Известный телекомментатор Андрей Журанков побывал в гостях у «СЭ» и в числе прочего рассказал, почему Елизавете Туктамышевой опасно с большим энтузиазмом работать над компонентами, что удерживает Алину Загитову в группе Тутберидзе, и в какой момент у Юлии Липницкой исчезла мотивация.
— Одна из причин опасаться за Туктамышеву на этапе «Гран-при» в Китае — низкие баллы за компоненты для топ-фигуристки. С этим можно что-то сделать?
— Боюсь, что если она сильно начнет работать над компонентами, полетят тройные аксели, а то и все прыжки. Это система Алексея Мишина. Как-то раз я комментировал с Сергеем Вороновым и он, что-то объясняя за кадром, сказал: «Вот бы прогнать его по системе Тутберидзе!». Ее фишка — система тренировок, как у того же Мишина, Брайана Орсера, Рафаэля Арутюняна. Это великие тренеры со своими системами и их недостатками. Вот та же Мэрайя Белл, которая классно откатала во Франции, красотка же. Но даже там есть свои нюансы. Как рассказывала Надежда Канаева, пока Эшли Вагнер не начала сама впахивать, результата не было. Стоило поменять подход — пошли успехи.
— Если продолжать тему выставления оценок за компоненты, то очевидно, что они часто не соответствуют уровню проката фигуриста...
— Есть такое. Надо ставить их по-честному, откатался фигурист плохо, так и ставь. Условный рейтинг участников и диапазоны баллов выстраиваются еще до выступлений. Больше всего меня удивляет, что меняется оценка за владение коньком в течение короткого промежутка времени. Разве это возможно? Бывает так, что судья две недели не был на предыдущих соревнованиях, для него условная Медведева — это 8,75, а она выходит и шикарно катит, летит. А судья, не глядя — все те же 8,75, ему вообще не до этого. Возможно, уменьшение количества критериев поможет хотя бы отчасти.
Как судить? По-честному, что увидел, то и поставил. Знаете, сколько бывало случаев в фигурном катании, когда бывший спортсмен садится судить и начинается. По старой системе все ставили 5,3, 5,2, а он — 4,7. Все сразу на него c претензиями, а тот в ответ: «Скобки смазаны, разве это чоктау и твиззлы? Я хотел вообще 4,3 ставить» Думаете, он судил после этого?
— Может ли кто-то в ближайшем будущем приземлить четверной аксель?
— Идеальный тройной аксель у Юдзуру Ханю, но я боюсь, что ему может не хватить высоты. Один в один этот вопрос с очень давним чемпионатом России. На пресс-конференции в Сокольниках сидели Евгений Плющенко, Алексей Ягудин и Александр Абт. И тут я спрашиваю: «А когда-нибудь мы начнем прыгать пять оборотов?». А они в ответ: «Да, конечно, главное побыстрее разогнаться, посильнее оттолкнуться и побыстрее крутиться».
— Кого выделите из спортивных пар, верите ли в Ксению Столбову с новым партнером?
- C Питером сложно бороться. Он на время взял паузу, пока царствовала группы Нины Мозер. А потом перегруппировался, появился Артур Минчук, который начал здорово работать. В Москве все перемешалось, а Тамара Николаевна Москвина, а также Николай и Людмила Великовы вышли вперед. Хотя последние — очень большие, но недооцененные люди в нашем фигурном катании. Сколько юниорских пар они воспитали, которые потом от них ушли. Мишина/Галлямов понравились еще на контрольных прокатах. Бойкова/Козловский — это просто праздник, причем это ощущаешь уже когда общаешься с ними. Очень надеялся что Тарасова/Морозов смогут переродиться, как птица Феникс, начав тренироваться у Марины Зуевой.
Столбова — одна из самых талантливых партнерш, из тех, кто сейчас катается. По артистизму, по харизме, по подаче и стилю. Вы обращали внимание, что Ксения катается не так, как все? Она делает прыжки и выбросы по-своему.
— А что скажете про юную, но тем не менее тоже яркую фигуристку Камилу Валиеву?
— Как сказал Александр Жулин, ее бог в макушку поцеловал. Главное сохранить этот дар, но чрезмерно не эксплуатировать его и не останавливаться. То, как девочка сходит с картины и оживает — это гениально! Но попробуйте представить Камилу с ее ногами в хип-хопе или в ломаной модерн-хореографии?
