2 марта 2010, 00:37

Как Юрий Пашков изменил сноуборду

Кажется, что Юра Пашков катался на вейкборде всегда. И это почти так - он стоит на доске с 2001 года. Читайте о том, как Юра "изменил сноубординг", какие соревнования он собирается посетить в будущем сезоне и как будет повышать конкуренцию в любимом виде спорта.

- Ну, Юра, расскажи о том, как и когда ты изменил сноубордингу!

- Это давняя история! Сама "измена" произошла в 2001 году на чемпионате России по вейкборду - я приехал туда посмотреть на еще совсем молодого шкета Никиту Мартьянова.

На тот момент я был полностью поглощен сноубордингом – мне безумно нравился этот процесс! Собрал все вышедшие на тот момент сноубордические фильмы, все импортные издания о сноубординге (плюс зарождающиеся наши) - я ими зачитывался! Был настолько влюблен в сноубординг, что даже по городу ходил в сноубордических штанах и в куртке – никакие джинсы близко не стояли! И да – зимой в них гораздо теплее!

Все посиделки в интернете заканчивались тем, что я висел на профильных порталах о сноубординге, разыскивая чиповые билеты на Домбай, в Красную Поляну или на Эльбрус…

Впервые о вейкбординге мне рассказали друзья из Петербурга, которые катались на Гребном канале Крестовского острова возле стадиона им. Кирова. А "вживую" я увидел этот спорт в клубе "Альфа" в Строгино, где проходил чемпионат России. Посмотрел на кульбиты, которые показывали ребята в воде (там, конечно, ничего серьезного на тот момент не было – простейшие рейли, бэкроллы, всякие scarecrow и редкие 360). Но я был впечатлен! После заездов мне дали доску и сказали – Юрец, попробуй, ты же по сноубордингу загоняешься! Летом-то сноуборд в России – утопия! Может, найдешь это интересным.

И мы вместе с другом Василием Ковалевым встали на доску – без шорт, естественно! Кто-то дал гидрокостюм, исполнили по заезду туда и обратно в "гей-стайле". Я был в шоке! Конечно, не подпрыгивал, но был поражен, насколько это сильное ощущение, когда ты - фактически как Иисус Христос - стоя на воде, передвигаешься со скоростью около 40 км в час!

Плюс ко всему, катер разворачивается, не падаешь, ты за ним едешь, можешь вправо ехать, можешь – влево! Я представлял, что еще чуть-чуть покатаюсь и смогу подпрыгивать, как ребята! И подумал: "Дай-ка я попробую позаниматься!" Вскоре мы с Васей размутили себе какие-то доски – моя первая доска была, по-моему, Hyper Premier 136 см, как сейчас помню, и крепления модели "Parks". Катался на ней первые два-три года. Стал заниматься в единственном на тот момент доступном месте – клубе "Норд-Вест" в Строгине, под руководством моих первых учителей, а сейчас уже дорогих друзей - Сергея Федина и Александра Николина.

Там был старенький катер "Mastercraft", который до сих пор существует и – что удивительно – еще на ходу! Не понимаю, как эта подводная лодка не затонула! К нему я испытываю самые теплые чувства, потому что это был мой первый катер – он стал первым для многих вейкбордистов в Москве и, можно сказать, в России.

Меня это дело зацепило, и постепенно сноубординг стал уходить на задний план, потому что я чувствовал, что с каждым новым занятием вейком я постигаю какие-то новые элементы, фишки; движения у меня получаются… Стал подпрыгивать – сначала через одну волну; потом испытал шок, когда перепрыгнул через две волны. Потом у меня получились мои первые 180… И вот в 2003 году на чемпионате Москвы на Гребном канале в Крылатском я каким-то чудом после трех лет катания занял, по-моему, пятое место в категории Open. И подумал: поперло! Так и случилось: в 2001 году я попробовал встать на вейк, а в 2003-м понял, что из этого, собственно, можно сделать карьеру.

И понеслось… Пошли первые серьезные трюки – первым из категории сложных, исполненных на соревнованиях, я считаю 360; потом стали удаваться всякие сальтовые элементы… Хотя они долго не получались. Антон Каторгин и Костя Кузьмин даже называли меня "русский Колин Райт" (Colin Wright) – это американский прорайдер, который прыгает в основном, только вращения. Вот и у меня сначала были только вращения, а потом пришли и сальто, и все остальное.

