Допинг
20 мая 2020, 10:25
Национальная премия под названием Egebergs в Норвегии очень престижна. Она вручается аж с 1919 года. Этот приз получают спортсмены, которым удается совмещать два и более видов: один на высочайшем уровне, а второй хотя бы на любительском. Этим, собственно, и продиктован выбор Йохауг. В 2019-м она не только выиграла три золота на лыжном чемпионате мира, но и стала чемпионкой страны в беге на 10000 метров. Причем с этим забегом связана целая история: Йохауг выступала в обычных кроссовках, а не в шиповках, и при этом сумела опередить всех легкоатлетов. Если бы не пандемия, в августе в Париже Йохауг собиралась принять участие в чемпионате Европы по легкой атлетике. И там у норвежки с ее результатом были бы шансы на медаль.
Получается, что более идеального кандидата для этой премии даже придумать невозможно. Но есть «но»: обладатель премии Egebergs должен быть еще и «ролевой моделью, примером для подрастающего поколения». А может ли быть примером спортсменка, которая недавно отбыла допинговую дисквалификацию?
Йохауг для Норвегии — это примерно как биатлонист Логинов для России. Герой нации, которого несправедливо обижают злобные иностранцы. Разница только в том, что Тереза подробно рассказывала об обстоятельствах своей дисквалификации. Но верят в эти объяснения не все. Точнее, большинство норвежцев верят и продолжают восхищаться талантом Йохауг. С остальным миром сложнее: не всем кажется убедительной версия, что анаболики попали в организм Терезы вместе с бальзамом для губ. «Кандидат должен быть ролевой моделью базовых ценностей спорта», — говорится в описании премии, которую получит Йохауг. Соответствует ли этому критерию спортсменка, которая недавно отбыла полтора года дисквалификации? Руководство норвежской лыжной федерации уверено, что да.
— Мы понимаем, что кому-то это может не понравиться, но мы взвесили все критерии, — заявил в интервью TV2 глава федерации Эрик Ресте. — На обоих судебных заседаниях было доказано, что Тереза приняла допинг по ошибке. Мы считаем, что она является хорошим кандидатом на получении премии, и не только за спортивные достижения, но и за участие в различных благотворительных проектах.
С президентом согласны не все. Например, комментатор NRK Ян Петтер Салтвельд пишет: «Намеренно или нет, но Йохауг допустила тяжелейшее нарушение и получила одно из самых жестких наказаний, какие когда-либо давали норвежским спортсменам. Мы не утверждаем, что она непременно обманщица или допингер — но она человек, которого обвинили в допинге. Поэтому она не может получить такой престижной премии».
История с номинацией Йохауг показательна и для России, и вот почему. 2020-й год хоть и не задался с самого начала, но точно подойдет к концу. И уже ближайшей зимой придет время вручения различных национальных премий — по линии Минспорта, Федерации спортивных журналистов и других. Одним из главных кандидатов должен стать биатлонист Александр Логинов. Человек, который в прошлом сезоне стал чемпионом мира, заработал еще одну медаль, и в целом среди «зимников» имеет одни из самых заметных результатов. Но вот вопрос: получит ли Логинов хоть одну номинацию?
Теоретически нам ничто не мешает вручить ему приз. А в случае чего указать на пример той же Йохауг. Но есть и другие примеры: например, в США спринтер Джастин Гэтлин не получает никаких призов, кроме непосредственно заработанных на дорожке. И в целом крайне непопулярен из-за своего допингового прошлого.
Готового решения для этой дилеммы — награждать или нет — судя по всему, нет. Если, скажем, назначение допингеров на государственные должности в период дисквалификации — безусловное зло, то в случае с премиями однозначного запрета не существует. После того, как тот или иной спортсмен отбыл свой срок наказания, он имеет полное право как участвовать в соревнованиях, так и становиться Лучшим спортсменом страны и так далее. Собственно, одно без другого не бывает.
Наверное, тут пришло время для ВАДА, или хотя бы для национального законодательства, расставить акценты. То есть либо прописать в кодексе, что после завершения срока дисквалификации спортсмен становится полноправным участников турниров и буллинг в любой его форме запрещен. Либо, наоборот запретить присуждать бывшим допингерам любые призы, кроме непосредственно спортивных.