Эксклюзив

Олимпиада

15 сентября 2022, 14:00

«Туктамышева — олицетворение культуры и женственности Петербурга». Мишин — об ученице и словах Семененко после травмы

Дмитрий Кузнецов
Обозреватель
Эксклюзивное интервью Алексея Мишина для «СЭ».

Самый возрастной тренер Лиги чемпионов — Анте Чачич из загребского «Динамо». Ему 68 лет. Костяк тренеров — в возрасте 37-52 лет. Самый возрастной тренер российской премьер-лиги — Николай Савичев из «Торпедо». Ему 57. В нашем хоккее рекордсмен Игорь Ларионов, он тоже из «Торпедо», но нижегородского. Ему 63.

Алексею Мишину — 81. И он не думает прекращать тренерскую карьеру. Корреспондент «СЭ» побывал на даче одного из наиболее успешных тренеров российского фигурного катания под Петербургом и понял — его энергии хватит на столько сезонов, на сколько хватает не у всех спортсменов. Причем он сам готовит на огне, приглашает соседей и друзей, и те, кто видит его впервые, подходят просто пожать руку и познакомиться.

Он точно не из прошлого — Евгений Семененко стал лучшим российским одиночником на последней Олимпиаде, Елизавета Туктамышева в 2021 году взяла серебро чемпионата мира, а Глеб Лутфуллин дважды выиграл этапы юниорского «Гран-при» и первым номером отобрался в финал серии, который пропустил только из-за омикрона. Многострадальный Михаил Коляда не поехал в Пекин тоже из-за непредвиденных обстоятельств.

Новая короткая Туктамышевой — уход от застоя

— Алексей Николаевич, прокаты сборной России через полторы недели, прошли прокаты в Петербурге. Как оцените начало сезона для вашей группы?

— Я бы разделил на два направления — что было нового задумано в художественном плане и что реализовано на практике. Когда сезон уже проходит, мы его итоги оцениваем по результату. На старте рано подводить итоги, и стоит задача привести то, что задумано, к тому идеалу, который был запланирован.

С этой точки зрения показательно выступление Михаила Коляды. Его «Щелкунчик» уверенно щелкнул зубами и выглядел отлично. В то время как «Танго в сумасшедшем доме» задумано блестяще, но люди этого словно и не увидели — из-за слабого контента. Я надеюсь, что эта программа будет настолько нова и оригинальна, что в какой-то степени станет неожиданнее и сильнее, чем «Белый ворон».

Лиза Туктамышева — особый персонаж. У нее мне кажется очевидным равновесие между задуманным и исполненным. Новая короткая — это движение вперед, уход от застоя. Не хочу уделять много внимания мелким, но справедливым замечаниям по поводу контента. Да, она делала тройной лутц без тулупа, но у нее нога на тулуп болела. И болит до сих пор. Поэтому сделала просто лутц.

Елизавета Туктамышева. Фото Дарья Исаева, "СЭ"
Елизавета Туктамышева.
Дарья Исаева, Фото «СЭ»

Говоря в целом, ее как художественное видение мира и программ, так и техническая готовность в настоящее время на высоком уровне, они заслуживают внимания. Мне присылали друзья замедленный повтор ее тройного акселя в произвольной программе — он был замечательный. Высокий, мощный, с прекрасным выездом. Подытоживая, скажу — если бы она все сделала на сто процентов, было бы радостно, но опасно. Возник бы вопрос: а что будет в конце декабря, в январе?

Следующий персонаж — Глеб Лутфуллин. Он не может похвалиться большим вниманием журналистов к своей персоне. Но я бы в конце прокатов не постеснялся его похвалить и сказать, что по сравнению с другими спортсменами, уже титулованными, он был одним из сильнейших и выглядел достойно.

— Если бы ставились баллы, он был бы в топе?

— Да, был бы в топе.

Семененко сказал: Я не хочу больше, чтобы люди видели меня на носилках!

— Я здесь не говорю о Жене Семененко, — продолжил Профессор. — Если говорю, то с огорчением. Очень неприятно, что у него сначала случилась одна серьезная травма на шоу, теперь в Куршевеле он тоже неудачно упал на колено. Но два эти события характеризуют его как личность. Травмы бывают от усталости, от страха, а у него...

— От смелости?

— Есть понятие — «ломать барьеры». Эта травма была от желания. И вызвана тем, что он очень сильно хотел показать, как выглядит его уже признанная в сообществе нашего вида спорта показательная программа. Обидно то, что он находился в отличной форме.

