23 сентября 2017, 19:15
В недавнем интервью "СЭ" чемпионка Европы и мира Елизавета Туктамышева высказала мнение, что соревновательные программы фигуристов должны быть мини-театром на льду. И вот тут самое время заводить спор о двойственности фигурного катания: где должен заканчиваться в нем спорт, а где начинаться искусство. Хотя, если подходить к вопросу несколько грубо и поверхностно, то спорт – это стоимость прыжков, уровни сложности вращений и дорожек шагов. А искусство... Это что-то такое, что трогает душу, запоминается и потом не отпускает. И неважно, достигнут ли эффект красотой линий или драматичностью постановки, главный критерий тут – чтобы проняло до самого сердца от восхищения!
Уникальность Евгении Медведевой еще и в том, что в своих технически сложных программах она рассказывает истории. Жизненные, драматические и совершенно разные. О любви, о тех, кто страдает проблемами со слухом. "Я вас не слышу, у меня идут мурашки от того, что я вас чувствую сердцем, я вас не боюсь, я вам открываюсь", – этой фразой на языке жестов заканчивалась произвольная программа фигуристки в первом взрослом сезоне. И все без труда поняли, что это не случайная история, а рассказ на льду о дочери Этери Тутберидзе Диане Дэвис.
ПРОСТО КОСМОС
Поведала в прошлом году Евгения и о взрослении: о том, как только вчера прыгала во дворе на скакалке и играла в куклы, а уже сегодня стала совсем взрослым человеком со всей вытекающей из этого ответственностью. А еще о том, как страшно, когда теракт или что-то другое не менее ужасное может унести в неизвестность родного человека, которому ты еще утром махал рукой. И эта история тоже родилась не из воздуха – тренер спортсменки рассказывала о том, что напротив здания, в котором она жила в США, прогремел взрыв.
В этом сезоне у Медведевой тоже серьезные темы: полет души и вера, которые ей впервые предстояло в соревновательном режиме рассказать на турнире серии "челлендж" Оndrej Nepela Trophy. Наверняка самым популярным выражением эмоций после проката Медведевой короткой программы на турнире было: "Это просто космос". Космос был и в прямом проявлении – на платье Евгении изображен млечный путь, и в переносном смысле – прокат смотрелся просто на одном дыхании. Причем не без усложнения: риппоны на обоих прыжках каскада "тройной флип-тройной тулуп", а также на риттбергере. Про другие "вишенки" в контексте выступлений Медведевой даже как-то и несерьезно говорить.
Судьи и компьютеры с оценками, словно проникнувшись прокатом, выдали ровно 80 баллов без десятых и сотых. Однако наибольший интерес вызывала оценку за технику – 42,92. Ведь незадолго до выступления Евгении на юниорском этапе Гран-при в Минске в короткой программе за техническую составляющую 41,78 балла получила воспитанница Тутберидзе Александра Трусова. Одна из "фигуристок будущего", ведущая с переменным успехом борьбу с четверным сальховом. А если пытаться проводить какую-то параллель с Алиной Загитовой, выигравшей неделей ранее Lombardia Trophy (хотя и в большинстве случаев сравнивать оценки разных турниров некорректно), то в короткой программе за технику она набрала 40,65 балла, плюс в районе трех потерянных баллов из-за падения на двойном акселе – получается, примерно то же самое. Оценку за компоненты у двукратной чемпионки мира и дебютантки взрослых турниров сравнивать пока уж точно не имеет смысла.
ЖЕСТКИЕ ОЦЕНКИ
В новой произвольной программе сложилось впечатление, что Евгения предстала в ней другой, несколько повзрослевшей, в платье, отличавшемся от ее предыдущих нарядов к программам. Ну и плюс ко всему – другая расстановка элементов с единственным прыжком в первой половине программы – двойным акселем. Другое дело, что получилось далеко не все: только третий уровень сложности вместо традиционного четвертого за техническую дорожку шагов. Впервые на взрослых соревнованиях Медведевой было поставлено неверное ребро на тройном лутце, существенно снизившее оценку за этот элемент. Ведь исполненный чисто или с неясным ребром во второй половине программы без учета добавок за качество исполнения он мог бы быть оценен на 2 балла выше.
Как итог – за прокат произвольной программы Евгения получила 146,72 балла, причем оценка за компоненты оказалась почти на балл больше, чем за технику. У Алины Загитовой за произвольную программу в Бергамо – 147,17, из которых оценка за технику на 7 баллов больше, чем у Медведевой, а за "наживные" компоненты – примерно на 6 баллов меньше. Однако едва ли стоит пытаться сравнивать два разных турнира в разных странах, двух разных девушек и разные жанры – театр Медведевой и балет Загитовой. Ведь уже через две недели им обеим предстоит выступить на Japan Open с произвольными программами.
Что касается других представительниц нашей страны, то Елена Радионова заняла третье место, а Алена Леонова стала пятой. Ни одной из них не удался полностью чистый прокат. Причем у Елены в произвольной программе и вовсе случилась досадная неприятность: перед заходом на тройной риттбергер она поскользнулась на ровном месте. То, что Радионова не растерялась, поднялась и исполнила прыжок позже, не спасло ситуацию: с фигуристки сняли балл за падение и не зачли прыжок вовсе. Как итог – минус 6 баллов в буквальном смысле на ровном месте и проигрыш Рике Хонго именно их по итогам произвольной программы. Но не риттбергером единым – он не помог бы Радионовой обогнать Хонго по сумме: у японки уже было 2 балла преимущества перед Еленой. После прокатов обеих программ в "Ciss and cry" (комнате слез и поцелуев) Елена Буянова что-то подолгу втолковывала своей ученице-тезке и хочется верить, что это обязательно поможет Радионовой избежать в дальнейшем таких обиднейших ошибок.