7 ноября 2015, 21:00

Тамара Москвина: "Победа Кавагути и Смирнова в Пекине – лишь первая ласточка"

"ГРАН-ПРИ". CUP OF CHINA

Тренер триумфаторов Cup of China – Юко Кавагути и Александра Смирнова – о победе своих подопечных.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Пекина

Тренера победителей мне пришлось ловить в экстренном режиме: сразу после проката подопечных Москвина ушла в отель, а рано утром должна была вылетать в Питер. Но несколько минут для того, чтобы ответить на вопросы, она нашла.

– Чем дольше я наблюдаю за выступлениями Юко Кавагути и Александра Смирнова, тем чаще прихожу к выводу, что в эту пару вы без остатка вложили весь свой тренерский талант и все свои знания.

– Наверное, так неправильно говорить. В каждую свою пару я вкладывала все, что умею. Просто возможно сейчас умею больше.

– Разве предыдущие ваши ученики не были более талантливыми?

– Что вы, конечно нет. Далеко не все из них. Такого вообще не бывает в тренерской карьере, чтобы все оказывались одинаково талантливы. Возможно, такое ощущение складывается, когда видишь конечный результат, но изначально все разные и все требуют различного подхода.

– Мне все-таки кажется, что такой тяжелой работы, как та, что вы проделали с Юко и Сашей за время своего сотрудничества с ними, трудно себе представить.

– С этим соглашусь. Особенно тяжело было тогда, когда начались травмы. Сначала у Юко, потом у Саши.

– От ваших спортсменов ведь кроме всего прочего постоянно ждали, что они закончат кататься, сдадутся, уйдут.

– А что изменилось сейчас? Подумаешь, один выигрыш на этапе "Гран-при"!

– Вы считаете, что победа в Пекине над китайцами – это из разряда "подумаешь!"?

– Пока это лишь первая ласточка. Будем надеяться, не последняя.

– То, что Кавагути/Смирнову не удалось реализовать в произвольном прокате максимальный вариант возможной сложности, вас хоть немножечко огорчило?

– То, что им сняли уровень на тодесе и подкрутке – это не ошибки, тут расстраиваться нет причины. Это значит, что ребята просто выполнили не все требования. Ошибка была всего одна – во втором выбросе, где Юко приземлилась на две ноги.

– Как объяснить обычному зрителю, не владеющему тонкостями судейства: за что был понижен уровень в прекрасно выполненном тодесе?

– В правилах написано: когда партнер принял положение циркуля, то есть одна нога стоит на зубце, а вторая двигается вокруг, ягодица его опорной ноги должна находиться под углом 90 градусов к поверхности льда, в то время как голова партнерши должна находиться ниже ее опорной ноги. Как только спортсмены примут это положение, начинается отсчет оборотов партнерши вокруг партнера. Этих оборотов должно быть три. А кроме всего перечисленного должен быть сложный заход на элемент.

– А недоработали-то ваши спортсмены в тодесе головой, или, простите, ягодицей?

– В том-то и дело, что не знаю – такие вещи зачастую видны только с судейских позиций. Я же стояла у борта и загибала пальцы – считала обороты. Мне показалось, что с тодесом все было в порядке. Возможно, ошибаюсь и судьи действительно нашли, к чему придраться.

– Вы же наверняка смотрели выступление Венцзинь Сюй/Цунь Ханя, которые катались сразу после ваших спортсменов?

– Конечно смотрела.

– О чем думали в тот момент, когда на экране показывали технические оценки китайской пары по ходу катания?

– Я обычно вообще не смотрю в этот угол экрана. Во-первых, это отвлекает от того, как люди катаются, во-вторых, не вижу смысла обращать внимания на оценки до тех пор, пока они не "спустятся" или не поднимутся до окончательной величины. И потом уже воспринимаю результат, как данность. Расстраиваться, если вдруг что-то не получается, тоже не вижу смысла. Ну, стали бы мы, допустим, вторыми или третьими. Это означало бы лишь то, что соперники катались лучше.

– Насколько велика разница между тренировочными и соревновательными попытками второго четверного выброса?

– Выброс "сальхов" Юко делает вполне уверенно. А вот риттбергер пока идет у нас не настолько хорошо. В тренировках – в том числе.

– Зачем же вы торопитесь включить неуверенный элемент в программу?

– Если не делать этот выброс в соревнованиях, становится сложно понять, какие проблемы возникают в стрессовой обстановке, как нужно работать, чтобы этих проблем избежать, как добиться чистого выезда.

– Есть какой-то срок, после которого элемент становится относительно стабильным?

– Это никогда не возможно предсказать. Качество катания всегда зависит от множества вещей. От самочувствия, от настроения, от акклиматизации...

– Ваши спортсмены до сих пор светятся счастьем, у вас же вид стратега, который не может себе позволить предаваться радости, поскольку уже обдумывает следующий шаг. Каким этот шаг будет?

– У нас уже все давно запланировано: будет выступление на московском этапе.

– Что-то менять в программе вы в оставшееся время будете?

– Кардинально нет. По-крупному уже ничего не поменяешь и число элементов не увеличишь. Но какие-то поправки, разумеется, сделаем. Постараемся довести тодес до четвертого уровня, например.

– Мне всегда казалось, что вы не сторонница того, чтобы оставлять произвольные программы на второй сезон, если есть возможность сделать новую постановку. В этом сезоне оставили. Понимаю, что это было сделано неспроста, но не боялись, что мера может себя не оправдать?

– Этого никогда нельзя спрогнозировать. В нашем случае я просто не видела никакого другого выхода: первостепенной задачей было ввести в программу два четверных выброса, а новую программу всегда приходится достаточно долго вкатывать. Мы могли просто не успеть решить обе задачи. А если бы не пошли на усложнения, то как бы сейчас боролись с теми, кто прыгает два тройных прыжка, например?

– У ваших спортсменов остался резерв, куда может быть сделан следующий шаг в плане сложности?

– Это малореально. По правилам мы не можем делать больше выбросов или больше прыжков – количество строго регламентировано. Плюс тодес, вращение и три поддержки – это все.

– Грубо говоря, вы создали технический скелет программы и теперь будете над ним работать, наращивая "мясо"?

– Именно. Сами по себе сложные элементы ничего не решают. Они должна быть выполнены чисто и на хорошей скорости. Вот и весь секрет.

4