13 ноября 2009, 09:08

Сергея Нефедова – в президенты!

Елена Лалетина побеседовала с чемпионом России по альпинизму Сергеем Нефедовым из Петербурга, который предлагает ряд очень интересных идей по реорганизации альпинистской работы. В частности, он думает о том, чтобы баллотироваться в президенты Федерации альпинизма и скалолазания Санкт-Петербурга…

- Сергей, ты хочешь баллотироваться в президенты (председатели правления) Федерации альпинизма Петербурга?

- Да.

- Чем тебя привлекает эта работа?

- Я хочу получить опыт в организации общественной структуры. Выстроить структуру эффективную, прозрачную, понятную и полезную, опирающуюся на людей, которые будут активно двигаться к целям (даже если сейчас я этих людей лично не знаю). В области, которая мне очень интересна.

- Если будет в правлении человек из "старой гвардии", найдете ли вы общий язык?

- Важен не возраст, а способность работать и быть эффективным.

- Если человек провел в правлении два-три года и более, он уже привык воспринимать окружающее определенным образом…

- Поэтому меня нисколько не смущает, что я не был ни на одном правлении федерации Петербурга. Я считаю это своим преимуществом. С другой стороны, я видел федерацию глазами рядового члена.

- Ты рассчитываешь, что молодежь начнет активно участвовать в ФА? Ты планируешь заменить нынешнее правление сразу на молодых?

- Нет. Не сразу. Я предполагаю начать работать со старым правлением, посмотреть, что это за люди. Повторюсь еще раз: важен не возраст и звания, а эффективность.

- Работа в правлении ФА – это, на твой взгляд, ответственная работа или почетная позиция?

- И первое, и второе. Если основой деятельности ФА будет обслуживание сообщества, то со временем, при ее эффективной работе, ее сотрудники будут вызывать уважение за проделанную работу.

- С какими трудностями ты ожидаешь столкнуться?

- Первая трудность в том, что нужно еще быть избранным. Без поддержки Татьяны Ивановны Тимошенко я выставлять свою кандидатуру не стану. Я не внутри уже существующей в Питере системы, я как бы вхожу в нее извне, и это может восприняться существующим "руководящим составом" не очень дружелюбно. Зато у меня нет предрассудков, каких-либо шаблонов и авторитетов, я опираюсь на ощущение логичности, гармонии и пользы организационных процессов.

По работе: нет четкого описания (вообще ни одного) идеальной картины развития альпинизма в России. Нет устойчивой рабочей модели. Федерация воспринимается как орган, где дают разряды и иногда можно получить денег на поездку непонятно каким образом и на каких условиях. Это мутное образование. Изменить восприятие федерации сообществом - это нелегкая задача, но это реально сделать делами.

- Опиши, как ты видишь свою деятельность как лидера ФА?

- Очень важно в первую очередь создать единое информационное поле для нашего сообщества. Сайт, где можно найти информацию обо всех клубах Петербурга, об условиях участия в их тренировках и мероприятиях, приеме новичков и прочее. Список действующих инструкторов. Узнать, что хотят люди, куда они хотят ехать, с кем и на каких условиях. Все соревнования по нашей тематике в Петербурге и интересные за пределами. Залы и скалодромы, что где, как и почем. Спортивные тренеры, кого они тренируют и зачем, как к ним попасть и что для этого нужно уже уметь.

Как попасть в сборную, кто там сейчас, чем она занимается. Новости, акции, скидки. Открытая информация о принципах работы спортивной составляющей, разрядных нормах и прочие нормативные документы. Как стать участником сообщества и что дает официальное участие в нем.

Можно долго перечислять. Суть в том, что все, что касается восходительства в Питере и его связи с общероссийским сообществом, должно быть понятно, открыто и прозрачно и находится в одном месте. Если это ресурс региональной федерации, это логично. Спрашивает человек, как ему заняться тем-то и тем-то. Говоришь ему сайт, где можно получить общее видение и понять, кому звонить и что вообще есть, что и как происходит. Давно занимаешься, хочешь узнать актуальную информацию - заходишь сюда.