Так что, в спорте право "первой брачной ночи" принадлежит сноубордингу, но затем вейк приобрел статус "любовницы", которая потом в спортивном плане стала "женой"!

- Когда ты понял, что можешь учить людей, и занялся тренерской работой?

- Начинать учить человек может, когда сам уже что-то умеет. Моя основная стезя – это, конечно, СМИ (язык-то подвешен – сейчас я работаю на радио "MAXIMUM 103,7FM", веду шоу "Утренние жаворонки" с моим близким другом Павлом Кирилловым. Потом, параллельно трудился я и на телевидении: Муз ТВ, MTV, РТР). Очень много писал о вейкбординге, меня привлекали к съемкам разных передач (надо сказать, что о сноубординге я тоже не забывал!). Снимался в разных сюжетах и параллельно писал во всевозможные профильные издания, которые могут позволить разместить себе материал на эту тему. Таким образом, я не только сам катался, но и пытался популяризировать вейкборд в России. И продолжаю это делать до сих пор.

Соответственно, когда владеешь языком, эпистолярным жанром, можешь выражать свои мысли, то и общение дается легко. Плюс ко всему, когда появилась какая-то база элементов, начал подсказывать ребятам, которые учились кататься. Потом уже, когда начал серьезно участвовать в соревнованиях в Москве, в России, на мир съездил, в Европу, ко мне стали обращаться люди – просили научить их стоять на доске.

Переломным моментом, когда я от рассвета до заката перешел в ранг не только райдеров, но еще и преподавателей и учителей, стала смерть Ромы Диверичева, который работал инструктором в вейк-клубе "Строгино" у Сергея Федина. В то трагическое лето, когда его не стало, я обратился с инициативой к Сергею занять место Ромы, чтобы продолжить его дело. И с этого момента стал активно обучать людей. Сколько человек я поставил на доску? Могу сказать, что, наверное, в районе 200. А 150 точно!

- Какая база сейчас для тебя – дом?

- Прошлым летом я пришел в клуб "Wake2Wake" Веры Мироновой и Артема Верткова, поскольку считаю, что Строгино – это моя вотчина, родной спот, который я обожаю и люблю всем сердцем. Тот берег, на котором я начал кататься и продолжаю это делать. Он мне как-то близок и по духу, и по всем прочим параметрам.

На 2010 год у меня большие планы - в "Wake2Wake" мы с ребятами собираемся организовать школу вейкбординга совместно с Quiksilver, компанией представляющей в России профессиональные вейкборд-буксировщики Nautiques by Correct Craft и компанией O’Brien. Я очень хочу, чтобы это была профессиональная школа. Все эти компании являются моими спонсорами, а это значит, что у нас полное взаимопонимание, они в меня верят, и наверняка у нас получится сделать задуманное на должном, высоком уровне! Мы решили сделать подобную водную гимназию, потому что, к большому сожалению, очень мало у нас в Москве – да и в России – подрастает талантливых ребят. Мало кто катается.

Есть какой-то определенный костяк, который мы привыкли видеть на соревнованиях; его возглавляет Мартьянов – и далее по списку. Этот состав почти не меняется, результаты любого соревнования более чем предсказуемы. Меняться могут только позиции – Мартьянов кому-то может продуть, либо он может не продуть! Нет притока новой крови.

Поэтому я, поскольку уже катаюсь в категории Masters, имею право пытаться эту ситуацию изменить. А именно – я зарекся поддержкой "Квиков" и мы решили, что дадим стимул, мотивацию людям обучаться вейкбордингу. В этой профессиональной школе я буду преподавателем (буду и сам кататься, свое собственное мастерство подтягивать), плюс ко всему учить людей. Стимул будет следующим – если ты после занятий в конце года показываешь какие-нибудь результаты, получаешь спонсорский контракт от Quiksilver.

- Как будете привлекать людей?

- В этом нам помогут СМИ! Дело благое, коммерцией здесь мало пахнет - собираемся поставить вейкбординг на новые рельсы, искать новых людей, новые лица, новые таланты.

- Ты планируешь продолжать участвовать в соревнованиях?

