Интервью "СЭ" дал сильнейший вейкбордист страны Никита Мартьянов. К редакции спортсмена из Санкт-Петербурга подвезли друзья. Поскольку в старых московских дворах не так просто сориентироваться, ваш корреспондент вышла его встретить. Из машины выскочил пацан в шортах, легкой маечке, надвинутой на глаза бейсболке, из-под которой выбивались темные кудряшки - ну типичный экстремал. По моей просьбе захватил с собой доску, на которой катается, и во всеоружии отправился на интервью. Было 10 утра. Никита был по-королевски точен.
- Только что в Праге на соревнованиях Quiksilver Wake Jam вы, говорят, всех порвали. Довольны началом сезона?
- Да, сезон начался отлично. В Праге состоялся один из крупнейших контестов, собрались лучшие райдеры. Условия в акватории, где мы катались, были довольно приличные. Отбойной волны почти не было. Организаторы предоставили хороший катер. Прошло все замечательно, а главное - весело.
- Что-то необычное было в этих соревнованиях?
- Они проходили в формате "джем", где каждому дается четыре попытки. Лучшая идет в зачет. Единственное, мешало то, что я там немного то ли простудился, то ли спину сорвал... Как в первой попытке согнулся, так обратно разогнуться не мог. Врачи, конечно, помогли. Но до сих пор мышцы болят, когда нагибаюсь.
- Это мешало кататься?
- А я с первой попытки сразу всех убил! Но организаторы попросили для шоу еще откатать. Ну, я и другие попытки чисто выполнил.
- Сколько у вас длится прокат программы?
- Мы называем это сет. Он довольно короткий, зависит от возможности акватории. На чемпионатах Европы и мира трасса фиксированная, около пятисот метров. Обычно выполняешь пять трюков в одну сторону, столько же в другую, всего десять.
- В таком юном возрасте (Никите 21 год. - Прим. Е.Р.) вы - девятикратный чемпион России…
- У меня есть гораздо более весомые титулы. Я был вторым в мире, чемпионом Европы. С 2003 года, как только начал кататься, был либо в призерах, либо побеждал.
- Вы считаете прошлый сезон самым важным в вашей карьере. Почему?
- Я слишком много поставил на спорт. Пока бог дает, надо пользоваться. Даже перевелся с юридического факультета Санкт-Петербургского университета в более простой вуз. Спасибо папе, он меня поддерживает во всем. Посоветовал перейти в Университет госслужбы. Там ко мне лояльнее относятся. Приезжаю, сдаю сессию и уезжаю, куда мне надо.
- Но, как я догадываюсь, вы не горите желанием становиться юристом. Зачем тогда вам это образование?
- Не дай бог, травма. Я уже это испытал, сломал ключицу так, что мог бы и не восстановиться, правая рука не работала. Что тогда делать? С юридическим образованием в таком случае проще.
ЗАНИМАЮСЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ
- Вейкборд - вид спорта не по нашей погоде, тем более питерской.
- Действительно, мы к этому сезону серьезно готовились, но, как обычно, погода вмешивалась: то дождь, то слякоть. Хорошо, что у нас своя база, свой катер. Утром смотрю: если вода гладкая, завожу катер, катаюсь.
- А зимой?
- Есть хорошее место в Таиланде, куда мы часто уезжаем. Главное, там дешево. Практически всю зиму катаемся под руководством чемпиона азиатских Х Games, тайца Лота. Очень хороший тренер, досконально знает и понимает технику. Как правило, зимой учим трюки, летом их накатываем.
- Много тренируетесь?
- В день по два-три сета, каждый по полчаса. Физически очень тяжело. Даже неплохо подготовленный человек сможет выдержать не более десяти минут. Очень сильна статическая нагрузка. Бывает, после долгого перерыва прокатишься - схватит такие мышцы, о существовании которых даже и не подозреваешь!
- На вашей питерской базе вы значитесь старшим тренером. У вас много учеников?
- В России мало кто понимает, как правильно тренировать вейкбордистов. Если спортсменов не научить технике, дать неправильную нагрузку, они могут серьезно травмироваться. Мне обучать близких людей - в удовольствие. Они мне за бензин (а это более ста литров в день) денежку отдают, за что им спасибо. На самом деле получается, что я занимаюсь благотворительностью. Мне интересно людям объяснять. Когда рассказываю все, еще раз через себя пропускаю, что, кстати, сильно помогает моему катанию.
- А на жизнь все-таки можно вейкбордом заработать?
- Еще как! Есть спонсоры, есть контракты с фирмами, которые производят инвентарь.
- Кстати, об инвентаре. Большую роль, как я понимаю, у вас играет катер. Какие к нему требования?
- Катер - это основа. Почему, скажем, нельзя прицепить штангу к моторной лодке и кататься? Дело в том, что у нашего катера специальная конструкция дна. Самые топовые катера имеют как бы три днища, как у тримарана: одно большое по центру и еще справа и слева.
- Какой у вас катер?
- Абсолютно уникальный - Master Craft Х-2, весит полторы тонны. Еще более тонны мы в него загружаем. Наша задача - "утопить" его как можно глубже. Тогда, по закону физики, волна будет больше. А еще наш катер может забирать в себя балласт. Кнопочку нажимаешь, он в себя 500 литров воды закачивает. В общей сложности - две тонны балласта, волна получается очень большая.
- На какой скорости катаетесь?
- 39 км/час. Сорок - уже много. Чем ниже скорость, тем волна выше, но ехать труднее. Зато выпрыгиваешь высоко.