Я опираюсь на следующие идеи:

1. ФА - это организация, обслуживающая сообщество, и это ее главная задача.
2. Самые важные элементы системы - это единое информационное поле, инструктора-методисты, спортивные тренера и инструктора-проводники (гиды).
3. Система должна быть устойчивой и работать даже в случае разрыва с государством в плане финансирования.
4. Система (модель, иерархия, структура и прочие названия) должна быть гармонична и описываема любым рядовым участником.

Я поддерживаю и готов активно помогать в развитии в нашем регионе (объяснять, призывать примкнуть и помочь, и др. способами):

1. Идею индивидуального участия в общероссийской федерации (бывшее индивидуальное членство). Это способ объединить сообщество и получить дополнительные выгоды. Если в городе три мотоцикла, то для их владельцев проблема найти запчасти, мастерскую. Если несколько тысяч, то это появится само, вплоть до бара, где собираются только мотоциклисты и специального салона для тюнинга. Та же ситуация и с нашим сообществом. Чем нас больше, тем лучше нам самим. Карточка индивидуального участника - это твои "права категории А" (мотоциклетные) и способ понять, сколько нас, где мы и кто мы.

2. Единую электронную базу по всем маршрутам. С возможностью оставлять свежие комментарии, дополнения. Процесс получения консультаций от реальных людей, прошедших этот маршрут, станет проще. Безопасность выше и подготовка к выезду заранее эффективнее. Классификация более правдоподобной.

3. Единую Центральную школу инструкторов.

4. Создание института гидов.

5. Идею с тем, что главные официальные соревнования должны быть очными и "чемпион (двойка чемпионов) должен быть один" (знак "копирайт" и фамилия Одинцова рядом). Много соревнований другого уровня приветствуются.

6. Идею с тем, что должен быть один главный официальный престижный конкурс на самое достойное восхождение. Много конкурсов другого уровня приветствуются.

7. Еще кое-что.

- А как твои друзья – что они думают по поводу ИЧ в ФАР?

- И мои непосредственные друзья, и большинство альпинистской молодежи никакие федерации альпинизма не воспринимают сейчас как хоть сколько-нибудь полезные, осмысленные структуры.

- У тебя есть единомышленники среди ровесников?

- Нет. По большей части те, с кем я общаюсь, это спортсмены, не заинтересованные в общественной работе.

- Как ты оцениваешь альпинистское сообщество в Питере? Многочисленно ли оно?

- Нас мало.

- Народ приходит в секции, и через какое-то время уходит. Каковы основные причины ухода людей из альпинизма?

- Люди получают то, что хотели, и уходят. Это нормально. Плюс не все видят "вертикаль развития". Ну и банальный набор: семейные обстоятельства, финансовые, проблемы с работой, карьерой. Пласт людей, которые ездили бы в горы с семьей, детьми и после - в невыгодном положении. Всякие неприятные препоны к поездкам в горы, как например, заморочки с пропусками, проблемы с заповедниками, несовершенство инфраструктуры и прочее отбивают охоту…

- Как поднять престиж хороших тренеров? Успешный тренер – это должно стать почетным?

- Для того чтобы человек мог заниматься альпинизмом, с ним должен работать инструктор, тренер, нужно реальное место для тренировок, секция. Это все важнее даже, чем соревнования и детские школы. Специфика накладывает отпечаток.

Если ФА хочет приобрести реальную значимость – надо поднимать престиж тренеров и инструкторов и создать условия для занятий альпинизмом рядовым членам. Если человек сделал свой осмысленный выбор и решил попробовать или уже втянулся, ему нужно предоставить возможности. Инструктор, тренер и гид – ключевые элементы системы, и им я собираюсь уделить особое внимание. Эти люди должны быть не только в почете, но и в выгодном положении во всех отношениях, включая финансовое.

