24 марта 2018, 15:15

"Теперь у нас есть ребенок с психологической травмой". Психолог Слуцкого объяснил неудачу Загитовой

Игорь НОВИКОВ
Корреспондент

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Заведующий лаборатории Института медико-биологических проблем Вадим Гущин в интервью "СЭ" рассказал о том, что фигуристке Алине Загитовой потребуется психологическая реабилитация после чемпионата мира в Милане.

Накануне 15-летняя россиянка трижды упала по ходу произвольной программы и заняла только пятое место. Ранее Гущин работал с бывшим тренером ЦСКА и сборной России Леонидом Слуцким.

– Начнем с того, из-за чего она упала. Ведь даже в вашем издании вышла статья, где было написано, что ей было бы намного проще, если бы рядом была Женя Медведева. Оставшись без Жени, в статусе олимпийскоц чемпионки, без поддержки, в качестве единственного лидера сборной – естественно, она чувствовала себя тяжело, – считает Гущин. – Ей было сложно, она должна была подтверждать свои достижения. А ведь Алина – человек, который еще формируется. Все высказывания про железные нервы, которые я недавно видел, – такое говорят только странные люди. Человек, который занимается столь художественным видом спорта... Ну какие железные нервы? У тебя всего пять минут, за которые ты должен показать все, что только можешь. Это безумно сложно. Представьте себе, что на вас давят. Все больше и дольше. Это называется кумуляция нервного напряжения. Весь этот год Алина находится под чудовищным давлением. Слава богу, эта нить не порвалась на Олимпиаде. Но дальше, когда это давление пало на нее, что называется, соло, когда не оказалось рядом Медведевой, все получилось очень плохо. Это очень наглядный пример, чтобы объяснить обычным людям, насколько это тяжело и страшно. Причем страшно не только проигрывать, но и выигрывать. Потому что дальше ты должен уже соответствовать. И потом смотришь на то, чем закончились карьеры Сотниковой, Липницкой и других...

– Считаете, что в фигурном катании слишком рано отправляют на профессиональный уровень?

– В ряде других видов спорта не допускают к соревнованиям детей. Ты можешь начать карьеру, но с определенного возраста, как в теннисе. В фигурном катании и гимнастике идет эксплуатация именно маленьких детей. На мой взгляд психолога и медика, это не вполне здоровая тенденция. Они - дети, они выдерживают совершенно чудовищные нагрузки. Не физические – их легкое тело позволяет это выносить. Но психологические. Посмотрите на судьбу Ольги Корбут (советская гимнастка, четырехкратная олимпийская чемпионка. – Прим. "СЭ") – это чудо с косичками. Поверьте, это было самое сильное впечатление, которое когда-либо производила гимнастка на мировую общественность. Ну и что? У нее счастливо сложилась жизнь? Ранняя нагрузка и ранняя победа зачастую намного тяжелее переносятся, чем ранее поражение. Потому что ты еще не готов, твоя психика еще не готова выносить такой груз.

– Медведева пережила такой период, сможет ли она помочь Загитовой в дальнейшем?

– Еще раз говорю – отсутствие Жени сыграло существенную роль. Перед чемпионатом мира все обсуждали ее, и никто не озаботился тем, насколько тяжело Алине. Насколько ей больно, насколько ей неприятно слышать, что она неоднозначно выиграла. А таких публикаций тоже было очень много. В данном случае, наверное, надо было не посылать ни Медведеву, ни Загитову. Но мы хотим медалей, хотим их сейчас и как можно больше. А ребенок не может сам сделать выбор, сказать стоп, ощутить, что где-то близок к пределу. Нужна была психологическая диагностика, может быть, обследование перед всем этим. Видимо, этого и не хватило. В результате мы имеем то, что имеем – ребенка с психологической травмой.

– Как она ее перенесет?

– Зависит от того, как ей окажут психологическую помощь. Насколько мы все не будем столь жестоки, как к Медведевой – с тренером расходится, и испугалась, и все у нее не так. Мы должны поддержать Алину, сказать, что ты молодец, что мы тебя любим. Главный турнир ты выиграла, а это – ерунда, не имеет никакого значения. Мы должны ее поддержать психологически всей страной. Может быть, ей лучше сделать паузу в выступлениях. Но нужно разобраться, что именно с ней происходит, а не судить по телевизионной картинке. Большой спорт – очень тяжелая вещь. Мы видим только лицевую сторону, а изнанка – это боль, кровь и слезы. Когда больно ребенку, мы должны все понимать и сочувствовать. Это не здоровый 30-летний хоккеист, которого чуть толкнули, а он изображает смертельную травму. И это не футболист, который от легкого толчка валится, и начинает изображать вселенские муки. В данном случае все очень серьезно, нужно быть внимательными и осторожными. Необходимо провести психологическую реабилитацию, потому что это ребенок. 

Результаты и календарь чемпионата мира - здесь

29