В уходящем году слово "допинг" снова не сходило с топа повестки дня. Громких историй было, хоть отбавляй: от двух кошмарных случаев с россиянами во время Олимпийских игр в Пхенчхане до парадоксальной дисквалификации легендарного американского пловца Райана Лохте.
Автором самой шокирующей допинговой истории года стал керлингист Александр Крушельницкий. Сначала вместе с супругой Анастасией Брызгаловой они выиграли первую в нашей истории олимпийскую медаль – бронзу в миксте. Иностранная пресса сравнивала яркую Брызгалову с девушкой Бонда, а самого Крушельницкого называли секретным агентом. Спортсмены мигом из никому не известных представителей странной дисциплины превратились в мировых суперзвезд. На старте Олимпиады именно они стали лицом всей нашей команды, выступавшей в Пхенчхане в статусе "олимпийских атлетов из России".
Сложно описать потрясение, когда пришла новость: в пробе Крушельницкого, взятой уже во время Игр, был обнаружен мельдоний. Это похоже было на насмешку судьбы: препарат, чуть было не похоронивший карьеры десятков россиян, вдруг всплыл спустя год с лишним после скандалов. Не слышать о том, что мельдоний запрещен, будучи российским спортсменом, невозможно. Скандалы были такими громкими, что в курсе даже домохозяйки. Тем более странно принимать его в керлинге, где препараты в принципе не нужны, да еще и во время Олимпиады.
Все признаки указывали на то, что что-то тут нечисто. Крушельницкий сразу сказал, что препарат подсыпали – сам он ничего не принимал. Однако даже спустя почти год расследование не выявило злоумышленников. Во многом из-за этого случая, национальный флаг на закрытии Игр в Пхенчхане наша команда так и не получила. А спортсмен, который не смог предоставить никакой внятной версии, недавно получил четыре года дисквалификации.
Еще один допинг-случай с Олимпийских игр в Пхенчхане. Бобслеистка Надежда Сергеева попалась на триметазидине – запрещенном стимуляторе, во многом похожем по свойствам на мельдоний. Именно после этого стало очевидно: никакого флага на закрытии Игр наша команда не получит.
В отличие от Крушельницкого, Сергееву руководство нашего спорта защищать не стремилось. Напротив, руководитель ФМБА Владимир Уйба заявил, что якобы спортсменка незаконно получила медицинский допуск на Игры, имела давние проблемы с сердцем и препарат ей дала мама, которая как раз работает в кардиологическом центре.
Сергеева обвинения встретила с возмущением и даже собиралась подать на Уйбу в суд за клевету. Международные инстанции, как ни странно, встали на сторону спортсменки. Бобслеистка сумела доказать, что примесь триметазидина была в одной из разрешенных добавок, которые она принимала. Ей удалось полностью избежать дисквалификации, и сейчас Сергеева снова выступает на международных соревнованиях.
Американец Коди Маккензи стал первым в мире спортсменом, кто обвинил допинг-офицера в сексуальных домогательствах. Боец рассказал, что один из бравших у него пробу сотрудников якобы размахивал перед ним своим половым органом.
– Представители Атлетической комиссии штата Невада заявили, что не позволят мне выйти на поединок, – заявил Макензи. – Я пошел в ванную и налил воду в чашку. Но они настаивали, чтобы я мочился при них. Один из членов комиссии достал свой пенис и начал махать им, двигаясь в мою сторону. Он кричал: "Смотри, это не так уж сложно". Я ему говорю: "Чувак, это уже чертовы сексуальные домогательства, ты не можешь так поступать". Там были пять или шесть свидетелей.
Но даже свидетели не спасли Макензи. Тот допинг-тест он провалил и получил четыре года дисквалификации.
История, которая не успеет закончиться в этом году и станет определяющей уже в 2019-м. В сентябре наше антидопинговое агентство РУСАДА было восстановлено в правах и получило возможность беспрепятственно осуществлять тестирование, как любое другое агентство в мире. Это означало фактически конец каких-либо санкций против российского спорта и подводило черту под тремя годами гонений.
Однако ВАДА поставило условие: чтобы не потерять соответствие, Россия должна до 31 декабря выдать опечатанную электронную базу данных из Московской лаборатории. На календаре уже конец года, а база до сих пор не передана – по причинам, которые, во всяком случае со стороны, кажутся надуманными. Если чуда под Новый год не произойдет, последствия для России могут быть катастрофическими. Несоблюдение договоренности с ВАДА грозит полной изоляцией и разрывом отношений.
12-кратный призер Олимпийских игр, одна из легенд мирового плавания американец Райан Лохте заслужил номинацию на "самую дурацкую дисквалификацию года". В мае Лохте опубликовал в своем Инстаграме фотографию, где он сидит под капельницей и получает инъекцию "витаминов". Все было бы прекрасно, вот только любые внутривенные инъекции запрещены, даже если речь идет о какой-нибудь глюкозе.
В итоге, Лохте получил от Американского антидопингового агентства 14 месяцев дисквалификации. Тот самый пост он удалил почти сразу, но это не спасло. Теперь американец сможет выйти на старт только в июле 2019-го. И это почти точно означает конец великолепной карьеры.