Евгений Семененко. Фото Дарья Исаева, "СЭ"
Евгений Семененко.
Дарья Исаева, Фото «СЭ»

В первом отделении он откатал произвольную программу и сделал в ней четверной риттбергер, у нас есть видео. Сделал так, как этот прыжок и должен выглядеть. И такой у него был душевный подъем, что он попросил меня во втором отделении откатать свой «корейский» номер, хотя я предлагал ему выйти с показательным под «Адажио» Альбинони. Но у него было страстное желание показать свой новый номер, в котором, я считаю, ключевым хореографом был сам Женя. Не умаляя роли Ильи Авербуха, Татьяны Прокофьевой.

— Лучше бы после падения с тройного акселя он остановился?

— У меня сложилось ощущение, что он стал кататься как-то странно. Смотрел на его катание после падения, и возникло предположение — что-то с головой. Возможно, сотрясение. Говоря боксерским языком, Женя был в состоянии грогги. Оказалось, никакого сотрясения нет, просто был сильный удар коленом при падении. И после проката он сказал, положив ногу на борт: «Поставил ногу, она уже была никакая». Я спрашиваю: «Тогда почему ты после травмы не остановился?» И он ответил: «Я не хочу больше, чтобы люди видели, как меня уносят со льда на носилках!» Эта фраза говорит о многом. Женя — это личность.

У Лизы нет зашкваров

— Возвращаясь к Лизе — когда-то она была «девочкой из Глазова», а сейчас это ее 16-й сезон на высшем уровне...

— (Задумчиво.) Должен сказать, что Лиза сейчас — это одно из ярких явлений нашего города. Совсем недавно Лизу включили в топ самых влиятельных женщин Петербурга. Я бы поднял ее имидж еще выше: она в настоящее время является олицетворением женственности, культуры и интеллигентности Петербурга.

Вчера я получил электронное письмо от Олега Протопопова, где он высоко оценил выступление Лизы на контрольных прокатах: «Дорогой Алексей! Поздравляем Лизусю с великолепным достижением! Мы всегда верили в реальность этого!» Я очень уважаю мнение Олега. Потому что он среди тех личностей, которые перевернули современные представления о художественном видении нашего спорта.

— Ну я соглашусь, что вокруг Лизы нет негатива. Съемки классные, интервью разумные. Нет зашкваров, как сейчас говорят.

— Да-да, никаких зашкваров нет. Хотя скажу честно: «зашквары» — не моя лексика. Я тщательно продумываю и шлифую каждое слово перед тем, как сказать что-то публично. Чего не делают очень многие.

— Разве короткая Лизы под Freedom не сильнее новой?

— Посмотрим. Будем считать, что у нас ружье с двумя стволами. Какой бьет сильнее, тем и будем стрелять. Просто Лиза такой человек, каким стараюсь быть и я, наверное, — она все время идет вперед. Есть программа — давай еще одну сделаем. Поэтому она так долго с нами и так долго в топе.

— А что скажете про «Одиночество»?

— Прежде всего, что «Одиночество» создавалось не в одиночку. Эту программу специально пару лет назад готовил Илья Авербух к шоу, посвященному творчеству Игоря Крутого. И начерно поставил эту программу как показательный номер к вечеру. Предложение Ильи вернуться Лизе к Крутому оказалось... крутым! По-моему, это попадание. Сейчас эта программа соответствует ее духовной зрелости, у Лизы более философский настрой. Программа получилась необычная, глубоко лиричная.

Алексей Мишин. Фото Александр Федоров, "СЭ"
Алексей Мишин.
Александр Федоров, Фото «СЭ»

Я чувствую в себе силы

— Как нам в новых условиях сохранить спортсменов, болельщиков и в принципе сообщество нашего вида спорта?

— Я иногда слышу: «Ничего страшного! Все хорошо, мы всех победим все равно!» и так далее. Я не могу отнести себя к этой группе людей в розовых очках. Предполагаю, что мы находимся в очень сложной ситуации. И для того чтобы выйти из нее достойно, нам предстоит сделать очень многое.

— У вас не возникает настроение — да ну это все, пора заканчивать и на даче рыбу ловить? А кто-нибудь подхватит ваше знамя.

— Сейчас у нас очень хороший коллектив. Я чувствую в себе силы, потому что рядом со мной стоит моя супруга Татьяна, которая круто взялась за подготовку юных фигуристов, нового поколения. И Влад Сезганов, и Софья Самодурова, и Кирилл Алешин, которые ей помогают. И Егор Челошкин, отвечающий за ОФП. И хореографы — Татьяна Прокофьева, Елизавета Навиславская, которая работает в академии танца Бориса Эйфмана. Нам предстоит еще многое сделать.