Статьи
Статьи

Допинг

11 октября 2017, 13:45

Как Россию пустят в Пхенчхан. Ждать осталось недолго

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Международный олимпийский комитет (МОК) объявил о завершении перепроверок проб российских спортсменов, взятых на Олимпийских играх 2010 года в Ванкувере и 2014 года в Сочи. Теперь процесс официального допуска сборной России до Игр-2018 выходит на финишную прямую

Сухая арифметика из отчета МОК: были перепроверены 70 процентов проб мочи (1195 из 1710), хранящихся с Олимпиады-2010 в Ванкувере. В их число попали пробы всех медалистов, а также всех российских спортсменов. Положительный результат дали только три пробы, причем все они принадлежат одному и тому же спортсмену. Является он призером Олимпиады, россиянином или и тем, и другим – неизвестно. Но перелопатить 1195 проб, чтобы поймать единственного нарушителя – это сильно. И лишний раз подтверждает тот факт, что на Олимпиаде поймать на допинге можно только отъявленных безумцев. А абсолютное большинство допинговых преступников выводят следы запрещенных веществ из своего организма задолго до приезда в олимпийскую столицу.

МОК также завершил проверку всех 254 проб, которые были сданы российскими олимпийцами в 2014 году в Сочи. Результаты этой перепроверки не сообщаются, но с высокой долей вероятности можно предположить, что все пробы "чистые". Во-первых, по причине, указанной выше. А во-вторых, если поверить в правдивость версии беглого главы Московской лаборатории Григория Родченкова о подмене, то пробы уже были вскрыты и заменены на "чистые". Искать там запрещенные препараты бессмысленно, но МОК был обязан это сделать, хотя бы по формальным соображениям.

Хорошая новость для России – в том, что параллельно с перепроверками МОК создал новую рабочую группу, куда вошли представители международных федераций по зимним олимпийским видам спорта и пяти национальных антидопинговых агентств: США, Великобритании, Канады, Японии и Дании. Эта группа уже подготовила рекомендации по внесоревновательному тестированию спортсменов из группы риска, с особым акцентом на Россию. То есть накануне Пхенчхана российских "зимников" будут тестировать чаще, чем кого-либо еще.

С позиции МОК, странно было бы сейчас тратить силы и деньги на организацию такого тестирования, если бы решение отстранить россиян от Игр уже готово. Значит, в том или ином виде наших спортсменов все-таки хотят видеть в Корее. Теперь вопрос только, в каком формате и составе.

ЛЫЖНИКАМ ОСТАЛОСЬ ЖДАТЬ МАКСИМУМ ТРИ НЕДЕЛИ

Первыми свой вердикт наверняка услышат лыжники Александр Легков, Евгений Белов, Максим Вылегжанин, Алексей Петухов, Евгения Шаповалова и Юлия Иванова. Срок их временного отстранения международной федерацией заканчивается 31 октября. Если в оставшиеся три недели новых доказательств против спортсменов не появится, они получат право выступать без ограничений. Таков был вердикт Спортивного арбитражного суда в Лозанне (CAS).

Впрочем, всерьез рассчитывать на вариант с молчанием не приходится. Комиссия МОК под руководством Денниса Освальда занимается научными исследованиями, которые должны доказать факт вскрытия пробирок на Играх в Сочи. Что методика уже найдена, Освальд сообщил на сессии МОК в Лиме.

Вероятный сценарий выглядит так: в оставшиеся недели (не исключено, что в самый последний момент) Освальд пришлет спортсменам и в Олимпийский комитет России официальные обвинения. Решений о дисквалификации не будет, их просто не успеют вынести. Но даже просто появления новых доказательств может быть достаточно для международной федерации, чтобы продлить срок отстранения.

Спортсмены затем смогут снова апеллировать в CAS, ответят на обвинения. Но ситуация, при которой Освальд промолчит и просто позволит им начиная с 31 октября выступать, кажется крайне маловероятной.

ЗАТЯЖКА ВРЕМЕНИ ВЫГОДНА РОССИИ

На сессии в Лиме Освальд обещал завершить рассмотрение всех дел, связанных со вскрытием пробирок, до конца года. Прямо сейчас верится в это с трудом. Ведь каждое дело, по идее, должно тянуться несколько месяцев: спортсмену сначала присылают обвинение, потом он на него письменно отвечает, потом назначаются слушания в МОК, и лишь затем выносится решение. Учитывая, что дела будут крайне сложные, и доказать царапины на пробирке и причастность к ним спортсмена (это вам не автоматом дать четыре года за положительную пробу) – стоит ждать затяжки. Сложно сказать, на сколько, но будем надеяться, управятся хотя бы до старта Игр в Пхенчхане.

Председатель второй комиссии МОК Самуэль Шмид, который занимается исследованием системы покрывательства допинговых нарушений в России, вообще не торопится. В Лиме он на полном серьезе заметил, что постарается закончить до Пхенчхана. Это расходится с риторикой президента МОК Томаса Баха, который сначала обещал принять окончательное решение по России в октябре, потом – хотя бы до конца осени.

Теперь получается, что не факт, что управятся даже до конца зимы. Трудно сказать, связано это со сложностью подбора доказательной базы или чем-то еще. Но для России такая затяжка времени – хороший знак. Решение по участию наших спортсменов в Олимпиаде будет приниматься в цейтноте и прямо накануне старта Игр, примерно как было в 2016-м году перед Рио. Тогда Бах не пошел на кардинальные меры, во многом потому, что для их обоснования не оставалось времени.

Возможное неучастие России в Играх в Пхенчхане способно полностью перекроить сам ход Олимпиады: от планирования мест в олимпийской деревне до составления сетки и приглашения запасных команд в хоккее или керлинге. Чем меньше времени будет до старта Игр, тем сложнее будет это все реализовать. Поэтому пока время играет на нас.

19