Дакар с Toyota

28 января 2018, 23:45

Кто это видел, тот не забудет никогда

ДАКАР-2018

"Дакар" как главное приключение современного мира

Какие могут быть планы на новогодние праздники у хорошо обеспеченного человека? Лыжный курорт? Пляжи с белым песком на Бали, где никто не слышал про снег и морозы? Круиз у берегов Флориды? Вариантов провести первые недели января в комфорте и неге – миллион. Тогда почему же сотни далеко не бедствующих людей вот уже 40 лет подряд находят для себя столь экстремальный, изматывающий, местами реально опасный, а главное – дорогой отдых, как участие в ралли-рейде "Дакар"?

Мы не только и не столько о профессиональных пилотах, для которых участие в гонках – это работа. Нет, мы о "частниках", обычных искателях приключений, которые, казалось бы, могли найти своим деньгам – а участие в "Дакаре" действительно очень и очень дорогое удовольствие – гораздо лучшее применение. Что заставляет человека разумного жертвовать временем, рисковать здоровьем, а то и жизнью, покидая привычную зону комфорта?

На этот вопрос более 40 лет назад ответил Тьерри Сабин, организатор первого "Дакара". Притяжение пустыни, когда человек оказывается один на один со стихией, невозможно описать словами. Это наркотик, который вызывает стойкое привыкание с первого же раза, причем чем выше риск, тем выше удовольствие от его преодоления.

Просто "Дакар" – это не только гонка, это еще и способ преодоления своих страхов, проверка собственных возможностей, шанс взглянуть на жизнь с другой стороны.

Завершившийся в прошлые выходные "Дакар"-2018 уже сейчас называют лучшим как минимум за последние два десятилетия. Грандиозный по своей сложности маршрут стал настоящим испытанием как физических, так и моральных качеств каждого из участников. Ну а для зрителей это была гонка, следить за которой сущее удовольствие.

Немного придя в себя после финиша, мы решили вспомнить, как разворачивались события в каждом из пяти классов "Дакара"-2018.

МОТОЦИКЛЫ

ПОВОРОТ НЕ ТУДА

Недаром еще с 1980-х годов мотоциклистов называют "рыцарями пустыни". Бесстрашию и храбрости этих парней (а порой и девушек) позавидуют и те, кто не раз преодолевал "Дакар" за рулем автомобиля. Мотоциклист выходит на дуэль с пустыней один на один. У него нет ни подсказок штурмана, ни ремней безопасности, ни защитного каркаса… Недаром же количество травм, повреждений и, увы, фатальных инцидентов в двухколесном классе гораздо больше, чем во всех остальных.

К счастью, "Дакар" обошелся без трагических новостей, но сложнейший маршрут гонки выбивал из седла даже самых опытных и стойких.

Уже на четвертый день ралли-рейда сошел один из главных фаворитов зачета мотоциклистов Сэм Сандерленд. Британский пилот KTM, победитель "Дакара"-2017, успел выиграть два из трех стартовых участков ралли-рейда и уверенно возглавлял общий зачет. Но затем было неудачное приземление, травма спины, и теперь все помыслы Сэма только о скорейшем восстановлении.

В дальнейшем сражение за первое место превратилось в настоящий триллер. Представьте, к десятому этапу первых шесть мотогонщиков разделяло меньше 10 минут! Еще трое отставали от лидера меньше чем на полчаса. Вот это да!

Развязка же этого противостояния оказалась неожиданной.

На этапе Сальта – Белен сразу шесть пилотов из числа фаворитов ошиблись с навигацией и в буквальном смысле свернули не туда, что в пустыне, как понимаете, совсем нетрудно. В лидеры же вышел самый внимательный – гонщик заводской команды KTM Маттиас Валкнер.

Серебряный призер прошлогоднего "Дакара" в дальнейшем ошибок не совершал и на финише в Кордобе стал первым австрийцем, которому удалось одержать победу в легендарном ралли-рейде.

КВАДРОЦИКЛЫ

НЕУДАЧА КАРЯКИНА

Еще сравнительно недавно квадроциклы считались подгруппой мотоциклетной категории, но начиная с 2009 года эти машины вывели в отдельный зачет. С тех пор равных здесь нет спортсменам, представляющим марку Yamaha.

Нам же особенно приятно, что настоящей мировой знаменитостью в гонках квадроциклов стал россиянин Сергей Карякин. В прошлом году он сенсационно выиграл "Дакар", попутно одержав победы на трех этапах и опередив на финише записного фаворита чилийца Игнасио Казале более чем на час.

Накануне "Дакара"-2018 именно Карякина и Казале называли главными фаворитами. Чилиец, будто памятуя о прошлогоднем поражении, сразу же взял бешеный темп и вышел в лидеры.

