 человек впереди — читеры». Но надо понимать, что подозрения появляются неспроста. На гонках среднего и низшего уровня, особенно в Италии, неоднократно находили скрытые моторы в велосипедах. Правда, с каждым разом делать все это сложнее, и Международный союз велосипедистов прикладывает большие усилия по борьбе с этим явлением. Большой репутационной проблемой для UCI стал случай с бельгийской велогонщицей Фемке Ван ден Дрисше. Она участвовала в женской гонке U-23 на чемпионате мира по велокроссу в Зольдере в 2015 году. Неожиданно для всех она стала призером соревнований. Но после того как байк 19-летней спортсменки проверили специалисты, они в нем нашли скрытый мотор.
Результат — шестилетний бан от всех соревнований, аннулирование результатов за последние два года и 20 000 швейцарских франков штрафа. А также более жесткие проверки всех остальных в следующих гонках. И бесконечные обвинения и подозрения, которые теперь доходят даже до элиты мирового пелотона. Что уж говорить, если самого Тадея Погочара обвиняли в «особенном» велосипеде? Но чаще всего такие слова, брошенные на ветер, действительно зависть со стороны тех, кто без мотора догнать чемпиона не может.