- Инструктора…

- Качество инструкторов важнее их количества! Я поддерживаю идею с одной Центральной школой инструкторов. Это способ собрать лучших преподавателей, опыт, в одном месте. Постоянно совершенствовать наработки, а не придумывать каждый раз велосипед заново в новом месте и с новыми преподавателями. Вопрос в том, что ЦШИ должна быть готова обучить столько людей, сколько их захочет учиться. Расширять преподавательский состав или работать по нескольку смен в году – это частные решения.

- Что для тебя альпинизм?

- Способ стать лучше в своих глазах. Восхождения, но не обязательно до самой вершины. Я считаю себя не столько альпинистом, сколько восходителем (горы, скалы, лед, длинные или короткие, холодные или теплые, чистые или пробитые, главное - лезть вверх).

- А ледолазание, скалолазание, забеги, связки?

- Это не попадает в понятие альпинизма. Это подпадает под определение "восходительство", "горный спорт" и т.д. Если общественная организация называется "федерация альпинизма", но в нее входит фрирайд, для меня это дисгармония содержания и названия. Эта дисгармония подсознательно чувствуется людьми, это подмена понятий. Ту же подмену понятий я вижу, когда слышу о том, что нужно много классов чемпионата России по альпинизму, для того, чтобы получать финансирование от спорткомитета на чемпионаты. Притом, что заочные чемпионаты - это чистой воды конкурсы по своей сути... Если суть совпадает с названием, это гармония. Очный класс – соревнования. Заочные – конкурсы. И то и другое – это спорт, если к этому относиться соответственно. Дисгармония вызывает внутреннее непонимание и неприятие и отношение ко всей структуре в целом. Поэтому все так мутно.

- Будет ли для тебя приемлемо, если наш вид спорта переименуют в "горную атлетику"? Тебе не жалко будет стать МС по горной атлетике вместо МС по альпинизму?

- Чисто эстетически мне больше нравится название альпинизм. Но если в общественную организацию (по совместительству спортивную федерацию) входит много дисциплин, а не только альпинизм, то название должно отражать суть. Тогда идеи Павла Шабалина становятся логичны и гармоничны. Никто же не собирается переименовывать альпинизм. Переименовать спорт, как спорт в рамках понятий Министерства спорта - это другое. Альпинизм лишь часть, одна из дисциплин. Не столь важно, как будет называться спортивное звание. Ты кто? КМС по "горной атлетике". А чем занимаешься, в каком виде? Альпинизмом.

- Твое общее впечатление от работы на конференции в Истре группы "Спортивный альпинизм"?

- Половина участников группы была неактивна. У них не было своих предложений. Они просто присоединились к мнению Шабалина. Все как будто не хотят взглянуть на общую картину, застревают на частностях: говорят о финансовых трудностях, о том, что нужно расширять спектр соревнований. А ведь нужно сперва привести к максимально логическому соответствию систему в целом. Упорядочить то, что уже имеется с тем, что предлагается. Одинцов большей частью молчал, давая понять, что переубеждать он никого не собирается, и все и так знают его позицию.

- Была бы система логична, если поменять название нашей "консерватории"? Вместо Федерации альпинизма назваться Федерацией горных видов деятельности?

- Если двигаться в сторону организации с множеством спортивных дисциплин, с большой численностью, тогда да, с переменой вывески многое встанет на свои места. Логика будет. Выбрать название – частность. Это лишь один элемент из множества подобных на пути к адекватному пониманию.

- Что тебе лично полезного принесло участие в ЧР в Ергаках (помимо чемпионства и всяких приятных бонусов в связи с этим)?

- Главное: мы с братом получили "пинок под зад": надо больше тренироваться!

- Но вы же победители?