Карякин, закрепившийся на второй позиции, и бровью не повел: "Я именно в такой ситуации, в какой и хотел бы находиться. Предпочитаю сохранить силы для атаки на вторую неделю гонки".

Увы, расчетам Сергея не суждено было сбыться.

В блестящем стиле выиграв четвертый этап, на следующий день Карякин упал незадолго до финиша и сломал руку. До чего обидный сход!

В отсутствие главного конкурента из России Казале без проблем довел дело до логического завершения, став уже двукратным триумфатором "Дакара".

Экипаж Карлоса Сайнса.
Экипаж Карлоса Сайнса.

АВТОМОБИЛИ

СУПЕРСКОРОСТЬ АЛЬ-АТТИЯ

Противостояние Toyota и Peugeot вот уже третий год подряд самая яркая и привлекательная афиша "Дакара". Гонка была вдвойне важна для французской команды. Еще до старта в Peugeot объявили, что этот "Дакар" – последний для команды. Представляете, как "львам" хотелось отличиться напоследок!

Но планы Peugeot едва не разрушил лидер Toyota Gazoo Racing Нассер Аль-Аттия. Не будет преувеличением назвать катарца на прототипе Toyota Hilux самым быстрым пилотом "Дакара". На счету Нассера четыре выигранных этапа – больше, чем у кого бы то ни было. Столь же справедливым будет утверждение, что и не везло ему сильнее, чем многим…

Для начала пилот Toyota Gazoo Racing захватил лидерство уже на стартовом этапе "Дакара", но потом разыгралась драма. Вскоре после старта второго дня штурман Нассера – Мэттью Бомель почувствовал сильное недомогание прямо во время спец­участка. Аль-Аттия пришлось несколько раз останавливаться, чтобы помочь напарнику.

Затем был вновь идеальный день: в коварных перуанских песках этапа между Писко и Сан-Хуан-де-Маркона Нассер и поправивший здоровье Мэттью вновь оказались лучшими и вернули лидерство в общем зачете. Пришел четвертый день гонки и вместе с ним очередная черная полоса. Несколько проколов плюс время, потерянное в песчаных ловушках, – и вот катарец откатывается сразу на три позиции назад...

В дальнейшем, впрочем, Нассер только прибавлял, а его итоговое второе место, учитывая все приключения, – более чем достойный результат.

Сразу после финиша обладатель Кубка мира по ралли-рейдам четко очертил уровень своих амбиций: "В следующий раз мы обязаны победить, и точка!"

S X S (SIDE BY SIDE)

БРАЗИЛИЯ – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ФУТБОЛ

Начиная с прошлогоднего "Дакара" квадроциклы с рядным расположением водительского и пассажирского кресла, а также управлением, аналогичным автомобилю, – руль и педали – выведены в отдельную категорию. Зачет полноприводных моделей с максимальным объемом двигателя не более 1 литра пока покоряется только бразильцам. Если в 2017-м победу праздновал экипаж Леандру Торрес/Луривал Ролдан на Polaris, то в этот раз первенствовали Рейнальду Варела/Густаву Гужельмин (Can-Am). И кто говорит, что Бразилия сильна лишь футболистами?

КамАЗ Эдуарда Николаева.
КамАЗ Эдуарда Николаева.

ГРУЗОВИКИ

ДОМИНИРОВАНИЕ КамАЗа

Перед стартом гонки в категории большегрузов специалисты задавались лишь одним вопросом: "Сможет ли кто-то навязать борьбу российским КамАЗам?"

Что ж, утвердительный ответ на этот вопрос смог дать экипаж аргентинца Федерико Вильягры. На протяжении большей части дистанции пилот IVECO наблюдал за лидером – Эдуардом Николаевым – будто из засады, а в нужный момент бросился в атаку. Когда участники "Дакара"-2018 переместились в Аргентину, IVECO Вильягры буквально за два этапа "съел" почти часовое преимущество КамАЗа пилота из Набережных Челнов, невовремя столкнувшегося с техническими проблемами, и вышел в лидеры.

Однако на предпоследнем этапе гонки, когда фаворита-россиянина и претендента-аргентинца разделяла всего-навсего секунда, на IVECO Вильягры не выдержала коробка передач...

Так Николаев выиграл уже свой третий "Дакар", а для КамАЗа этот успех стал восьмым за последние десять лет. Доминирование.

Конечно, нельзя не отметить и замечательный прогресс команды МАЗ – экипаж Сергея Вязовича в итоге занял второе место. Третья же строчка пьедестала осталась еще за одним КамАЗом – экипажа Айрата Мардеева.

Михаил МЕДВЕДЕВ