- Да, планирую. В 2010 году собираюсь сделать упор на лебедку! После участия в анапском чемпионате мира-2008 я побывал на чемпионате Европы в Турции (Бурса). И лебедка меня вдохновляет больше - там все находятся в равных условиях. Нет человеческого фактора, нет водителя катера. У всех одна скорость, у всех – одна плоская вода. Плюс катание на лебедке, технически тяжелее, чем вейкбординг за катером – это сложнее, потому что тебе не от чего толкаться, нет волны. Я считаю, что это гораздо более любопытный опыт. Но молодых людей и девушек мы пока будем тренировать за катером.

- Ты не только участвуешь в соревнованиях; у вас с компанией Nautiques by Correct Craft были планы показательных шоу-выступлений и контестов в нескольких городах России… Они еще в силе?

- Да, совместно с Nautiques by Correct Craft хотим сделать тур по городам вокруг Москвы. Тверь, Нижний, Ростов, Самара, Может быть, в Калугу заедем. И с катерами, и с "винчем" – переносной лебедкой. В эту историю обещали вписаться и другие компании (ко-спонсоры), просто для того, что бы быть ближе к здоровому спорту, и зрелищному шоу.

В рамках популяризации спорта хотим сделать мероприятия на центральных площадях и там, где есть водоемы – построить препятствия, плюхнуть туда лодку... Благо, как показывает практика, трамплин можно собрать за сутки. И устроить большое шоу.

Мы кстати, в 2009 году в начале сезона, уже ездили с друзьями, в Калугу, участвовали в Gagarin Cup. И, как увидели - даже при небольшом количестве анонсов можно собрать реально пол-Калуги зрителей! Берег просто ломился от народа. Во-первых, выступать перед большой аудиторией приятно, во-вторых, ты чувствуешь, что спорт интересует людей! Хотя в целом, у нас в России такая ситуация, что если сейчас в этом кафе, в котором мы беседуем, подойти к любому посетителю и спросить, что такое вейкбординг, ответят только те, кто сидит за этим столом… Вот над этим мы и работаем! И будем работать.

- Ты отведал и гламурной тусовки, но, тем не менее, не стал в ней дальше развиваться, хотя мог бы. Больше посвящаешь себя спорту, да еще и достаточно андеграундному спорту…

- Это две разные стороны медали. Гламурная тусовка - это СМИ, в которых мне доводилось работать, Муз ТВ, MTV… Я стараюсь совмещать – мне интересно привлекать СМИ в спорт, а не спорт - в гламур. Я считаю спорт гораздо более здоровым времяпрепровождением, не испорченным пафосом и напыщенностью. И люди в спорте гораздо честнее – с большинством из тех, с кем катаюсь на вейке и сноуборде, я пошел бы в разведку! Чего нельзя сказать о тусовках и тусовщиках, потому что там так много скользких типов, что даже диву даешься!

- У вас был проект выпуска серии видеороликов, посвященных вейкбордингу и российским личностям в этом виде спорта. На какой стадии развития он остановился?

- Этот проект не завершился, потому что грянул всемирный экономический кризис. Мы отдали пилотный выпуск на несколько телеканалов (не менее пяти), и все сказали, что история очень крутая – есть желание выпускать передачу при условии, что на этот проект найдется спонсор. А проект недешевый - и сейчас мы пытаемся придать ему второе дыхание. Он по-любому будет продолжен – такую идею нельзя отпускать, потому что она слишком сладкая для того, чтобы ее похерить! Сейчас в рамках Первого канала рождается канал Discovery – и мы будем бить туда, потому что это - типично их идея. Сделанная под их лекала, с их идеологией.

- Ближайшие планы на лето?

- Лебедка в Турции – парк "Hipnotics", который открылся в прошлом году. Я хочу поехать кататься уже в марте (и вовсе там не холодно - гидрокостюм еще никто не отменял!), максимум - в апреле. Тем более что после прошлогодней травмы колена, которая закончилась операцией и долгим периодом восстановления, уже чувствую, что пришел в форму. Поэтому можно мочить! Не поехал на "Русскую волну" – еще не раскатан, а погружаться в холодный египетский чоп и разбить связку заново я не был готов. Отходив два месяца на костылях, я бы сказал, что нет желания к этому возвращаться.

Вот так. Турция, дальше - Россия, лебедка в Строгино, школа в Строгино. Учиться и учить!

 

Беседовала Наташа Полетаева