12 июля, 19:15
Пока Международный олимпийский комитет (МОК) отстраняет россиян от Олимпиады без каких-либо внятных оснований, ВАДА продолжает отсеивать спортсменов разных стран за нарушение антидопинговых правил. Впрочем, к этим правилам и отстранениям за их нарушение также есть множество вопросов. Не всегда загрязненная проба говорит о том, что спортсмен намеренно шел на обман системы. По крайней мере, на своей невиновности настаивают многие. Но единицы идут в борьбе за справедливость до конца. Среди таких — суринамец Иссам Асинга, который требует призвать к ответу производителя энергетика, в составе которого были запрещенные вещества.
19-летний Иссам Асинга — один из самых перспективных спринтеров наших дней. Он невероятно хорош уже сейчас. Выбегает сотку из 10, двухсотку из 20 — учитывая общее падение уровня мирового спринта, шансы на олимпийскую медаль при удачных раскладах совсем не теоретические. Только вот спортсмен, некогда побеждавший самого Ноа Лайлса, на Олимпиаде в Париже не выступит. В мае этого года Асинга был дисквалифицирован на четыре года за положительный результат допинг-теста. В его пробе были обнаружены следы эндуробола GW1516. Тест он провалил еще в августе 2023-го, однако только в начале этого года результатами заинтересовался Отдел по обеспечению честности легкой атлетики (AIU), который и возбудил против спортсмена дисциплинарное дело. Для легкоатлета, еще недавно выдававшего на сотке 9,83, это трагедия.
Однако Иссам настаивает на своей невиновности. Он уверен, что запрещенный препарат мог содержаться только в жевательных конфетах Gatorade Recovery Gummies, которые ему передала PepsiCo в рамках рекламной акции. И Асинга не собирается оставлять этот факт безнаказанным. Беспрецедентный случай — он подает иск против PepsiCo с требованиями возместить ему финансовый и репутационный ущерб, который вызван дисквалификацией. Дело принял на рассмотрение Южный судебный округ Нью-Йорка, ведь несмотря на то, что юноша представляет Суринам, родился и живет он в США. Выступать за латиноамериканскую сборную он решил, продолжая дело отца, который участвовал сразу в трех Олимпийских играх именно как суринамский атлет и даже был знаменосцем Суринама на Играх 1996 года в Атлантефото.
Спустя 10 лет после тех Игр именно в Атланте родился и Иссам. Правда, детство провел в Замбии, на родине своей матери. Тоже легкоатлетки и тоже спринтерши. Поэтому больших вариантов, кем станет маленький Асинга, не было — с такими родителями судьба практически предрешена. Чемпионские гены и наставничество родителей быстро дали результат. Уже в 10 лет Иссам начал показывать выдающиеся результаты. В 14 бегал на уровне олимпийских нормативов, а с 16 стал выступать вместе с топами. Пиком карьеры стал 2023-й, когда Асинга выдал личные рекорды и вошел в компанию мировых звезд. Разрушила мечту о великом спортивном будущем допинговая дисквалификация. И так как попытки оспорить сам факт дисквалификации Иссаму не удались, он решил действовать иначе — и давить на передавшего ему злосчастные конфеты Gatorade и головной офиc PepsiCo.
Иссам выдвинул против пищевого гиганта многомиллионный иск. Он требует от компании признать ошибку, ведь в питании для атлетов не должно быть никаких запрещенных кодексом ВАДА веществ. Или как минимум тех веществ, которые не указаны в составе. Однако, несмотря на то что на продукте было написано, что он полностью сертифицирован для профессионального спорта, лабораторный тест показал наличие в конфетах того самого эндуробола GW1516. С тех пор компания Gatorade прекратила выпуск жевательных конфет с анаболическим агентом, однако о судьбе пострадавшего Иссама не позаботилась. Наоборот, по мнению адвокатов, компания занимается черным пиаром и пытается выставить спринтера как обманщика. Хотя совсем недавно PepsiCo делала из суринамца лицо фирмы и называла его молодым атлетом года.
Историй, когда спортсмены страдали из-за нечаянно попавшего в организм вещества из различных продуктов, масса. Но вот прецедентов, когда производитель нес за это ответственность, раньше не было. Так что за делом Иссама наверняка будет пристально следить вся индустрия. Ведь в случае его победы многие правила игры резко изменятся.