Велошоссе

29 июля 2009, 07:14

Армстронг вернулся не для того, чтобы работать на Контадора

Как уже сообщал "СЭ", 7-кратный чемпион "Тур де Франс" покидает "Астану" и со следующего сезона будет выступать в новой, созданной специально для него команде RadioShack

Почему-то очень хочется начать с истории бокса. Дело было сто лет тому назад. А если точнее, то за сто лет до следующего "Тур де Франс" - летом 1910 года.

В профессиональном боксе впервые в истории безоговорочно царствовал тогда чернокожий тяжеловес - великий Джек Джонсон, чем вызывал (чернокожестью, конечно же, а не величием) страшное недовольство большинства американских любителей спорта. И поскольку никто из имевшихся в наличии белых боксеров справиться с сыном техасских рабов не мог, было решено вернуть на ринг не менее великого Джеймса Джефриса. Бывший чемпион был вполне себе белым, но проблема заключалась в том, что он был белым уже 35 лет, и за последние шесть не провел ни одного боя.

Тем не менее Джефриса назначили в Большие Белые Надежды, и ему пришлось срочно сбросить почти полцентнера веса, чтобы (цитирую его самого) "доказать, что белый человек лучше негра". Схватку Джонсона и Джефриса назвали "Боем века" (довольно-таки амбициозно, если учесть, что до конца века оставалось еще 90 лет), и в ней более сильный и подвижный Джонсон наголову разбил белую надежду Америки. Потеряв надежду, белая Америка выбросила полотенце и посадила Джонсона в тюрьму. Но это уже к делу не относится.

К чему все это было? Да просто нынешняя ситуация, сложившаяся в непростом мире шоссейных велогонок между Лэнсом Армстронгом и Альберто Контадором, здорово напоминает эту боксерскую балладу вековой давности. За вычетом, конечно же, расового аспекта. Испанца Контадора, понятно, никто не спутает с обладателем скандинавской крови (фамилия, данная Армстронгу при рождении, - Гундерсон), но все-таки хочется думать, что последние сто лет даром для нашего с вами мира не прошли. А вот в смысле стареющей легенды, вернувшейся после долгого отсутствия, чтобы низвергнуть воцарившегося преемника в битве века, - вполне себе.

Запланирована битва века на июль 2010-го - ровнехонько через сто лет после описанного выше бокса. Действующий победитель "Тур де Франс" Контадор и семикратный триумфатор "Большой петли" Армстронг больше не станут выступать в одной команде и сойдутся лицом к лицу. Трудно представить себе более принципиальный поединок. Остается лишь надеяться, что многочисленные фанаты обоих не станут устраивать погромов, как поклонники бокса сто лет назад. И что соперничество двух гигантов не разочарует. Впрочем, оно уже не разочаровывает.

О том, что между опытом и молодостью в команде "Астана" существуют недвусмысленные противоречия, было известно всем. Не скрывал этого и Армстронг, не отрицал этого и Контадор, резонно считавший лидирующую роль в команде своей, выстраданной и заслуженной. Что, собственно, и доказал. Ну а незадолго до конца многодневки Армстронг предсказуемо взорвал никого не удивившую пресс-бомбу: заявил, что уходит из "Астаны" и в следующем году будет представлять новую команду - RadioShack.

И если это раннее заявление кому-то показалось еще недостаточным нарушением командного этикета, то Лэнс добавил огня в минувшее воскресенье, не придя в парижский ресторан, где вся остальная "Астана" чествовала победу Контадора. Что в это время делал Армстронг? Пил вино в компании спонсоров своей будущей команды. Американец и не думал лукавить: он ясно дал понять, что прилежная работа на Контадора (а после 15-го этапа, когда испанец вырвался в лидеры, Лэнс сказал, что подчинится командной дисциплине и будет работать на него) - не то, ради чего он вернулся в "Тур".

Контадор был в этом году сильнее - это отрицать невозможно. Он действительно великий горный гонщик - возможно, он даже сильнее Армстронга, когда тот был на пике формы. Но открытым остается вопрос: а смог бы американец выиграть свой восьмой "Тур", имей он возможность готовиться к нему круглый год и будь у него партнеры, единственной целью которых было бы привезти Армстронга на первое место? Что ж, в следующем году у Лэнса будет команда его собственных прилежных работяг без персональных амбиций. У Альберто, думается, тоже. Не исключено, что скоро нас ждет великая битва за гонщиков. Вне всяких сомнений, нас ждет безумие в прессе. Оно, собственно, уже начинается.

Американские журналисты отмечают, что, несмотря на поражение на трассе, Лэнс выиграл у Альберто битву за внимание прессы и симпатии болельщиков. Французы, дико ненавидевшие Армстронга на пике славы, внезапно полюбили его "черненьким" - постаревшим, слегка потускневшим, опущенным с неба на землю. Мнения американских фанатов делятся между большинством, жаждущим крови, и меньшинством, которое предпочло бы, чтобы Лэнс ушел "совсем", дав дорогу молодым и не создавая вокруг себя пресс-вакханалий. Первые доказывают, что оптимально подготовленный Армстронг заставил бы Контадора глотать пыль из-под колес, вторые взывают к благоразумию и тому неоспоримому факту, что 37 лет в следующем году превратятся в 38.

В принципе если верить истории спорта, то логичнее выглядит последняя позиция. Время вспять не повернуть, и на смену старым легендам должны приходить новые. Тому же Джефрису после поражения напридумывали кучу оправданий, которым экс-чемпион в конце концов положил решительный конец, сказав: "Я бы ни за что не выиграл у Джонсона и в свои лучшие годы".

Но Армстронг, собственно, тем и велик, что никогда ни в грош не ставил логику, историю и остальные абстракции, не имеющие прямого отношения к кручению педалей. Так что схватка века-2010 совсем необязательно станет повторением схватки века-1910. И если Лэнсу суждено при этом снова потерять любовь французов, то он наверняка это переживет.