— Если говорить о вкусах, то Роман Костомаров в интервью «СЭ» раскритиковал дуэт Пападакис/Сизерон за отсутствие отношений в паре. Страсть в танцах на льду — обязательное условие?
— Да. Но у французов в этом году гениальность короткого танца заключается в том, что они попали на сто процентов с аэробикой. В восьмидесятых всегда были смешанные группы, но мужчины и женщины танцевали не вместе, а рядом, что и есть точное отображение их отношение. Для меня идеалом все-таки остались Вирчу/Мойр. Когда мы комментировали соревнования с Александрой Бойчуком, кажется, в 2005 году, то позвали к нам Марину Зуеву и попросили вместе этого рассказать про Белбин/Агосто. Она отказалась, вместо этого сказав: «Сейчас растет канадская пара, ее зовут Тесса, а его Скотт». Позже они вышли и поразили всех.
В продолжение темы о зарубежных конкурентах наших дуэтов шикарный египетский произвольный танец поставили Мэдисон Чок/Эван Бейтс со скрещенными поддержками.
Что касается Виктории Синициной и Никиты Кацалапова, то в их программах чувствовался огонь. В прошлогоднем коротком танце можно было увидеть мужчину и женщину, танцующих танго. В этом году танцы и у них, и у Александры Степановой/Ивана Букина не хуже, чем в прошлом году. А это значит, что их тренеры не дают себе никакой поблажки. Как говорил Вересаев: «Лжи не будет — я научился не жалеть себя». Возможно этого немного не хватает Михаилу Коляде.
— Неужели ему никак нельзя помочь?
— В прошлом году все обсуждали: почему он не остался у Арутюняна? Вот почему нельзя не уважать Медведеву? Она поехала к Орсеру, сказав: «Это мое решение и я несу за него ответственность». Вот я разговаривал с Ильей Авербухом и он еще до старта этапов «Гран-при» назвал Алиева и Самарина главными силами у ребят. Когда я спросил у него про Мишу, то услышал в ответ всеобщее переживание за него: «Ну как можно не реализоваться такой талант?»
А с другой стороны, есть истории спортивной пары Мария Петрова/Алексей Тихонов, которым все говорили: «Уходите от Великовых». Тогда бы они стали двукратными чемпионами. Всем известно, как и когда это было, к ним подходили выигравшие китайцы и говорили: «Ребят, вы — первые». Это же очень тонкая грань, чтобы остаться с тренером до конца, при том, что это твоя карьера, жизнь и ответственность.
— Может быть что-то с работоспособностью или мотивацией?
— В плане работоспособности все люди ведь очень разные. К примеру, у меня день рождения в один день с Юлей Липницкой, и я как-то всегда ее хорошо чувствовал, мы довольно хорошо общались. И помню, что после Олимпиады в Сочи проходила пресс-конференция в какой-то школе для детей. И там Тутберидзе сказала: «Мы всегда заставляли Юлю работать вот этой приближающейся Олимпиадой, а теперь я не знаю, как мы будем ее заставлять. И это не к тому, что она такая слабохарактерная. Хотя Юля — одна из самых талантливых фигуристок за десятилетие. То, как она делала затяжку, до сих пор не делает никто. Шанс на сохранение карьеры, только остаться и пахать. Думаете, Липницкая не понимала, что сзади идет Медведева?
Пока ты маленький, в группе тренироваться комфортно, но когда ты становишься личностью, на которой позвякивают медальки, то хочешь к себе отношения как к личности. Такое отношение к себе в спорте, как правило, ведет к краху. А тут фигуристы — артистические натуры, у них другая вибрация. А если нет артистизма — то скорее всего ты не выиграешь.
— Во многом именно это вынудило уйти от Тутберидзе Липницкую и Медведеву. Однако Загитова то продолжает тренироваться в этой группе, при том, что у нее выиграны все возможные титулы, а ее соперницы рядом с ней ежедневно приземляют четверные прыжки...
— В некотором роде золото Пхенчхана стало для Загитовой авансом, все сошлось просто идеально и сейчас она добирает тот самый недостающий путь до олимпийской медали. Второй момент — Алина — девочка из Ижевска, это другое воспитание и это видно по тому, как она себя ведет и держит, плюс толстый стержень внутри. Но не исключаю, что и Тутберидзе меняется, хоть основной принцип остается.
Фигурное катание: серия «Гран-при», календарь, зачет, новости и обзоры