Чемпионат мира в России – слишком знаковое событие, чтобы обойтись совсем без допинг-скандалов. И если уж настоящего скандала не случилось, мировая пресса попыталась его придумать.
Немецкое издание Bild опубликовало статью с кадрами, как наши футболисты в перерыве матча против сборной Хорватии нюхают некие ватные тампоны. На них был нашатырный спирт. Журналисты утверждали, что якобы это вещество способствовало небывалому успеху российской команды, так как улучшает координацию и повышает скорость реакции.
Врач нашей сборной Эдуард Безуглов назвал обвинения нелепыми. Нашатырь действительно применяется в спорте с незапамятных веков. А в некоторых видах, вроде тяжелой атлетики, нюхнуть нашатыря перед выходом на помост – это обычное дело. Вещество не запрещено и никогда не входило даже в расширенный список препаратов, которые можно назвать допинговыми. И скандал в иностранных СМИ в этом смысле ничего не изменил.
Парадоксальная история лучшего российского прыгуна в высоту, скорее всего, закончится трагически. И винить Лысенко в этом некого, кроме самого себя.
В середине лета 21-летний легкоатлет имел лучший результат сезона и должен был ехать на чемпионат Европы в статусе главного фаворита. Однако буквально за несколько недель до отъезда пришла шокирующая новость: Лысенко отстранен международной федерацией за три пропущенных допинг-теста в течение года. Оказалось, что парень просто не заполнял на специальном сайте информацию о своем местонахождении. Поэтому допинг-офицеры не могли его найти и взять внесоревновательные пробы.
Сам спортсмен утверждает, что просто не разобрался в системе и забывал регулярно вносить данные. Скорее всего, это правда: специально прятаться от допинг-контроля таким образом просто глупо, ведь наказание неминуемо. Вопрос, почему ни личный тренер, ни менеджер, ни федерация не вмешались в процесс. Хотя предупреждения, что ситуация ненормальна и будет дисквалификация, Лысенко получал.
Теперь получается, что один из самых талантливых российских спортсменов, чемпион мира в помещениях, может по собственной глупости получить два года дисквалификации. И это будет полный крах для него и нашей легкой атлетики в целом.
Биатлон пошел вслед за легкой атлетикой по пути разоблачения предыдущего руководстваи борьбы с коррупцией полицейскими методами. Экс-президент Международного союза биатлонистов (IBU) Андерс Бессеберг сейчас находится под следствием в Австрии и начал давать показания. Некоторые из них весьма неприятны для нас. Например, якобы взятки давал один из бывших руководителей российского биатлона, четырехкратный олимпийский чемпион Александр Тихонов.
На деле, разоблачение Бессеберга пока привело к тому, что допинговые обвинения были выдвинуты против нескольких российских биатлонистов, в том числе олимпийских чемпионов Светланы Слепцовой и Евгения Устюгова. Новым президентом IBU стал швед Олле Далин, который пока занимает по отношению к нам нейтральную позицию. Россия до сих пор не имеет права принимать в биатлоне международные соревнования, и в ближайшие четыре года наша страна точно не увидит этапов Кубка мира.
Метательница молота Татьяна Качегина попалась на употреблении сразу четырех (!) запрещенных препаратов. В ее допинг-пробе были обнаружены два анаболических стероида – станозолол и туринабол, а также гормон роста и мельдоний. Такого сумасшедшего коктейля в ХХI веке не находили, пожалуй, еще ни у кого.
Тем более удивительно, что при всем этом наборе результаты Качегиной еле дотягивали до норматива мастера спорта. Она пыталась восстановиться после травмы и боролась в лучшем случае за попадание в сборную. О выдающихся хотя бы по меркам страны бросках там даже речи не шло.
Как это часто бывает, авторов химического набора, который принимала Качегина, не нашли. Оба тренера, работавшие со спортсменкой, категорически отрицают свою вину. Крайней сделали саму Татьяну, которая теперь получила четыре года дисквалификации.
Австрийская полиция, возможно, хотела, как лучше, а в итоге спровоцировала самого звездного нашего биатлониста современности Антона Шипулина завершить карьеру. В декабре полицейские провели допрос Шипулина, а также еще десятка наших спортсменов и сотрудников команды, по обвинению в допинге во время чемпионата мира 2017 года в Хохфильцене. Якобы россияне прибегали к запрещенным переливаниям крови, а руководство Международного союза биатлонистов их прикрывало.
Впоследствие выяснилось, что никакой доказательной базы под этими обвинениями нет. Вмешательство наших дипломатов из посольства привело к тому, что пыл австрийских полицейских поутих. Спортсмены беспрепятственно покинули страну и продолжают выступать.
Однако Шипулина, который и так пропустил Олимпийские игры в Пхенчхане по непонятной причине, новые обвинения ввергли в депрессию. Антона можно понять: сначала без объяснений не пускают на Олимпиаду, а теперь еще и пытаются обвинить непонятно в чем и поставить крест на карьере. В итоге, биатлонист решил не мучить себя больше и объявил об уходе из спорта.