- Да. Но можно просто победить, а можно победить, получив еще большее моральное удовлетворение. Если бы мы процентов 90 пролезли лазанием, а ИТО использовали только там, где без него совсем не обойтись, было бы то самое удовлетворение. Плюс слова американских гостей про лазание в стиле семидесятых… А сами соревнования в формате марафона были тяжелые. Реально трудные настоящие соревнования.

- Ведь было всего 13 мужских связок? Весь цвет амбициозной спортивной альпинистской молодежи в России?

- Как сказал мой брат, "участие в очном чемпионате – это, при правильном подходе, невероятный по своему КПД тренировочный процесс. Трамплин, чтобы выйти в свет и показать себя, открывающий возможности и перспективы". И все это в сжатые сроки. Это больше интересно и полезно молодым, амбициозным альпинистам. Я думаю, со временем вес этих соревнований вырастет, победить станет еще сложнее и престижнее.

- Т.е. после старта (нескольких участий в очном классе, где преимущественно молодые люди) надо переходить к другому формату спорта? Как ты видишь свое развитие дальше?

- В альпинизме развитие может идти разными путями, ибо альпинизм многогранен, за что я его и люблю. Можно совершенствоваться технически, физически, можно философски, можно пробовать себя в восхождениях в другом классе и т.п. Хочется помериться – добро пожаловать на конкурс или на "рубилово" очного класса!

- Общение с ребятами из других регионов?

- Да, это было очень интересно. У нас была возможность увидеть сущность разных регионов России через их представителей. Это очень познавательно.

- Массовость. Тебя лично волнует массовость в альпинизме? Нужна она?

- Нужна. Если нас будет много, параллельно будет идти развитие аутдор-индустрии, баз, дорог, страхования и прочего. Лично мне будет лучше (смотрите пример про мотоциклы). А как восходителю на гору мне массовость не нужна. Мне приятнее в горах, где людей мало, а иногда, где вообще никого нет. Не как в Альпах – там уже дышать нечем... Но всегда будут как крайние положения, так и золотая середина.

- Кое-кто рассчитывает на детей из ДЮСШ – они типа поднимут массовость в альпинизме. По окончании спортивной школы они пойдут в тот спорт или вид спортивной активности, что будет модным на тот момент. Как ты думаешь, может альпинизм стать модным?

- Может и может. В России теоретически. Я за развитие детского скалолазания и походного туризма. Альпинизм слишком специфичен и подходит малому количеству людей (объективные опасности, темперамент, склад характера, психология и прочее). Я - за сознательный выбор.

- Как ты относишься к идее проведения чемпионата мира по альпинизму?

- Международная встреча может стать очень серьезными и престижными соревнованиями, но едва ли ее можно будет строго назвать ЧМ. По объективным условиям. Настоящий ЧМ возможен лишь там, где есть равные, контролируемые условия для всех участников. Как в бассейне, когда люди в Африке, Европе и Австралии плавают, а потом собираются, чтобы выяснить, кто самый быстрый. Во всех горах своя специфика. Участники из разных стран окажутся в неравных условиях априори.

Это будет влиять на отношение к соревнованиям и их статусу и это низведет идею. Это не соответствует строгому определению чемпионата мира. Слишком много разных людей, стилей, менталитетов и рельефа. Самые известные, престижные, очные соревнования в мире – пожалуйста. Победители их – не чемпионы мира. Но это уже и не "Золотой ледоруб". Разница с чемпионатом России здесь в том, что у нас в стране общий менталитет и более - менее доступные всем в равной степени виды рельефа.

- Какие планы ближайшие?

- Турция на Новый год. Весной поедем с братом в Крым. Хотим пройти сложный ИТО маршрут свободно.

Потом, если получится, поедем в Йосемиты. Полазаем непривычное и попробуем новое для нас ИТО-шное снаряжение, которое на наших скалах еще не приходилось использовать (пломбы какие-нибудь). Ну а потом будет лето и непонятно, что и где мы будем делать. Но это должно сделать нас лучше!

 

Беседовала Елена Лалетина (russianclimb.com)
Полный вариант статьи можно найти здесь