- Видимо, тут многое зависит от того, кто за рулем?
- Мне лучше всего, когда катер ведет моя девушка. Настюшка в этом деле молодец. Мы с ней вместе росли. Она мне во всем помогает. Я без нее, как без рук.
- Что конкретно входит в обязанности рулевого?
- Он должен понимать, как правильно везти спортсмена. Нужно постоянно подруливать, правильно подавать фал, без ошибок проходить волны, чтобы катер не нырнул под воду, не залило двигатель.
- А права для этого нужны?
- Обязательно! Чтобы, если тебя милиция остановит, ты мог бы достойно с ней расстаться.
СУДЯТ, КАК В ФИГУРНОМ КАТАНИИ
- Вы недавно начали выступать в высшей категории - Open Men. Чем она характерна?
- Открытая категория - самая жесткая. Многие спортсмены, будучи до этого на виду, перейдя в "оупен", просто теряются. Я уже сказал, что прошлый год был для меня важен. Я выступал на чемпионате Европы, где судьи поставили меня на пятое место. Абсолютно субъективная оценка. Я должен был разделить 3 - 4 места.
- Судят, как в фигурном катании: нравится - не нравится?
- Судейство по отношению к россиянам абсолютно одинаковое везде. Мне не засчитали очень сложный трюк с вращением на 720 градусов. Главный судья объяснил, что я сделал вращение за трассой. У нас была видеозапись, где ясно видно, что я все сделал правильно... Но любые видеоролики, по правилам, не являются доказательством. Так судьи себя защищают.
- Оставим в стороне судейскую ошибку. Как вы сами себя оцениваете?
- Прошлый сезон показал, что я могу войти в тройку лучших европейцев, быть в первой мировой десятке. Это круто! Если бы не смог нормально выступить, чувствую, пошел бы в юриспруденцию.
И В АВСТРАЛИИ ГОВОРЯТ ПО-РУССКИ
- Смысл катания - трюки?
- Конечно, у нас трюковая основа. Просто кататься в свое удовольствие может каждый - лето, солнце, весело. Покатался, надо двигаться дальше - прыгать, учить и исполнять трюки. Их очень много.
- Какой-то супертрюк можете назвать?
- Есть трюк с вращением на 1080 градусов без сальто, но с обязательным приземлением. Тут помогает катер. Он может пройти так, что за ним образуется огромная яма. Там вылетаешь метров под семь-восемь вверх.
- Страшно?
- Ну конечно. Представьте, что вы стоите на 10-метровой вышке в бассейне и вам надо прыгать. Кстати, я могу два сальто назад с десяти метров прокрутить. У меня хорошая акробатическая подготовка, специально занимался.
- В бассейне у вас скорость свободного падения, а когда на катере из этой ямы вылетаешь, то как?
- По совокупности получается на скорости под 60 км/час. Если при этом, как мы говорим, "поймаешь канта", то прямо лицом об воду - бац! Аж веки наружу выворачиваются.
- Жутко! А как спастись?
- Если уж чувствуешь, что тебя куда-то понесло, лучше ручку фала бросить и упасть на воду. Если ручку не отпустишь, тебя еще и вперед потащит. Очень жестко!
- Что чувствует исполнитель такого "трюка"?
- Всплываешь, в глазах звездочки мерцают, думаешь: да ну все на фиг. А некоторых просто вырубает.
- Самые неприятные воспоминания?
- В 2003 году в Австралии на тренировке упал, получил сотрясение мозга. Память отшибло напрочь. Открываю глаза, смотрю по сторонам и не понимаю ничего. Внутри паника: что случилось, где нахожусь, это явно не Россия. Спрашиваю: "Где я?" - "Мы в Австралии", - разъясняют мне. "Да хорош прикидываться", - не верю я. "Нет, ты в Австралии. Мы на чемпионате мира", - пытаются донести до меня. На том меня опять вырубило. Просыпаюсь в госпитале, ко мне подходит врач и начинает говорить по-русски. Лежу и думаю: ну все, кранты мне, если австралийские врачи по-русски заговорили. Оказалось, что доктор на самом деле русский, живет в Австралии.
- А есть такой райдер, с которым вы хотели бы увидеться, вместе покататься, поучиться чему-то?
- Нет такого. Мы уже давно все вместе выступаем. Нас, россиян, хорошо знают и боятся. В Европе мы серьезно "гасим" всех конкурентов - бельгийцев, австралийцев, французов, англичан.
- А где еще живут сильные вейкбордисты?
- В Америке, Канаде, Австралии. Круто катаются тайцы - у них сложные трюки.
- Какие у вас планы на сезон?
- Грандиозные! Хорошо подготовиться к чемпионату Европы, который пройдет в августе в Швеции. Хочу им всем там устроить полный разрыв. Нам, россиянам, если хотим выиграть, нужно быть на голову выше остальных. А еще меня пригласили на этап Кубка мира в Корею. Там соберутся 20 лучших райдеров мира, каждое имя - легенда.
Елена РЕРИХ
Р. S. Это интервью состоялось в прошлый четверг, а в пятницу Мартьянов выступил на крупном турнире Burevestnik Wake & Surf Pro Cup , который проходил в яхт-клубе "Крокус-Сити". Это был грандиозный фестиваль вейкборда. Соревновались 20 лучших райдеров из США, Франции, Великобритании, Бельгии, Таиланда, России. Мартьянов занял третье место.