Допинг
23 октября 2019, 11:30
Палата представителей США приняла законопроект об уголовной ответственности за допинг, названный именем бывшего руководителя Московской лаборатории Григория Родченкова.
— Сегодня мы вошли в историю, борясь за идеалы чистого спорта и всего, что за этим стоит, — сказал Родченков на заседании американского парламента.
Абсурд или сюрреализм — называйте как хотите — но человек, который признался в сотнях нарушений антидопинговых правил, сейчас действительно становится символом «чистого» спорта. Закон, названный его именем, в случае окончательного принятия, навсегда изменит облик Олимпиад, чемпионатов мира и вообще всех более или менее крупных соревнований. Отныне все допинговые мошенники будут ходить под угрозой тюремного заключения или миллионных штрафов. Где бы они ни находились и на какой территории бы ни совершали свои преступления.
Кстати, сам Родченков — классическая жертва нового закона. Если бы закон в США был принят до 2015-го, на момент, когда в Московской лаборатории совершались все преступления, Родченков сел бы в тюрьму на много лет и еще заплатил бы штраф в размере до миллиона долларов. И вот почему.
Закон Родченкова позволяет американским властям привлекать к гражданской или уголовной ответственности любых граждан или организации, включая иностранные. Причиной является участие в допинговых сговорах с коммерческой выгодой: то есть важно не просто доказать, что кто-то употреблял или распространял допинг, а именно факт сговора нескольких лиц или структур, которые на этом зарабатывали. Также обязательно, чтобы соревнование:
- проводилось на территории США;
- или в нем участвовали американские спортсмены;
- или имело американских спонсоров или броадкастеров.
Например, спортсменка А договорилась с тренером Б о том, что они будут употреблять допинг при подготовке к чемпионату мира. Благодаря этому, А выиграла, а некая американская спортсменка осталась второй. Когда допинг-проба А даст положительный результат, или ее разоблачат каким-то иным способом, спортсменка встанет перед угрозой не просто дисквалификации. Ее будут судить на территории США и приговорят к наказанию вплоть до 10 лет тюрьмы и штрафа в миллион долларов. В зависимости от тяжести нарушения, изощренности сговора и полученной ей нечестным путем выгоды.
Почему? Потому что она лишила американскую спортсменку бесценных мгновений победы. Обманула американских телезрителей и спонсоров, которые повесили свой логотип на форме у преступницы. Украла чужую медаль, призовые и, в конце концов, славу. Нанесла ли она этим ущерб американским гражданам? Безусловно. Так вот теперь, благодаря закону Родченкова, таких обманщиков смогут призвать к ответу.
— Спорт и международные соревнования очень дороги мне и людям по всему миру. Я очень благодарен тому, что благодаря этому закону, люди получат свое гарантированное право на чистый спорт, — это еще одна цитата Родченкова с заседания американского парламента.
Кстати, в новом законе отдельно прописан механизм защиты информаторов — то есть тех, кто своими показаниями помогает вскрывать допинговые сговоры.
В отличие от Родченкова и американского антидопингового агентства USADA, МОК и даже ВАДА ликовать по поводу нового закона пока не спешат. Проблема в том, что если он будет принят, американские власти получат уникальное право вмешиваться в проведение соревнований по всему миру. Ведь американские спонсоры либо участники есть практически на любом сколько-нибудь значимом старте.
До сих пор эксклюзивное право на регуляцию допинговых скандалов имели только МОК, ВАДА и Спортивный арбитражный суд. Это стабильная и устоявшаяся годами схема. Не совсем понятно, что будет, если туда вмешается еще и американская судебная система со всеми ее особенностями.
Как, например, американцы будут добиваться экстрадиции нужных им персонажей из других стран? Смогут ли бывшие допинговые мошенники, уже отбывшие наказание, участвовать в соревнованиях на территории США и союзных держав? Или, например, нашему биатлонисту Александру Логинову лучше не рисковать и на этапах Кубка мира больше не появляться?
В общем, вопросов пока очень много. Но и закон еще окончательно не принят — теперь он будет представлен на рассмотрение Сенату и затем — президенту Трампу. Но факт в том, что эпопея с законом Родченкова, которая еще год назад казалась обыкновенным пиар-ходом, стремительно становится реальностью.